Урок математики был проведён во 2 классе по системе Занкова.
Тема урока: "Вместимость".
Тип урока: Изучение нового материала. Методы и формы обучения: проблемно - исследовательский метод с использованием индивидуальной, групповой, самостоятельной и фронтальной работы. Оборудование: школьная доска, презентация, учебник 2 класса, сосуды разной вместимости.
Это первый урок по данной теме в разделе « Вместимость». На этом уроке решались следующие образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Создание условий для самостоятельного открытия понятия «вместимость», особенности этой величины, особенности измерения данной величины с помощью произвольных мерок.
Развитие логического мышления, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, делать выводы. Развитие навыков самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
Воспитание умения договариваться, выслушивать чужую точку зрения, высказывать свое мнение, приводя доказательства, подтверждающие его. Воспитание трудолюбия, доброго отношения друг другу.
Планируемый результат: учащиеся должны поставить перед собой проблему и решить её; самостоятельно определить новую величину «вместимость» и использовать алгоритм её измерения, используя произвольные мерки, доказать, что вместимость – это величина.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
Личностные – развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирования мотивов достижения и социального признания, границ собственного знания и «незнания»
Регулятивные – умение принимать учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, различать способ и результат действия, уметь оценивать правильность выполнения действия; выполнять учебные действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные - развивать познавательную инициативу (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве); уметь сопоставлять величину и единицы её измерения, уметь использовать алгоритм измерения новой величины вместимости произвольными мерками, устанавливать взаимно-однозначное соответствие, умение устанавливать аналогии на предметном материале, умение анализировать конкретную арифметическую ситуацию и делать выбор.
Коммуникативные - умение отвечать на поставленный вопрос, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности групп, умение формулировать собственное мнение и позицию;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок математики. 2 класс (развивающая система Л. В. Занкова)
Тема урока: Вместимость
Первый урок в теме «Вместимость» Урок открытие нового знания
Цели:
Создание условий для самостоятельного открытия понятия «вместимость», особенности этой величины, особенности измерения данной величины с помощью произвольных мерок.
Развитие логического мышления, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, делать выводы. Развитие навыков самостоятельной работы, контроля и самоконтроля.
Воспитание умения договариваться, выслушивать чужую точку зрения, отличную от собственной, высказывать свое мнение, приводя доказательства, подтверждающие его.
Древняя китайская мудрость гласит: скажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь. Эти мудрые слова будут целью нашего урока. Давайте будем действовать, сами добывать знания.
Обратите внимание на слайд.
Выполняем задание устно с объяснением.
2см3мм+1см7мм= 4см
3см5мм+5мм= 4см
1см8мм+1см6мм= 3см4мм
Начертите отрезки, длины которых равны найденным значениям сумм.
Сколько отрезков получилось? Почему 2, ведь примеров было 3? Сумма первого и второго отрезка равна 4 см
Внимание на слайд. Что скажите? (одним словом – величины)
На какие группы можно разделить эти записи? (есть единицы измерения длины, массы и буква л)
Если знают – молодцы, давайте убедимся, верно, ли ваше предположение. Может вызвать затруднение – в ходе нашего урока вы узнаете, что она обозначает.
Посмотрите на стол. Что вы можете сказать? (на столе мои три разных сосуда)
Я предполагаю, что в этих сосудах одинаковое количество воды. Давайте, следуя древней мудрости, на практике попробуем действовать самостоятельно, чтобы чему-то научиться.
Докажем верно ли моё предположение или опровергнем его.
Вот у меня есть линейка, давайте попробуем измерить количество воды с её помощью.
Что скажите? В сосудах одинаковое количество воды? Нет, этим измерением вы не смогли доказать моё предположение, только измерили высоту столбика воды.
Вы знаете единицы измерения массы. Они нам могут помочь? Взвесили - разное кол-во кг – не доказали.
Мои способы измерения не подошли, что же делать, чем измерить? А какие способы предложите вы?
Измерить мерками. Даю свои сосуды, мерки и (1,2,3 литровые) банки.
Предлагаю вам поработать в группах и сделать выводы. Вы подойдёте к рабочему столу, возьмёте мерку. Начинаете переливать воду из своего сосуда в пустую банку, считая количество мерок. Мерки наливайте полные, но работайте аккуратно. Начинаем работу.
Командиры групп встают у стола с меркой в руках и рассказывает, что у них получилось.
( у нас получилось столько- то таких мерок)
Что можете сказать? (получилось разное количество мерок)
Можно сказать, что в этих сосудах одинаковое количество воды? Что же делать? (нужны одинаковые мерки)
Посмотрите, я перелью всю воду в одинаковые банки вместимостью 1 литр. Что скажите теперь? Почему получилось одинаковое количество воды? Т.к. вместимость банок одинакова. Предположение наше подтвердилось, потому что мы использовали одинаковую мерку в 1 литр. Помните, у нас на слайде оставалась одна буква Л – это единица измерения вместимости, количества жидкости.
У нас в России принято записывать буквой л
Запишите на листочке литр-1л
Вместимость этой банки 1 литр. А что такое вместимость? Как вы поняли? Давайте прочитаем на слайде.
«Когда узнают, сколько литров помещается в ёмкость, то говорят что измеряют ее вместимость».
В старину русский народ жидкость измерял разными мерками, как мы с вами. Это кружка, ведро, в него вмещалось 12 литров, и бочка, в которую можно залить 40 вёдер. Так люди измеряли в старину вместимость сосудов.
- Ребята, где вы встречались с этой единицей измерения жидкости в повседневной жизни? В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.
Вспомните из жизни, как на письме обозначают вместимость, количество литров. (Например, на пачке с соком написано 2л Это означает, что её вместимость 2 литра сока.)
Посмотрите, что я делаю. 1литр переливаю в 2 литровую банку, какова её вместимость? затем ещё 1литр выливаю к ним. Какова вместимость банок?
Сейчас поиграем в игру «Верно – неверно» и немного отдохнём. Встали все.
Если вы согласны с моим утверждением, поднимаете руки вверх, не согласны – приседаете.
См измеряют жидкость? (сели)
Массу арбуза можно измерить в литрах. (сели)
Единица измерения количества жидкости называется литр. (руки вверх)
Садимся. Продолжаем работу.
Теперь попрошу вас сравнить количество жидкости двух банок. В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 бутылки.
Мы не можем выполнить это задание. Мерки разные, нужно взять одинаковые мерки. Сравнить можно только тогда, когда взяты одинаковые мерки.
Помогите мне исправить текст задания. (В одну банку входит 5 стаканов воды, а в другую 2 стакана. Вместимость какой банки будет меньше? И др.)
№215 (4) Какие мерки используются в каждом случае?
Кувшин вмещает 8 стаканов сока
Это сорокаведёрная бочка
В пакете 5 чашек молока
Принимай микстуру по столовой ложке
А какие мерки мы с вами применяли в работе?
Далее работаем на листочках. - На слайде вы видите задачу. Прочтите и решите ее.
В ведре было 10 литров воды. Для полива комнатных цветов израсходовали 4 литра. Сколько литров воды осталось в ведре?10 – 4 = 6 (л) Ответ: в ведре осталось 6 литров.
Давайте ещё раз хором прочитаем девиз нашего урока. Я вам показала и вы запомнили, я дала вам возможность действовать и вы научились - так чему вы научились? Какие новые понятия узнали? Посмотрите на слайд и продолжите каждый своё предложение.
А я буду заполнять одинаковыми мерками сосуд вместимостью 1 литр.
Посмотрите, у нас получилась полная банка вместимостью 1 литр, значит, мы с вами хорошо потрудились.
Посмотрите, у нас получилась неполная банка вместимостью 1 литр, значит, вас ждут ещё новые знания по нашей теме.
Желаю вам, если вы хотите чему то научиться - попробуйте, потрогайте, действуйте сами и вы научитесь.
Я дарю вам 2 упаковки Доброго сока. Сколько это литров? А к ним одинаковые мерки и желаю, чтобы вы были добрыми, дружными, никогда не ссорились и всё делили поровну. Спасибо вам за урок.