Цели урока:
познакомить учащихся с числом 0 и его графической записью;
показать, что при вычитании из числа его самого получается нуль;
отрабатывать навыки счёта;
закреплять знание детьми состава изученных чисел.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
З а д а н и е 1
– Рассмотрите рисунки.
– Сколько шариков на первом рисунке?
– Какой цифрой запишем количество шариков?
– Запишите.
- Сколько шариков спустило? (1) какой цифрой запишем количество спустившихся шариков?. Запишите.
- Сколько осталось надутых шариков? (2). Какое равенство можно записать? 3-1=2
– Сколько шариков на втором рисунке? (2). Сколько из них спущенных? (1). Сколько осталось надутых? (1). Какое выражение можно записать? 2-1=1
– Сколько шариков на третьем рисунке? (1). Сколько лопнуло? (1). Сколько осталось? (нисколько). (0)
Учитель вывешивает на доску увеличенный образец цифры 0 на доску.
III. Анализ образца и письмо цифры 0.
– Что вам напоминает цифра 0?
Цифра вроде буквы О –
Это нуль иль ничего. С. Маршак
Далее учащиеся анализируют образец цифры 0, а затем прописывают цифру в тетради (в тетради № 1).
Учитель показывает ученикам место нуля на числовой прямой и сообщает детям о том, что число 0 делит числовую прямую на две части.
После этого учащиеся выполняют второе задание (в тетради): вставляют пропущенные числа, сравнивая числа. 3 >2 2 >1 1>0
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
По рисунку 2. Называем соседей числа 4, 3,2,1.
IV. Работа по учебнику и в тетради
Р а б о т а в т е т р а д и.
З а д а н и е (в тетради).
– Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить?
–С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся по индивидуальным карточкам.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Формирование представления учащихся о том, что, если из числа вычесть его само, получится нуль.
Учитель просит учеников рассмотреть рисунок в учебнике.
– Сколько смородинок было на веточке? (Пять.)
– Сколько сорвали? (Пять.)
– Сколько смородинок осталось? (Нуль.)
– Запишите равенство, соответствующее рисункам.
З а п и с ь с комментированием:
5 – 5 = 0.
Далее учитель выставляет на наборное полотно, например, 7 конфет, затем все конфеты убирает.
– Составьте небольшой рассказ.
Было 7 конфет. Дети съели 7конфет. Сколько конфет осталось?
– Запишите равенство, которое соответствует составленному вами рассказу.
З а п и с ь с комментированием:
7 – 7 = 0.
– Какой в ы в о д из этого следует? (Если из числа вычесть это же число, получится нуль.)
VI. Итог урока.
– Что нового узнали?