Урок математики в 4 классе
тема урока: Скорость. Единицы скорости
Цель деятельности учителя
Способствовать ознакомлению со скоростью равномерного движения и с решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения, развитию умений выполнять деление с остатком, находить значение выражений с одной переменной, преобразовывать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобкамии без скобок
Тип урока
Освоение новых знаний и способов действий
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся со скоростью равномерного движенияи с решением простых задач на нахождение скорости по известным расстоянию и времени движения; научатся выполнятьделение с остатком; находить значение выражений с одной переменной; преобразовывать величины; соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: понимают необходимость бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей
методы и формы
обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический
Образовательные
ресурсы
1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России».
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Основные понятия и термины
Скорость. Единицы скорости
организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
органи-
зации
взаимо-
действия
на уроке
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности
Эмоциональная, психоло-
гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
Фронтальная,
индивидуальная
К – планируют учебное сотрудничество с учите-
лем и сверстниками.
Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету
Наблюдение
учителя за организацией учащимися рабочего места
II. Сообщение темы, цели
урока
Озвучивает тему, цель урока
Слушают учителя
Фронтальная, индивидуальная
Р – принимают и сохраняют учебные задачи
III. Актуализация знаний
1. Проверка
домашнего
задания.
Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.
Фронтальная, индивидуальная.
П – фиксируют математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме
(на моделях); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; владе-ют логическими действиями, способами выполне-
Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания.
2. Устный счет:
1) Арифметический диктант.
• Найдите частное чисел 420 и 6.
• Какое число меньше 720 на 100?
• Какое число надо увеличить на 8, чтобы получить 64?
• Запишите число, которое больше 20 в 5 раз.
Выполняют задания.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
2) Решение примеров.
– Найдите ошибки и вычислите правильно
(можно вынести на доску).
39 : 6 = 5 (ост. 9) 65 : 9 = 7 (ост. 3)
60 : 12 = 4 (ост. 12) 24 : 36 = 0 (ост. 12)
Выполняют задания.
Индивидуальная.
3) Перевод единиц измерения
– Переведите (можно вынести на доску):
23 м 6 см = … см
9 ч 6 с = … с
2 ч 45 мин = … мин
2 355 кг = … т… кг
62 335 = … т … кг
584 мм = … см … мм
Выполняют задания
Индивидуальная
Перевод единиц измерения
IV. Изучение нового материала
1. Знакомство со скоростью, единицами скорости.
– Вы уже знаете такие величины, как время (t) и расстояние (S), а также единицы их измерения. Сегодня на уроке мы познакомимся с новой величиной, которая называется «скорость»(υ), с единицами скорости.
– Откройте учебник на странице 5 и прочитайте решения задач, которые даны вверху.
Открывают учебник, читают задачи и решения к ним.
Фронтальная.
Знание единиц измере-ния скорости,
времени, расстояния.
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
№ 8.
600 м/мин
600 : 60 = 10 м/с
Задание внизу страницы.
14 км/ч < 130000 м/ч
Устно решают задачу.
Устно решают задачу.
собны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность
и необходимость изучения математики в жизни человека
2. Знакомство
с новым видом задач.
№ 9 (1).
120 : 2 = 60 (км/ч).
Ответ: 60 км/ч – скорость пассажирского поезда.
№ 9 (2).
120 : 3 = 40(км/ч).
Ответ: 40 км/ч – скорость товарного поезда.
№ 9 (3).
Скорость (υ)
Время (t)
Расстояние (S)
60 км/ч
2 ч
120 км
40 км/ч
3 ч
120 км
– Как, зная время и расстояние, можно найти скорость?
Под руководством учителя выполняют задачу.
– Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
Фронтальная.
Решение текстовых арифметических задач.
Физкультминутка
Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке
Выполняют физкультминутку
Фронтальная
Р – принимают и сохраняют учебную задачу.
К – проявляют готовность слушать.
Л – имеют установку
на здоровый образ жизни
Выполнение дви-жений
соглас-
но инст-рукции
V.Первич-
ное закрепление
Работа
по учебнику.
№ 12.
Решают с комментированием, записывают решение в тетрадь.
Фронтальная.
П – осуществляют логические действия; владеют способами выполнения заданий поискового
Решение текстовой арифметичес-
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
1) 6 · 10 = 60 (км/ч) – на машине.
2) 60 : 4 = 15 (км/ч).
Ответ: скорость на велосипеде 15 км/ч.
характера.
Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий.
К – владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым
и сверстниками.
Л – понимают важность
и необходимость изучения математики в жизни человека
кой задачи.
Самостоятельная работа
№ 10.
№ 13
Находят частное и остаток.
Находят значение выражений с одной переменной
Индивидуальная
Выполнение деления с остатком. Нахождение значения выражения
с одной переменной
VI. Итоги урока.
Рефлексия
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок
– Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
– Что мы повторяли сегодня на уроке?
– Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Какое – меньше?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Отвечают на вопросы.
Фронтальная, индивидуальная
П – ориентируются
в своей системе знаний.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют познавательный интерес к предмету
Устные ответы
VII. Домашнее задание
Инструктаж по выполнению домашнего задания
С. 5, № 11
Задают уточняющие вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения