«Туринская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Б. Паскаль
Этап урока | Содержание урока | Коррекционная направленность | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | -Здравствуйте, те, кто весел сегодня, Здравствуйте, те, кто грустит, Здравствуйте, те, кто общается с радостью, Здравствуйте, те, кто молчит. Улыбнитесь, пожалуйста, все, кто готов работать сегодня с полной отдачей, активно, и показать себя нашим гостям только с хорошей стороны. Здравствуйте! | Включение учащихся в урок, концентрация внимания на учебной деятельности | Выразительно читает стихотворение, настраивая обучающихся на положительные эмоции. | Успокаиваются после перемены, эмоционально настраиваются на урок. |
2 Рефлексия | СЛАЙД 1 Начинаем урок математики. Но прежде, чем его начать, я хочу узнать у вас, как вы относитесь к этому учебному предмету: кто считает, что математика – скучный и неинтересный предмет? (поднимет синий круг); кто считает, что математика – интересный и важный предмет? (поднимет зелёный круг); кто любит заниматься математикой? (поднимет красный круг). СЛАЙД 2 Наш урок мне бы хотелось начать вот с такого высказывания Б. Паскаля «Предмет математики настолько серьезен, что нужно не упускать случая, делать его немного занимательным» | Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности. | Подсчитывает количество кругов разного цвета, делает вывод по итогам рефлексии. | Обдумывают своё отношение к математике и поднимают соответствующий круг |
3. Обобщение и систематизация ранее изученного материала. | СЛАЙД 3 На время данного урока мы станем альпинистами, и весь урок будем покорять горные вершины царства “Обыкновенных дробей”. -Кто такие альпинисты? -Какие они должны быть? СЛАЙД 4 Для покорения горных вершин «Царства обыкновенных дробей» необходимо взять с собой знания, поэтому давайте, немного повторим: - Какая из дробей с одинаковыми знаменателями больше? - Какая дробь называется правильной? - Какая дробь называется неправильной? - Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями? - Как вычесть две дроби с одинаковыми знаменателями? - Какое число называется смешанным? - Как выделить целую часть из смешанного числа? - Как перевести смешанное число в неправильную дробь? СЛАЙД 5 Графический диктант. - Теперь выберем маршрут для покорения горных вершин знаний. На экране появляется математическое выражение, если оно верное, ставьте, если неверное, то ставьте - Чтобы не сбиться с пути проверим наш маршрут. Правильный ответ: СЛАЙД 6 - Перед нами не самый легкий маршрут. Нам надо покорить 4 вершины “Историческую”, “Новых знаний”, “Закрепление”, “Домашнее задание” Итак, первая вершина “Историческая”. СЛАЙД 7 СЛАЙДЫ 8, 9. Посмотрите, как изображали дроби в Древнем Египте: В древнем Китае вместо черты использовали точку: Индийцы записывали так: Первым дробную черту ввел итальянский ученый Фибоначчи. Дроби на Руси называли долями, а позже “ломаными” числами. (VIII в.) У нас есть поговорка “Попал в тупик, т.е. попал в такое положение, откуда нет выхода. У немцев аналогичная поговорка гласит: “Попал в дроби”. Она означает, что человек, попавший в дроби, попал в трудное положение. Эта поговорка напоминает о тех временах, когда дроби считали самым трудным, запутанным разделом математики, т.к. общих приемов действий с дробями и записи дробей не было. Задача нашего урока – показать, что обыкновенные дроби не смогут поставить вас в трудное положение. СЛАЙД 10 - Я думаю «Историческую» вершину на этом мы будем считать покорённой. - Ребята, за нашим восхождением на вершины будут следить гости, будьте внимательны, не сбейтесь с курса. | Восстановление и корректировка необходимых для урока знаний и умений, мотивация обучающихся на активное восприятие нового материала Развитие навыка переключения внимания Развитие познавательной активности | | Отвечают на вопросы учителя по повторению изученного материала На листочках выполняют графический диктант Самопроверка нарисованного маршрута Учащийся рассказывает историю дробей |
4. Усвоение новых знаний | СЛАЙД 11 Чтобы попасть на следующую вершину «Новых знаний» нам надо разобрать завал, который преградил нам дорогу. (на доске куча «камней», на которых написаны дроби и смешанные числа) Данные дроби распределите так: 1 группа – правильные дроби 2 группа – смешанные числа. 3 группа – неправильные дроби. И расположить в каждой группе их в порядке возрастания от наименьшей к наибольшей. - Сейчас вы будете работать в группах. Как это надо делать? СЛАЙД 12 - Хорошо потрудились при разборке завала:…… (отмечаются флажками) Дети переворачивают «камни» и читают тему: “Сложение и вычитание смешанных чисел”. - На уроке мы узнаем, как складывать смешанные числа, как применять полученные знания к выполнению практических заданий. И вот мы подошли к вершине “Новых знаний” СЛАЙД 13 1) Давайте решим задачу. На тарелке лежало плитки шоколада, а на другой плитки шоколада. Сколько всего шоколада лежало на двух тарелках? Как предлагаете решать? Можно записать короче: Решим ещё один пример: - Сделайте вывод, как сложить смешанные числа? (Надо сложить отдельно целые части, а дробные отдельно) - Поднимите руки, кто понял, как складывать смешанные числа? - Давайте проверим! СЛАЙД 14 - Некоторые растения находятся в Красной книге. Вы знаете, что это за книга? И сейчас мы с вами должны угадать одно из таких растений. СЛАЙД 15. - Нужно решить следующие примеры. И каждому правильному ответу соответствует буква. Подставив к ответу букву, мы сможем прочитать название этого растения. 1) ; 4) ; 2) ; 5) ; 3) ; 6) 12; СЛАЙД 16 ЛАНДЫШ СЛАЙД 17 - Тогда, я считаю, что и вторую вершину мы покорили. Первыми к вершине подошли: …… (отмечаются флажками) | Коррекция наглядно-образного мышления и механической памяти Развитие математической речи, развитие способности к обобщению и конкретизации | Сообщает тему и цели урока учащимся Раздаёт флажки победителям Раздаёт флажки победителям | Вспоминают правила работы в группах, распределяют «камни» по вышеуказанным группам, переворачивают «камни» и читают тему Читают правила в учебнике на с. 115 Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях |
5. Физкультминутка | - Ребята, а вы знаете, что чем выше поднимаешься в горы, тем становится холоднее. А не согреться ли нам, может, подвигаемся!!! | | Выполняет движения физминутки вместе с обучающимся, показывая пример | Выполняют танцевальную физминутку, повторяя движения, показанные на экране. |
6. Закрепление изученного материала | СЛАЙД 19 - Вот мы и подошли к следующей вершине «Закрепление». - Сейчас мы будем выполнять задание в учебнике с. 115 № 422 - Какие правила надо соблюдать при работе в тетради? Кто правильно, аккуратно и быстрее всех сделает задание, получает почётное звание «Помощник учителя», и будет иметь право проверять работы отстающих ребят и оказывать им помощь. СЛАЙД 20 - Эту вершину мы тоже покорили хорошо. Наиболее быстро и правильно её покорили: …… (отмечаются флажками). | Формирование навыков самоконтроля, самооценки, взаимооценки. Коррекция мышления и устойчивости внимания в ходе выполнения вычислительных приёмов. | Оказывает помощь учащимся. Назначает помощниками тех учащихся, которые справились с заданиями первыми. Раздаёт флажки победителям. | Выполняют задание в тетради. Учащиеся, выполнившие задание первыми, помогают другим учащимся. |
7. Домашнее задание | СЛАЙД 21 И, наконец, мы подошли к последней вершине, вершина “Домашнее задание”. Её вы покорять будете самостоятельно дома. с. 115. № 423, карточки | | Проверяет как учащиеся записали домашнее задание, некоторым учащимся даёт карточки. | Записывают домашнее задание в дневники |
8. Итог урока | - Чему же мы учились сегодня на уроке? - Как сложить смешанные числа? - Поднимите руки, кто научился складывать смешанные числа? - Ребята, что вам понравилось больше всего? - Что показалось трудным? - Молодцы, ребята, вы смогли убедить меня в том, что научились складывать смешанные числа. Изучение этой темы вы продолжите на следующем уроке. Впереди у вас ещё много новых вершин и если вы будете целеустремлёнными, упорными, как альпинисты, то покорите любую вершину. И счастливого вам восхождения на вершину ЗНАНИЙ. | | Задаёт итоговые вопросы. Направляет, дополняет ответы детей. Отмечает тех, кто набрал больше всего флажков, выставляет оценки. | Отвечают на вопросы Подсчитывают полученные во время урока флажки |
9. Рефлексия | СЛАЙД 22 - В конце урока я хотела бы узнать, изменилось ли ваше мнение о математике? | Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности. | Подсчитывает количество кругов разного цвета, делает вывод по итогам рефлексии. | Обдумывают своё отношение к математике и поднимают соответствующий круг |
Тема: «Сложение смешанных чисел».
Цели и задачи урока были определены с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, особенностей класса и способности каждого ученика.
Работая в классах коррекции, мне пришлось несколько пересмотреть свои методы обучения. Учащихся с интеллектуальными нарушениями требует особого подхода. Для этих детей почти все трудно, поэтому каждый урок приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным. Одним из основных требований к уроку в классе с учащимися с интеллектуальными нарушениями является коррекционная направленность урока, а использование информационно-компьютерных технологий является эффективным средством коррекционного воздействия на учащихся.
К своему уроку я постаралась создать яркую интересную презентацию для детей, так как проведение уроков с использованием ИКТ – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса; в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества обучения, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
Урок связан с предыдущей темой.
Специфика урока – сообщение новых знаний.
Урок решила начать с рефлексии на выяснение интереса к предмету.
Развитию навыка переключения внимания способствовали графический диктант и упражнение зашифрованного слова.
Были использованы все формы организации познавательной деятельности: общеклассная (контроль за пониманием и усвоением материала был проведен с помощью ИКТ), индивидуальная - с помощью карточек.
Для формирования навыков самостоятельной работы я применила дифференцированную работу по карточкам.
Оживили урок и помогли поддержать высокую активность и устойчивое внимание учащихся удачно выбранная форма проведение урока – покорение вершин, методы мотивации и стимулирование (звание «помощник учителя», флажки) и физкультминутка.
Осуществлялись межпредметные связи с уроками географии, биологии.
Каждый учитель стремится к тому, чтобы ответы учащихся были грамотны, четки и ясны, но не все учащиеся могут так отвечать, поэтому я старалась следить за речью детей, корректиривать их речевые навыки.
В урок гармонично вписалась презентация из истории дробей.
Все этапы урока были связаны логической последовательностью и рационально распределены. Мне удалось сохранить это во время проведения всего урока.
По моему мнению, цели урока была достигнуты в полной мере. Показателем этого может служить и результаты самостоятельной работы, и эмоциональная атмосфера на уроке. Поэтому я делаю вывод о правильности выбора целей и задач.