Просмотр содержимого документа
«Урок - сказка по теме: "Действия с десятичными дробями"»
План—конспект урока-сказки по математике в 5 классе
Тема урока: «Действия над десятичными
дробями».
Учитель: Малахова Г.А.
2014г
Тема урока: «Действия над десятичными дробями».
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся при выполнении арифметических действий над десятичными дробями; прививать навыки беглого счета, аккуратность расположения записи в тетрадь и на доске;
- развивать логическое мышление учащихся; внимание, интерес к предмету;
-формировать коммуникативную и социальную компетентности учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков. Форма проведения урока: урок-сказка.
Оборудование: - компьютер;
карточки для самостоятельной работы;
слайды;
мультимедийный проектор, экран.
Ходурока.
1. Организационныймомент.
Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе.
2.Мотивация урока
В мире много сказок Грустных и смешных. И прожить на свете Нам нельзя без них! Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть добро навеки Побеждает зло!
И сегодня наш урок не обычный, а сказочный. Почему? Случилась беда -Снежная Королева забрала Кая, бросила ему в глаза и сердце льдинки «десятичных дробей», заморозив его так, что он забыл о Герде. Вот и отправилась девочка на поиски своего друга в царство Снежной королеве. Дорога нелегкая и мы поможем Герде найти Кая и растопить его сердце с помощью наших знаний и умений по теме «Десятичные дроби».
Захватим с собой путевые листы, в которые будем заносить итоги нашего приключения. В начале, пожалуйста, в своих листах отметьте по 12 -балльной шкале свое настроение в данный момент. Что ж в путь!
3. Актуализация опорных знаний.
Сначала обдумаем план наших действий.
1) Устная работа "Думайте и соображайте"
Известно, какое важное значение имеет запятая в написании слов. От неправильной расстановки запятых смысл предложения может резко измениться. Например, как в известном мультфильме, " Казнить, нельзя помиловать" или "Казнить нельзя, помиловать". В математике от положения запятой зависит верность или неверность равенства.
Расставьте в следующих равенствах запятые:
32+ 1,8-5
7,36-336=4
63-27=60,3
3 + 108=4,08
12-50=60
Когда план был обсужден, Герда отправилась к реке и спросила, не знает ли она где Кай. Речка ответила: «Если правильно соберешь правила, то я покажу тебе дорогу!»
2) Фронтальный опрос «Соберите правила»
Чтобы сложить или вычесть десятичные дроби надо:
выполнить действия сложения и вычитания;
выполнить действия сложения и вычитания;
в ответе запятую поставить после запятой в данных дробях;
уравнять число знаков после запятой;
записать дроби так, чтобы запятая оказалась после запятой.
Чтобы перемножить две десятичные дроби надо:
отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе;
выполнить умножение, не обращая внимания на запятые.
Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:
после этого выполнить деление на натуральное число;
поставить в частном запятую, когда кончится деление целой части;
в делимом и в делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе.
Молодцы, вы помогли Герде и речка показала ей дорогу. Девочка села в лодку и поплыла.
4.Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.
И вот Герда приплыла к старой волшебнице. Старушке девочка очень понравилась. Чтоб Герда забыла Кая, она, расчесывая девочке волосы, заколдовала ее. Чтобы чары пропали, надо выполнить следующие задания.
1) «Вычислите наиболее простым способом»:
а) 5,94«0,07+0,33-5,94-Ю,4-0,06, 2,4
б) 6,85«3,2-6,85«1,7-1,5«6,85. 0.
Самопроверка - оценка максимум 2 балла (результаты заносятся в лист).
2) «Продолжите ряд чисел .
Посмотрите на числа в каждом ряду; догадайтесь, по какому признаку они собраны вместе и запишите ешё по три числа в каждый ряд.
0,2; 0,7; 1,2;...; 1,7
1,1; 2,2; 4,4;...; 8,8
2,5; 5; 7,5; 10;.... 12,5
Самопроверка - оценка максимум 3 балла (результаты заносятся в лист).
Мы помогли Герде вспомнить Кая и она убежала от волшебницы. Долго
бежала., устала и присела отдохнуть. И мы отдохнем вместе с ней.
Физкультминутка.
( Ученики за учителем повторяют движения)
Из - за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно, Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом, на месте, Хлопнем пару раз в ладошки, И потопаем немножко. А теперь представим, детки. Будто руки наши — ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели.
Отдохнув, Герда увидела перед собой прыгающего старого Ворона. Герда спросила, не знает ли он, где Кай. Ворон ответил: «»Кар —кар, наверное знаю, где твой принц, но сначала реши задание»
3) «Решите уравнение»
(2,1-0,7х): 0,48 = 3,5
Самостоятельное решение, затем — сверка с доской. Решение: 2,1-0,7x=1,68; 0,7х=2,1-1,68; 0,7х=0,42; х=0,6; Ответ: 0,6.
Оценка максимум 3 балла (результаты заносятся в лист).
Герда с нашей помощью решила уравнение и Ворон привел ее к принцу и принцессе, но это был не Кай. Чтобы развеселить Герду, принц с принцессой предложили ей «разгадать» логическую задачу.
Герда рассказала им свою историю и попросила у принца и принцессы карету, что дальше отправиться в поисках Кая.
Долго ехала Герда на карете, но в лесу ее поймали разбойники, которыми командовала маленькая Разбойница. Рассказ Герды опечалил Разбойницу. И она решила отпустить ее, если Герда решит задачу.
Самостоятельное решение.
5) «Решите задачу»
Найди площадь леса, в котором я живу, если он имеет форму прямоугольника с длиной 18,4км, а шириной на 8,9 км меньше.
Выполняем взаимопроверку - максимум 2 балла (результаты заносятся в лист).
Северный Олень привез Герду к бабушке Лапландки, которая сказала: « Моя подруга Финка знает, где Кай, но она покажет тебе дорогу, если ты решишь задачу».
Работа у доски.
6) «Задача Финки»
Из двух пунктов, расстояние между которыми равно 34,68 км, одновременно навстречу друг друг} вышли два пешехода. Скорость первого пешехода равна 4,8 км в час, а скорость второго - 5,4 км в час. Через сколько часов пешеходы встретятся?
( Решение. 1) 5,4 + 4,8 = 10,2 ( км в час) - общая скорость; 2) 34,68 : 10,2 =3,4 (ч) — время встречи пешеходов. Ответ: 3,4 ч .)
Мы справились и с этим заданием и Финка показала дорогу к Снежной Королеве. Когда Гер да увидела Кая, она бросилась к нему, но тот стоял неподвижно.
В его глазах и сердце были льдинки. Их нужно растопить. Для этого звездочки в примерах замените на цифры.
Самостоятельное решение в парах.
7) «Замените звездочки цифрами» 1,* X *,6 = 4,* 8
Ответ: 1,8x2,6-4,68.
Проверка - максимум 2 балла (результаты заносятся в лист).
Сердце Кая растаяло, он вспомнил Герду. И вместе они отправились домой.
5.Рефлексия.
На своем путевом листе напишите, за что вы можете себя похвалить, а за что поругать, а также выставите «оценку» своему настроению в конце урока.
6. Итоги урока. Домашнее задание.
Вот закончена игра, Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился? Кто же в сказке отличился?
Подсчитаем суммарный балл за урок. Если в тетради записи аккуратные дополнительный балл.
Молодцы ребята!
Вы справились с заданьями
И блеснули знаньями.
Каю с Гердой помогли,
От Снежной Королевы их спасли.
А волшебный ключ к ученью -
Ваше упорство и терпенье!
Спасибо за урок! До новых встреч в сказочной стране Математики!