1. Закреплять умения выполнять действия с многозначными числами, решать задачи, работать в группе, паре, сотрудничать, быстро принимать решения , сравнивать числа ,находить площадь и периметр
2. Развивать организационные умения: самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать и исправлять ошибки.
3.Воспитывать познавательную потребность, интерес к математике
Оборудование: компьютер, индивидуальные карточки, жетоны для определения выполняемых заданий, велосипед ,старинные деньги, билеты, конверт с инструкцией , разноцветные полоски , смайлики , музыкальное сопровождение , фотографии
Ход урока
1.Организационный момент
Всем ребятам дан звонок.
Он собрал нас на урок.
Встанем, подравняемся,
С трудностями справимся.
Я рада вновь видеть ваши лица и ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
2.Постановка целей
Тема нашего урока необычна «Числовая ловушка или лавина дешёвых велосипедов ».
Почему такое название, кто может предположить?
Вернёмся к этому в конце урока.
- Итак, эта таинственная история случилась много лет назад….
- А любите ли вы тайны, приключения, запутанные истории?
- Можно ли считать ваш ответ согласием отправиться в виртуальное путешествие в прошлое?
Стало известно, что там происходит что- то странное. Некоторые даже говорят, что орудует неуловимая группа мошенников, которая обманывает людей. Но разоблачить её никто не может. Давайте попробуем разобраться в этом.
- Что в путешествии нам будет особенно необходимо?
(Знания, опыт, уверенность в своих силах, смекалка, дружба, доверие, хорошее настроение)
-А что нас доставит в прошлое? (Машина времени)
Для управления Машиной нужен код.
Кто быстрее догадается?
Назовите число.
400 000+6 000+30+7 =406 037
Код найден. Прочтите инструкцию. (Один ученик читает инструкцию)
Чтобы запустить машину времени, надо найти зашифрованные числа. Тогда машина отправит вас в прошлое.
3. Устный счёт
1.Прочитайте числа (51 мил. 113 тыс.147)
( 41 миллиард. 281 мил. 506 тыс. 533)
2. В данном числе 93 000 706 увеличьте единицы в 5 раз
Прочитайте новое число ( 93 000 730)
3. Определите общее количество единиц миллионов в числе 100 230 974 289
(100 230 )
4. Какую часть суток составляют 8 часов? (3 часть)
5 .Как найти производительность? (работу разделить на время v = А : t)
6. Наименьшее шестизначное число уменьшите в 1 000 раз (1 000)
7. Сколько различных цифр в записи числа 788 880? (3)
8. Какое число меньше 5 в 100 раз? (50)
Молодцы! А теперь сядем поудобнее, и в путь.
Мы попали в город Караганду. 1972 год.
Интересно, а какие деньги были в магазинах в то время?
У вас на столах лежат деньги того времени. Каждый возьмёт по 10 рублей.
Что бы вы могли купить на 10 рублей по ценам 1972 года? (Велосипед)
(Появляется продавец. За 10 рублей могу предложить 4 билета, которые надо распространить среди 4 своих знакомых, собрав с них по 10 рублей.
Знакомые пусть тоже приходят за билетами и своими велосипедами .)
Ребята, помогите разобраться. Что же произошло?
(Ответ учащихся. 4 производят обмен на 5 билетов и распространяют их среди знакомых, друзей. 4 приносят по 50 рублей и получают велосипеды.)
Что же делать новым обладателям билетов? Желающих больше нет.
Так росла наша числовая пирамида.
(Четверо вовлекли ещё 20 человек. Двадцати потребуется вовлечь ещё 100. Сотня обладателей должна снабдить 500 человек, а те в свою очередь- 2 500 , которым в свою 12 500 очередь придётся отыскать 2 500 желающих.)
Число, вовлечённых в лавину, стремительно растёт.
4. Совершенствование вычислительных навыков.(Работа в парах)
Давайте узнаем, когда число участников этой пирамиды перевалит за 1 млн.
1 способ
12 500*5 = 62 500
2 способ
12 500*10: 2= 62 500
Назовите следующее число…
62 500*5= 312 500
312 500*5 = 1 562 500
Все ли купившие билеты, смогут получить велосипеды?
(всякий раз велосипед достаётся каждому пятому, а остальные четверо, оплачивают стоимость покупки для него, не подозревая об этом)
- Так, что же это, ребята, удачная возможность дёшево приобрести велосипед или ловушка?
(Числовая ловушка, которую расставили мошенники, наказывает тех, кто не умеет воспользоваться арифметическими расчётами.)
5. Создание проблемной ситуации
Мы разоблачили мошенников. Но как попасть домой в инструкции не было сказано. Принимаю все аргументы
Перед нами волшебная дверь. Но откроется ли она перед вами?
Проявите сообразительность и смекалку для продолжения движения
1.Стоит в поле дуб. На дубе 250 веток. На каждой ветке по 13 яблок. Сколько всего яблок? (Нисколько, так как на дубе яблоки не растут.)
2. На грядке сидят 120 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько осталось воробьев на грядке? (Нисколько, так как остальные воробьи улетели.)
3. Какое число получится, если к количеству богатырей(33),которыми руководил Черномор, прибавить количество гномов, у которых жила Белоснежка(7), вычесть количество веселых поросят(3) и прибавить количество братьев у Ивана-дурака(2)(39)
11. Билингвистическая минутка«Найди пару»
Велосипед Дружба
Достық Велосипед
Есік Помощь
Көмек Дверь
Күш Сила
Қақпан Победа
Жеңіс Ловушка
( Велосипед, достық-дружба, есік- дверь, көмек - помощь, күш -сила, қақпан -ловушка, жеңіс – победа)
Дверь открыта. Молодцы!
12.Рефлексивная деятельность. Д/З
Вот мы и дома. Вернёмся к вопросу, почему урок назывался «Числовая ловушка»
- Что в жизни может нам помочь не попасть в ловушку?
Не зря известный учёный Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет голова, тем более способна она рассуждать»
- Какая наука развивает у нас мышление, смекалку, даёт необходимые знания?
А сейчас приклейте разноцветные полоски к трём лицам.
К весёлому - если вам было интересно, узнали что- то новое, настроение хорошее.
Если было неинтересно, всё знали уже давно, настроение плохое - лицо грустное.