обучать планированию деятельности, постановке учебной задачи;
развивать умение строить логические цепочки;
способствовать умению задавать вопросы;
обучать осуществлению взаимоконтроля и самоконтроля;
организовать парную работу и групповое взаимодействие;
направленные на формирование функциональной грамотности обучающихся:
развивать читательскую и математическую грамотность
Основные понятия
Правильная дробь, неправильная дробь, смешанное число
Ресурсы
Учебник:
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. / под ред. Подольского В.Е.; «Математика. 5 класс». Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений; 5; ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Компьютер с колонками
Раздаточный материал
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
Предметные
Личностные и метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
Умения функциональной грамотности
1. Орг. момент
Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Добрый день, ребята. Открываем тетради. Записываем Число. 17 марта 2021 года. Это необычный день! Сегодня прошло ровно 198 дней со дня рождения нашего класса! По-другому можно сказать, что прошло 6 целых 17/30 месяца или 198/365 года. За это время мы многое узнали друг о друге и продолжаем узнавать что-то новое. Хочу вам рассказать об одной традиции моей семьи. По выходным я готовлю что-то вкусненькое для своих домочадцев.
Настраиваются на открытие новых знаний
Личностные: мотивация
2. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала
Сегодня я хочу с вами поделиться рецептом очень вкусного пирога. Ваша задача: прослушать данный рецепт и выписать все дробные числа, которые встретятся в тексте.
(Приложение1)
Проверим, какие дроби вы записали:
На доске:
;
Какая дробь лишняя? Почему?
Какая дробь называется неправильной?
Какая дробь называется правильной?
В виде чего можно представить неправильную дробь?
Представьте дробь 16/9 в виде смешанного числа.
Как себя можно проверить?
Слушают аудиофайл и выписывают дробные числа
Один обучающийся читает дроби, которые он выписал в тетрадь. Обучающиеся проверяют выписанные дроби, опираясь на запись на доске.
16/9, т.к. она неправильная
Отвечают на вопросы учителя
Повторение понятия дробного числа
Повторение понятий правильной и неправильной дроби.
Повторение понятия смешанного числа.
Закрепить умение представлять неправильную дробь в виде смешанного числа.
Развитие знаково-символических ууд
Понимать фактологическую информацию
3. Постановка учебной задачи,
Определяем основной вопрос урока.
Цели:
- организовать постановку цели и задач урока;
- организовать составление совместного плана действий.
Мы уже умеем читать, записывать смешанные числа. Как вы думаете, какой следующий этап работы нас ждет?
Сформулируйте тему урока. Какова цель урока?
По какому плану будем действовать?
Формулируют тему и цель урока
обучать планированию деятельности, постановке учебной задачи;
4. Открытие новых знаний
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание
Попробуем сформулировать правило сложения смешанных чисел. Поработаем в группах. Вспомните правила работы в группах.
Задание: восстановить запись примера по рисунку
Сформулируйте правило сложения смешанных чисел.
С помощью чего мы можем проверить себя? (учебник с.196)
Воспользуемся новым правилом.
Два человека решат примеры у доски
3 +1
2 +3
Посмотрите на результаты.
Можем ли мы оставить ответы в таком виде?
Надо ли дополнить правило, предложенное в учебнике?
На столе в файле у вас лежит алгоритм сложения смешанных чисел. (см. Приложение) Ваша задача, составить верный алгоритм для сложения смешанных чисел. Работаем в парах.
Проверим, что у вас получилось (вывешивается алгоритм по шагам)
Мы дополнили правило. Алгоритм я оставлю на дополнительной доске и размещу его в нашей классной группе в вайбере.
Повторяют правила работы в группе.
Выполняют задание в группах. Вывешивают результаты на доску.
Формулируют правило сложения смешанных чисел, основываясь на выполненное задание
Оценивают полноту и точность сформулированного правила
Отвечают на вопросы учителя
Парная работа. Составляют алгоритм сложения смешанных чисел, используя раздаточный материал
Проверяют алгоритм, составленный парой
Знакомство с правилом сложения смешанных чисел
Развитие коммуникативных ууд
Развитие познавательных УУД
Соотношение визуального изображения с вербальным текстом
Определять место, где содержится искомая информация
Математическая грамотность
Планирование хода решения, упорядочивание действий
4. Применение новых знаний на практике
Первичное закрепление
Цели:
- организоватьусвоение учениками правила сложения смешанных чисел
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание
Решение задач:
№775 (1,2) стр. 196
Решение задачи:
На плане одного из районов города клетками изображены кварталы, каждый из которых имеет форму квадрата со стороной 100 м. Ширина всех улиц в этом районе — 30 м.
Найдите длину пути от точки А до точки В, изображенных на плане. Ответ дайте в метрах.
(решают обучающиеся у доски)
Самостоятельная работа по вариантам
После выполнения работы, выйдите, пожалуйста из-за парты, задвиньте стул, перейдите на место соседа, проверьте его работу по эталону:
Поднимите руку, кто справился с заданием?
Выполняют вычисления
Решают задачу
Выполняют самостоятельно задания по вариантам, выполняют взаимопроверку по эталону
Как мы изменили правило из учебника и почему? Нужны ли эти изменения?
Ответы на вопросы учителя
6. Домашнее задание по выбору
Цель:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание
7. Рефлексия
Цель:
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Оцените свою работу на уроке.
У вас на парте лежат разноцветные кусочки пирога.
Мы сейчас составим из них общий пирог!
Оранжевый кусочек, если вы умеете складывать смешанные числа.
Фиолетовый кусочек. Если вы понимаете правило сложения смешанных чисел, но испытываете некоторые затруднения в его применении
Зеленый кусочек, если вы не понимаете правило сложения смешанных чисел.
С помощью магнита поместите свою часть на доске (в результате должен получиться круг)
Проанализируем результат. Какая часть класса умеет складывать смешанные числа?
Какая часть класса испытывает некоторые затруднения?
Какая часть класса нуждается в моей скорой помощи?
Ребята, наш урок окончен. Спасибо вам за работу! Мы обязательно отработаем алгоритм сложения смешанных чисел так, чтобы весь наш пирожок стал оранжевого цвета!
Проводят личностную рефлексию.
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Читать и интерпретировать данные круговой диаграммы
Приложения
Рецепт пирога для аудиофайла
Пирог «Зебра»
Для начала вам нужно тщательно взбить смесь 1/5 кг сахара и четырех яиц. Взбивать нужно долго, до полного растворения сахара. На это вам потребуется не менее 10 минут.
После этого необходимо добавить ¼ литра сметаны в яичо-сахарную массу, тщательно перемешать и ввести 3/15 кг сливочного масла.
Тщательно взбейте тесто при помощи миксера еще раз.
Добавьте стакана просеянной муки, пакетик разрыхлителя, ванилин по вкусу.
Тщательно перемешайте тесто. Разделите тесто на две части.
В ½ добавьте какао.
В форму для выпекания выложите немного обычного теста, а следом за ним слой шоколадного.
Чередуйте слои до тех пор, пока тесто не закончится в обоих мисках.
Выпекайте пирог в духовке 2/3 часа при температуре 180 градусов.
Приятного аппетита!
Рисунки для групповой работы.
Раздаточный материал
Алгоритм сложения смешанных чисел.
Сложить целые части
Сложить дробные части
Результат запиши в виде смешанного числа
Посмотри на дробную часть результата, если дробь правильная, то ответ оставь таким.
Если дробь неправильная, выдели целую часть и сложи с целой частью результата.
На плане одного из районов города клетками изображены кварталы, каждый из которых имеет форму квадрата со стороной 100 м. Ширина всех улиц в этом районе — 30 м.
Найдите длину пути от точки А до точки В, изображенных на плане. Ответ дайте в метрах.
На плане одного из районов города клетками изображены кварталы, каждый из которых имеет форму квадрата со стороной 100 м. Ширина всех улиц в этом районе — 30 м.
Найдите длину пути от точки А до точки В, изображенных на плане. Ответ дайте в метрах.
На плане одного из районов города клетками изображены кварталы, каждый из которых имеет форму квадрата со стороной 100 м. Ширина всех улиц в этом районе — 30 м.
Найдите длину пути от точки А до точки В, изображенных на плане. Ответ дайте в метрах.
I вариант.
=
=
=
I I вариант.
=
=
=
I вариант.
=
=
=
=
I I вариант.
=
=
=
=
I вариант.
=
=
=
=
I I вариант.
=
=
=
=
Умею складывать смешанные числа
Понимаю правило сложения смешанных чисел, но испытываю некоторые затруднения в его применении
Не понимаю правило сложения смешанных чисел
Домашнее задание.
Обязательно:
Правило с.196
№ 776(1,2), №777 (1,2,3,4)
Задача
На плане одного из районов города клетками изображены кварталы, каждый из которых имеет форму квадрата со стороной 120 м. Ширина всех улиц в этом районе — 27 м.
Найдите длину пути от точки А до точки В, изображенных на плане. Ответ дайте в метрах.
Дополнительно (по желанию):
Найти массу пирога в килограммах.
Домашнее задание.
Обязательно:
Правило с.196
№ 776(1,2), №777 (1,2,3,4)
Задача
На плане одного из районов города клетками изображены кварталы, каждый из которых имеет форму квадрата со стороной 120 м. Ширина всех улиц в этом районе — 27 м.
Найдите длину пути от точки А до точки В, изображенных на плане. Ответ дайте в метрах.