Просмотр содержимого документа
«Урок по математике по теме: «Многоугольники»»
Тема «Многоугольники»
Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся различать, называть многоугольники (треугольники, четырёхугольник и т.д.); уметь различать виды многоугольников; чертить с помощью линейки геометрические фигуры.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные:уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные:уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.
Личностные:оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Ход урока
Организация класса
- Прозвенел звонок, все готовы к уроку, а куда мы сегодня попадем, вы узнаете немного позднее.
1. Устный счет.
Сейчас проверим, как вы умеете считать, сравнивать и определять арифметические знаки.
Решите задачи в стихах. Покажите ответы, используя веры с цифрами.
На блюдце у Андрюши
Четыре желтых груши.
Есть мальчик захотел,
Одну он грушу съел.
Теперь считайте груши
На блюдце у Андрюши. (3)
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят.
Сколько в снег скатились? (2)
В огороде пугало рукавами машет.
В огороде пугало разгоняет пташек.
Три спаслись на загородке,
В небеса взвилась одна,
А последняя не трусит –
Очень храбрая она.
Сколько всего было пташек? (5)
На дереве три яблока,
Одно сорвать ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать,
Сколько же останется. (2)
Повторение числового ряда. На уроке математики главными для нас стали числа и цифры.
- Вы знаете, что числа стоят в определенном порядке. Давайте повторим расположение чисел. Мальчики, посчитайте от 1 до 10. Девочки, посчитайте от 10 до 1.
Работа с набором цифр.
Назовите предыдущее число (3) назовите число, которое следует за числом 4), число, которое находится между 3 и 4, между 5 и 6, между 2 и 3.
Итог. Учились составлять числовой ряд и ориентироваться в нем.
2. Актуализация знаний.
На уроках математики мы попадаем в страну математических знаний и сегодня мы побываем в с стране геометрических фигур. Закройте глаза, повернитесь и посчитайте до10 и обратно .
Раз, два повернитесь и стране геометрических фигур окажитесь.
Посмотрите, и скажите, кто знает какие фигуры? На какие группы разделим
Чем отличаются эти группы? Чем похожи группы?
Вы сегодня приготовили геометрические фигуры.
- Покажите треугольник. Почему он так называется? Показываем три стороны, 3 вершины и 3 угла.
-Покажите квадрат. Почему его называют четырехугольником?
3. Объяснение новой темы. Изучение нового материала.
3.1. В природе много есть различных линий: прямых и кривых. И в математике есть геометрические фигуры: точка, прямая, кривая, ломаная
Человек строит себе жилище и старается, чтобы все было красиво, ровно.
Посмотрите, каждая стена похожа на геометрическую фигуру.
В математике такая фигура называется прямоугольник.
В прямоугольнике четыре угла и четыре стороны.
А на какую фигуру похожа крыша? (Крыша похожа на треугольник)
В треугольнике три угла и три стороны.
Крыша в доме может быть в форме треугольника.
Теперь посмотрим, какой формы могут быть в доме окна.
Эта фигура называется квадрат.
У квадрата четыре угла и четыре равные стороны.
Квадратные окна могут быть на любой стене дома.
В математике геометрические фигуры треугольник, квадрат, прямоугольник называются многоугольниками.
3.2.Математическая сказка.
Послушайте интересную сказку об этих братьях. (Начало сказки).
Жили- были два брата
Треугольник с квадратом
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный,
Младший - треугольный,
Вечно не довольный.
Стал расспрашивать квадрат:
« Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему:
« Смотри, ты полней меня и шире»
У меня углов лишь три,
У тебя, углов – четыре»
Но квадрат ответил:
Брат, Я же старший , я- квадрат»
И сказал еще нежней:
« Неизвестно, кто нужней! »
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
-Что же произошло с четырехугольником? мы с вами проделаем то же, что и треугольник, и увидим результат. (Повторить правила работы с ножницами).
- Возьмите в руки ножницы, квадрат и срежьте каждый угол. (Учитель показывает, затем дети повторяют.) Положите ножницы в сторону. Посчитайте стороны. углы , вершины. Как можно назвать эту геометрическую фигуру? Как вы думаете, обрадовался треугольник своей проделке? Послушайте окончание сказки.
Уходя, сказал:
« Приятных я тебе желаю снов
Спать ложился ты квадратом,
А проснешься - без углов!
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад
Поглядел он - нет квадрата,
Онемел, стоял без слов.
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
ПОКАЖИТЕ фигуру сколько стало углов, больше , много, как назовем эту фигуру МНОГОУГОЛЬНИК
- Но кроме восьмиугольника существуют и другие геометрические фигуры.
3.3.Просмотр видеоурока Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/4070/start/302538/
4. Физминутка
– Встаньте, возле своих парт, слушайте меня и выполняйте: – Сколько у треугольника вершин – помашите столько раз руками. – Сколько у четырехугольника углов – топнете столько раз ногой. – Сколько у пятиугольника вершин – хлопнете столько раз в ладоши. – Сколько у шестиугольника углов – подпрыгнете столько же. – Молодцы, все правильно выполнили, отдохнули и мы снова за работу.
5. Закрепление изученого
5.1. Работа по учебнику (стр.50)
-Откройте учебники на стр. 50. На полях начерчены геометрические фигуры. Сколько в нем вершин, углов, сторон?
- Попробуйте выложить такую фигуру на парте с помощью счетных палочек и посмотрите, как справился ваш сосед по парте.
Что изображено на рисунках? (Ломаные линии)
- На какие две группы можно поделить эти ломаные? (Замкнутые и незамкнутые)
- Какие фигуры образуют замкнутые ломаные? (Многоугольники)
- Какой многоугольник имеет 3 стороны и 3 вершины? (Треугольник)
- Сколько сторон и вершин имеет четырехугольник? (4)
- Постройте его из счетных палочек. Как называют такой четырехугольник? (Прямоугольник, квадрат)
- Чем квадрат отличается от других прямоугольников? (У него все стороны равны)
- Постройте из счетных палочек многоугольник, у которого вершин на одну больше, чем у четырехугольника.
5.2.Закрепление. Работа в парах с геометрическим материалом
1. Задание . Выберите верное высказывание
Задание 2.Многоугольник
Подчеркните все номера красных треугольников.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Задание 3. Найдите на изображении многоугольник и отметьте его номер.
1
2
3
Задание 4.
Расставьте цифры к рисунку, указав, сколько граней у многоугольника.
5.3 Работа в тетрадях (стр. 20).
- Сейчас я проверю, кто слушал меня внимательно. Откройте тетради. С 20. Найдите геометрические фигуры. Эти фигуры нужно раскрасить. Пятиугольники – синим цветом, треугольники – красным цветом. Проверьте правильность выполнения задания у соседа по парте.
- Найдите у себя в тетрадях еще одно задание с геометрическими фигурами. Возле каждого числа нарисуйте столько же геометрических фигур. Можно ли все эти фигуры назвать многоугольниками?
5.4.Практическая работа.
Выберите те фигуры, которые подходят для строительства дома.
6. Итог урока
– Так как же называются все эти фигуры одним общим словом? (Многоугольники) – В какой стране мы сегодня побывали в гостях? (В стране Многоугольников) – Почему их так называют? (Потому что много углов)
7. Рефлексия
- Покажите с помощью мимики лица, кому из вас понравилась новая тема. Кому было интересно путешествовать в страну «Геометрических фигур»? Какие задания вам было интересно выполнять. Кому из вас было сложно выполнять задания?
Конец сказки и домашнее задание.
Треугольник слышал, что на свете очень мудрый Пятиугольник. Он отправился его искать и рассказал о своей беде и спросил: «Почему когда я отрезаю ему угол, то у него становится больше углов». Рассмеялся Пятиугольник: «Не расстраивайся дружок. Если тебе отрезать хоть один угол, то кол-во твоих углов увеличится»