Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Этап мотивации и целеполагания | Откройте тетради и запишите число. 1. Устный счет (примеры на карточках закреплены магнитиками на доске, решая каждый из них, получим букву в каждой строке): 33,1 : 10 ; 2,1 : 10 ; 0,86 * 10; 4,99*10; 6 : 100; 2,03*100; 0,25 * 100 ; 54,1 : 10; 0,35*100; 2,1 : 100; 1,09*10; 3,8*100; 0,1 : 10; 0,16*100; 7,3*100; 9,1 : 100 Нужно ли изучать данную тему? Почему? Какое практическое применение? Какие цели вы перед собой поставите на сегодняшний урок? Учитель обобщает цели учащихся и предлагает свои цели урока. Предлагаю вам путешествие на урок-сказку, где планирую показать практическую направленность задач на проценты при решении нестандартных задач. «"Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"» Как-то снежною зимой Старик лесом проезжал. На опушке, на лесной, Рукавичку потерял. Мимо лисонька бежала Рукавичку увидала. «Как мягка и как тепла!»- В ней решила жить она. «Вот войду, и буду жить!» Нет! Рукавичка говорит: - Дай ответ моим вопросам, А затем уже живи! Вот беда, хоть плачь. Сумеет ли лисонька ответить! Помогите ей, ребята, Все расставить по местам. За ответы на вопросы Она будет благодарна вам! | Фронтальная работа. Учащиеся получат: «Задачи на проценты». Учащиеся высказывают о практическом применении процентов, исходя из собственного опыта, предлагают цели урока |
II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся | - А что мы вспоминаем, говоря слово «процент»? - Что называют процентом? - Чему равна вся величина в процентах?
- Как записать проценты в виде десятичной дроби?
- Как выразить дробь в виде процентов? Спасибо, ребята, вы лисичке помогли. Что же, рыжая, - живи! | - Дети называют ассоциативный ряд: процент: сто, дроби, деление, умножение, процент вклада в банке, жирность молока, процентные ставки, и т.п. - Сотую часть числа. - 100% - Чтобы записать проценты в виде десятичной дроби, нужно число процентов разделить на 100. - Чтобы выразить дробь в виде процентов, нужно эту дробь записать в виде десятичной дроби и умножить на 100. |
IV.Проверка умений учащихся применять знания в стандартных условиях | Много времени прошло иль мало Мимо мышка пробегала Рукавичку увидала. Вот войду, и буду жить. Постой! Рукавичка говорит: - Задачу ты мою реши, А затем уже живи! Испугалась мышка наша Как трудна эта задача. Помогите, детвора, Очень лютая зима. Задачка для мышки: Врачи рекомендуют дневную норму твоего зимнего питания распределить на 4 приема: утренний завтрак -0,3 ; второй завтрак – 0,1; обед –0,4 ; ужин – 0,2. Запишите предлагаемую норму в процентах. Спасибо, дети, помогли. Что же, мелкая, - живи! | Решают задачку в парах. Самопроверка, самооценка. |
III. Применение знаний в измененных условиях с целью формирования умений | По опушке по лесной Зайка пробегал косой. Рукавичку увидал. Легонько лапкой постучал. Пусти морозы пережить, А рукавичка говорит: - Задачу ты мою реши, А затем уже живи! Лапки серенький поджал Сильно испугался. Математикой косой Никогда не занимался. Ребята, зайке помогите, Задачку «страшную» решите. Вот спасибо, детвора, Заяц греется уже. Ура! | Выполнение заданий индивидуально, а затем сверить ответы с теми учащимися, которые решали на обороте доски. |
IV.Физкульт-минутка | Раз - подняться, потянуться Два - нагнуться, разогнуться Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка На четыре - руки шире. Пять руками помахать. Шесть - на место тихо сесть. | Учащиеся меняют вид деятельности, выполняют физические упражнения согласно предложенным действиям |
V. Проверка умений учащихся применять знаний в измененных, нестандартных условиях | Катится по опушке ежик- Ни головы, ни ножек. Рукавичку он увидел, Попросился на постой. Та, его чтоб не обидеть, Задает вопрос простой. Еж умножил и сложил, Вычел, даже разделил. Все как полагается Только правильный ответ Никак не получается. Может, вы ответ найдете, И поможете ежу? Вот спасибо, помогли. Ну же ежик, заходи! В этот день, часу так в пятом, На опушке показался Мишка косолапый. Рукавичку увидал медведь На весь лес давай реветь. «Вот тут теперь я буду жить!» Рукавичка говорит: Ты, медведь, не реви, Задачку хитрую реши, А потом уж заходи! Мишка за ухом чесал, Морщил нос лохматый, Обреченно зарычал Просит помощи, ребята! | Работа в группах: решение нестандартных задач. Взаимопроверка. |
VI.Рефлексия | - Какого типа задачи решали наши лесные друзья? Вы старались, как могли, Зверушкам малым помогали Задачки сложные порой С ними вместе вы решали. На опушку ночь спустилась Рукавичка уж полна Сказка наша, так случилось, К концу плавно подошла. В тепле пусть спят зверята, Спасибо, вам, ребята. Каждый из вас просто молодец. Тут и сказочке конец! | Ребята отвечают и оценивают свою работу на уроках, делают выводы, достигли ли они своих целей на уроке, высказываются о трудностях, возникших в ходе решения задач, о важности и необходимости умения решать задач на проценты. |
VII. Информация о домашнем задании | №898, 885. «Математика», авторы И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, составить 1-2 задачи на проценты и их решить, творческое задание: сочинить сказку, стихотворение или нарисовать рисунок на тему «Процент». | Учащиеся записывают задания на дом, слушают комментарии учителя. |