Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе. Тема "Календарь. Единицы времени".»
Тема урока: Единицы времени. Календарь. Год, месяц, неделя.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: способствовать развитию умений пользоваться табелем-календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжение каникул.
Планируемые результаты.
Предметные. Познакомятся с табелем-календарём. Научатся: применять знания о единицах времени при выполнении практических заданий с опорой на календарь; решать текстовые задачи арифметическим способом.
Формирование УУД:
Познавательные: понимать базовые межпредметные и предметные понятия (величина).
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; использовать математические термины, символы и знаки.
Коммуникативные: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.
Личностные: проявлять мотивацию учебной деятельности и личностного смысла изучения математики.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация по теме, карточки, карманные календари.
Обучающие структуры: ТЭЙК ОФ- ТАЧ ДАУН, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС ФРИЗ ГРУП , СИНГЛ РАУНД РОБИН
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Вы, хороший дружный класс? - Да! Мы хороший дружный класс Всё получится у нас!
-Отлично! А теперь поприветствуйте друга : партнёры по плечу дайте пять друг другу; партнёры по лицу – ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
Итак, мы начинаем урок математики.
II. Актуализация знаний.
Слайд 1. - Рассмотрите числа: 7м, 17см, 27кг, 37дм, 47ч. -Что интересного в ряде чисел? (Числа увеличиваются на 10; в разряде единиц у них – цифра 7, все числа именованные)
-Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел. (Нельзя сложить, так как это значения разных величин).
- Единицы измерения каких величин здесь есть? (Длины, площади, массы, времени)
-Время – это величина? (Да, его можно измерить и результат измерения выразить числом.)
-Какие единицы измерения вы знаете? (Час, минута, год, век, месяц, неделя)
Слайд 2. - Расположите в порядке возрастания названия этих временных понятий. (работа с партнёром по плечу) -Чётные номера, выньте содержимое в конвертах.
День, неделя, месяц, год, век
(Проверка. Самооценивание.)
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, существуют помощники, которые помогают людям ориентироваться во времени. А какие они, узнаете, отгадав слово, которое спряталось за этими примерами.
Слайд 3.
7 х 9 = А 36:4 = Д 21 : 3 = Р 7х8 = Л 9х9 = К 72:9 = А 5х8 = Е 0х56 = Ь
Расположите в порядке убывания. ( Модель ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН- «встать» - «сесть») (Проверка. Самооценивание).
Модель Сингл Раунд Робин - Что такое календарь? (обсуждают в команде по 1 участнику). Спрашиваю по одному участнику. - Назовите тему урока. Наша цель. Слайд 4.
IV. Работа по теме урока.
Слайд 6. - А сейчас обратимся к толковому словарю Ожегова. Прочитайте что означает это слово.
Слайд 7-9.
-Измерять время людям помогали наблюдения за природой, Солнцем, Луной и звёздами. В старину люди делали зарубки, отмечая дни. Этот способ был не очень удобен. Тогда был составлен календарь. Сначала был отрывной календарь. Гораздо позже был составлен табель-календарь.
Слайд 10. - В наше время существует множество различных видов календарей: настольный, настенный, отрывной, карманный. Но все они показывают год, месяцы, дни недели, даты.
Сегодня на уроке мы рассмотрим, как устроен табель-календарь и научимся им пользоваться.
Практическая работа с табелем-календарём.
У каждого ученика карманный табель-календарь.
Работа с учебником с. 98 № 1.
(Учащиеся работают с календарем, отвечают на вопросы устно)
- Какой месяц самый короткий? (Февраль 28 дней. Но случается так, что раз в 4 года в феврале бывает 29 дней. Этот год считается високосным, например 2012 год.)
- Какой год будет следующим високосным? ( 2016)
Скажите, сколько времён года в году? ( 4) Сколько месяцев осенью? Перечислите их. Назовите весенние месяцы. Сколько месяцев длятся летние каникулы? Назовите их. На зимних месяцах хочу остановиться. Скажите какой месяц зиму начинает, а год кончает? (Декабрь) Скажите про какой месяц говорят « Году начало – зиме середина» (Январь)
Почему одни цифры чёрные, а другие красные?
А сейчас мы свами сделаем узелок на память в виде памятки:
Единицы времени
1 век = …. лет 1 год =…. месяцев 1 год= … дней 1 месяц= …дней 1 неделя =…дней (Проверка по эталону. Самооценивание.)
Закрепление.
- Обсудите с партнёром по лицу задания. (Модель Релли Робин)
Найди верное утверждение 1) 1 час – 50 минут 2) 1 год – 12 месяцев 3) 1 век – 90 лет
Найди ошибки 1) февраль – самый короткий месяц в году 2) декабрь – первый месяц в году 3) в январе – 31 день
Найди лишнее
Январь, май, сентябрь. - Поблагодарите своего партнёра за ответ.
Проверка. Опросить по одному участнику. Самооценивание.
V. Физминутка. ( Модель МИКС ФРИЗ ГРУП)
( Включаю музыку, дети передвигаются по классу, когда музыка остановится, дети замирают и слушают вопрос. Ответ на вопрос будет, какое-то число.)
- Ребята, вы должны сгруппироваться, каким будет ответ. Есть условие: никто не должен озвучивать ответ! А теперь дружно встали, задвинули стулья, и под музыку передвигаемся по классу.
Сколько будет, если из числа учебных дней в неделе вычесть 1? (5)
Сколько месяцев составляет 1/3 года? (4)
Каким по счёту стоит месяц октябрь? (10)
VI. Формирование умений и навыков.
Решение задачи.
_ Давайте теперь отправимся в любимое ваше время – каникулы.
Задача на слайде№ 13.
Зимние каникулы длятся 2 недели, а летние 3 месяца. На сколько дней больше летние каникулы? Составим краткую запись к задаче. ( 1 ученик у доски).
Зимние кан. - ? 2 недели Летние кан. - ? 3 месяца На ?
Давайте, используя СИНГЛ РАУНД РОБИН, обсудим в команде возможные варианты решения. 1 раз по кругу каждый участник предлагает пути решения задачи, т.е мы постараемся найти ответ на вопрос задачи в течение 2-х минут. Начинает участник № 4, потом № 3, №2,№1. У каждого из вас 30 секунд времени. (Ставлю таймер). Начали, время пошло.
- А теперь открыли тетради и запишите решение задачи. (Ученики самостоятельно решают задачу. Проверка. Самооценивание.)
-Расшифруйте запись ( задание в команде)
Q
G
Д
L
U
F
Y
N
D
Н
W
Е
S
Z
Q
В
R
I
Y
h
G
D
W
Н
I
S
W
И
Q
U
Z
G
N
L
К
Дневник.
- Как вы думаете, почему я зашифровала это слово? (дневник – это личный календарь ученика, в котором тоже указываются месяца, дни недели, даты). - Как нужно вести дневник? - А что мы записываем в дневнике?
Домашнее задание. Составим календарь праздников. Каждому найти праздник и красочно оформить на альбомном листе.
Рефлексия. Итог.
Наш урок подходит к концу, и я хочу сказать…. - Мне больше всего удалось… -Я могу себя похвалить… - Я могу похвалить одноклассника … за… - Меня удивило… - На мой взгляд, мне не удалось…, потому что…
Оцените свою работу на уроке. Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.
Самоанализ урока.
Тема урока: Единицы времени. Календарь. Год, месяц, неделя.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель: способствовать развитию умений пользоваться табелем-календарём, определять по календарю количество дней в месяце, рассчитывать продолжение каникул.
Данный урок – урок открытия новых знаний .Выбранная мною структура урока и его содержание рациональны для решения поставленных задач.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Виды учебной деятельности: сочетание фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников. При проведении урока была использована презентация, как компьютерная поддержка. При подведении итогов и рефлексии был применен самоанализ деятельности учеников. Урок был очень динамичный, один вид деятельности быстро сменялся другим, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.
Урок поставленной цели достиг.
На уроке были применены следующие обучающие структуры:
Модель ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН - на этапе актуализации знаний.
РЕЛЛИ РОБИН – на этапе закрепления ( работа с партнёром по лицу)
СИНГЛ РАУНД РОБИН – на этапе самоопределения к деятельности, на этапе формирования умений и навыков.
МИКС ФРИЗ ГРУП – физминутка.
Эти структуры были проведены для развития коммуникации и сотрудничества.