kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики "Степенная функция"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке дети учатся строить графики степенных функций, находить значения функции, аргумента, определять свойства функции по графику, описывать свойства изученных функций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Степенная функция"»

Лопатина Любовь Владимировна,

учитель математики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №1 им. М.П.Кочнева г.Нерюнгри»



Конспект урока математики

УРОК-МАСТЕРСКАЯ

ПО ТЕМЕ «СТЕПЕННАЯ ФУНКЦИЯ»

9класс

Образовательные цели урока:

  • Научить строить графики степенных функций, находить значение функции, аргумента, определять свойства функции по графику, описывать свойства изученных функций;

Развивающие цели урока.

  • Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к «видению» проблемы.

  • Формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли.

  • Развивать пространственное воображение учащихся.

Воспитательные цели урока.

  • Воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации.

Оборудование, наглядность, электронные приложения к уроку.

  • Компьютер. Мультимедийный проектор.

  • Магнитная доска – координатная плоскость, модели графиков, магниты.

  • Презентация Microsoft PowerPoint.

  • «Рабочая тетрадь». Приложение 2, документ Microsoft Word.

  • Набор карточек с графиками

  • Раздаточный материал

Ключевые компетентности:

  • технологическая, информационная, коммуникативная компетентности, готовность к самообразованию.

Урок-мастерская нацеливает учащихся на то, чтобы они собственным трудом добывали знания. В этом — основной лейтмотив развивающей педа­гогики.

Тема «Степенная функция» очень подхо­дит для творческой работы всего класса, так как степенная функция = х, где п — любое рацио­нальное число) — это фактически множество функ­ций, имеющих различные свойства в зависимости от показателя степени.

Обсуждение этих свойств лучше всего организо­вать по группам. Для этого класс целесообразно поделить на шесть групп.

Прежде всего, учителю необходимо представлять себе последовательность работы в «мастерской»:

I этап — индукция — обращение к предыдуще­му опыту;

II этап — обсуждение темы в группах, а далее со всем классом;

III этап — разрыв — момент, когда учащиеся должны осознать, что в их знаниях имеются пробелы, которые они сами должны воспол­нить;

IV этап — рефлексия — определение степени ус­воения.

Опишем подробнее каждый из этапов урока.

I этап — индукция. Учитель напоминает о том, что в классе уже изучали функции у = х, у =

у = х, их свойства и графики. Эти функции можно в общем виде задать формулой: у = х, где q — некоторое целое число. Такая функция называется степенной. Перед классом ставится следующая задача: перечислить вопросы, на которые мы долж­ны ответить, изучая новую функцию.

Класс обсуждает эти вопросы по группам, а потом все вопросы от групп собираются в единый список:

— Какими свойствами обладает данная функция?

— Каков ее график?

— В каких ситуациях она используется?

Начнем с ответа на последний вопрос. Приве­дем примеры нескольких ситуаций, в которых по­является степенная функция.

Три ученика поочередно выходят к доске и дела­ют сообщения, подготовленные дома.

Первый ученик рассматривает функцию

S = , где S— площадь поперечного сечения провода диаметром d. Слушатели замечают, что эта степенная функция фактически представляет собой квадратичную, но с ограничениями на зна­чение аргумента d.

Второй ученик рассказывает о том, что сила при­тяжения F двух тел с массами и, и т2 выража­ется формулой F=. Это функция рассто­яния r между этими телами. В классе найдется ученик, который заметит, что мы уже строили гра­фик функции такого вида, хотя специально ее не изучали.

Третий ученик анализирует дальность d расстояния горизонта от наблюдателя:. Эта функция высоты, на которую поднят наблюдатель над уровнем моря. Если ребята сами этого не заме­тили, то учитель должен подчеркнуть, что здесь величина d не может возрастать неограниченно. Действительно, как бы ни был высоко поднят на­блюдатель, он не может увидеть больше, чем поз­воляют возможности его зрения и выпуклость Зем­ного шара. Этот пример особенно показателен, так как позволяет судить о целесообразности ограни­чений на значения функции. Здесь какие-то огра­ничения мы должны наложить на значения функ­ции d, хотя значения h, теоретически говоря, могут возрастать неограниченно.

II этап - обсуждение темы. Учащимся предостав­ляется некоторое время для того, чтобы они разо­брали свойства одной из выбранных ими степен­ных функций. Главная проблема здесь в выборе функции. Одна группа склонна упрощать задачу, ограничиваясь функцией вида у =х2, которая всем учащимся хорошо известна. Другая группа слишком усложняет свою работу, занявшись функ­цией вида у =х4 или у = х5, а то и обеими вместе, хотя общий подход к вопросу учащимся еше не ясен.

В конце концов находятся группы, избравшие функции, графики которых уже рассматривались ранее, хотя на них не делалось нужного акцента.

Первая группа рассматривала функцию вида у = х3 отметила область ее определения:

D(f) = (-∞; +∞) и нулевое значение функции при х = 0. Ребята особо остановились на том, что функция возрастает на всей области определения. Выделили промежутки, на которых функция больше или меньше нуля. Выступавшие особо подчеркнули, что эта функция нечетная и не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значения.

От этой группы выступает перед классом один ученик, который рассказывает о результатах иссле­дований в группе.

Вторая группа выбрала для рассмотрения функ­цию у = х3. Ребята заметили, что теперь придется исключить из области определения функции чис­ло 0, т.е. D(f) = (-∞; 0) U (0; +∞). В отличие от предыдущей, эта функция не имеет нулей. Но, как и рассмотренная выше, эта функция положительна при х 0 и отрицательна при х 0. Она убывает на всей области определения.

Представитель этой группы особо подчеркивает различия между функциями у = х3 и у = х3.

Еще двое учеников рассказывают о функциях .

Во время своих выступлений все докладчики должны продемонстрировать графики рассмотрен­ных функций.

Во время III этапа урока учащиеся должны обоб­щить свои знания. А сделать это они должны само­стоятельно, удивившись разнообразию рассмотрен­ных функций. «Почему им дано одно название, если их так много и они разные?» — вот вопрос, кото­рый должны поставить перед собою учащиеся. За­дача учителя — незаметно подвести учащихся к это­му вопросу. Наступает момент так называемого раз­рыва, когда ребята должны осознать недостатки своих знаний, их ограниченность или неполноту. Действительно, одна функция из рассмотренных имеет нули, другая нет. Одна возрастает на всей области определения, другая — то возрастает, то убывает. Какую же характеристику мы должны дать всей степенной функции, чтобы она охватывала как можно больше частных случаев?

В поиске ответа на этот вопрос кто-то из ребят в конце концов догадывается, что вид степенной функции у =худобно связать с четностью или нечетностью показателя степени п.

Теперь уместно снова дать задание группам об­судить свойства функций:

у = х, где п — нечетное;

у = х, где п — четное,

у = х, где п — нечетное;

у = х, где п — четное;

Еще раз отмечаем план исследования функции:

1. Указать область определения.

2. Определить четность или нечетность функции

(или отметить, что она не является ни четной, ни нечетной).

3. Найти нули функции, если таковые существуют.

4. Отметить промежутки знакопостоянства.

5. Найти промежутки возрастания и убывания.

6. Указать наибольшее или наименьшее значе­ние функции.

Работа завершается тем, что на доске возникают графики рассмотренных функций (рис. 1, а—г). Эти графики выполняют представители каждой из групп.



Теперь вместе с классом строим графики функ­ции где п — натуральное число и п ≥ 2 (рис. 2, а, б).



Отмечается общее свойство этих функций: они обе имеют область определения - промежуток (0; +∞). Они обе являются ни четной, ни нечет­ной. Они обе больше нуля. Но у этих функций есть и различия. Ребята их называют особо: функция вида у = х возрастает

на своей области определения, а функция вида убывает на той же области. Функция вида у = х имеет нулевое значение при х = 0, а функция вида не имеет нулей.

На IV этапе учащиеся должны заняться рефлек­сией, т.е. определением степени усвоения материа­ла. Весь класс получает следующее задание по рис. 3





На рис. 3, а—з схематически изображены графики

функций, которые заданы формулами: у = х3;

Установите, какая формула из данного списка примерно соответствует каждому из графиков а—

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики "Степенная функция"

Автор: Лопатина Любовь Владимировна

Дата: 18.10.2016

Номер свидетельства: 350161

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока математики«Квадратичная функция, её свойства и график" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-matiematiki-kvadratichnaia-funktsiia-ieio-svoistva-i-ghrafik"
    ["file_id"] => string(6) "245257"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446104686"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Степенная функция, её свойства и график "
    ["seo_title"] => string(46) "stiepiennaia-funktsiia-ieio-svoistva-i-ghrafik"
    ["file_id"] => string(6) "138563"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417548918"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Использование устных упражнений и математических диктантов на уроках математики. "
    ["seo_title"] => string(89) "ispol-zovaniie-ustnykh-uprazhnienii-i-matiematichieskikh-diktantov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "164068"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422565756"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Мастер - класс "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "228931"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441550550"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока математики по теме "Первообразная" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-piervoobraznaia"
    ["file_id"] => string(6) "148771"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419845327"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства