- Почему звенит звонок? - Что вы ждёте от сегодняшнего урока? Как вы думаете, чем мы будем заниматься? - Сегодня я приглашаю вас в страну великих математиков! Кто дойдет до конца – откроет для себя новые знания. - Можем ли мы сразу сделать открытие? Почему? - Как мы назовём первый этап урока? (На доске появляется табличка – «Подготовка») | Уч-ся хором читают стихи.1 К., Л.* Учащиеся высказывают свои предположения. Р., П.* - Нет. Надо подготовиться. Дети высказывают свои предположения. (Подготовительный, разминка, устный счёт.) |
- А тему урока вы узнаете сами в результате подготовки. Каждое выполненное задание даст вам ключ к разгадке. - Запишем сегодняшнее число в тетрадь. - Что вы можете рассказать об этом числе? - Запишите несколько примеров на состав этого числа. Проверим. - Какое правило сложения можно здесь вспомнить? Запомните ключевое слово «перестановка», оно встретилось не случайно. - А теперь числа хотят поиграть с вами и проверить, какие вы наблюдательные. Работа с веерами. - Разность 14 и 12; - На сколько 46 больше 41; - 50 уменьшить на 42; - сумма 6 и 5. - Лебеди у нас в пруду. Я поближе подойду: Девять чёрных, белых – 5. Кто успел их сосчитать? Говорите поскорей, Сколько стало лебедей? - После того как Рита полила 8 грядок, ей осталось полить ещё 9. Сколько грядок на огороде? - Посмотрите, какой ряд чисел у вас получился. Чем отличается последующее число от предыдущего? - Найдите закономерность (правило) и продолжите этот ряд ещё на 3 числа. - Посчитайте, что в сумме дают цифры каждого двузначного числа. – Что заметили? Интересно? Видите, сколько загадок хранят числа, если уметь их внимательно рассматривать. - Как называется определённый порядок расстановки чисел? Запомните - это ключ к разгадке. 1 Физ./минутка в виде командной игры «Волна»2 покажет, как хорошо вы выполнили д/з. Сравним результаты, выявим победителей. - Как называются числа при умножении? - Это ёщё один ключ к разгадке темы урока. - У каждой команды конверт с карточками. Достаньте их и попробуйте с помощью этих опорных слов (ключей) сформулировать тему урока. - Оцените свою работу. - Молодцы! Вы успешно справились с первым этапом урока. | Дети делают записи: число, классная работа. Дети «снимают информацию» с числа. П., Р. Дети записывают: (например) 3+6=9, 6+3=9, 5+4=9, 4+5=9,… - От перестановки слагаемых сумма не меняется. Дети веерами показывают ответы и после проверки записывают их в тетрадь. – 2 - 5 - 8 - 11 - 14 - 17 - 2, 5, 8, 11, 14, 17,… - Каждое последующее число больше предыдущего на 3. - 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26. Дети записывают ниже: 2, 5, 8, 2, 5, 8, 2, 5, 8 П., Л., Р. - Закономерность или Правило. Учащиеся каждой команды по очереди выбегают к доске и записывают ответы к своему столбику примеров.1 Эстафетная палочка – мел. (Реализация здоровье сберегающей технологии.) П., Р., Л., К. - Множители. Дети конструируют предложение: Правило перестановки множителей. Р., П. Рефлексия. Дети рисуют смайлик на полях. Л., Р. |
- Попробуйте решить эти уравнения: 12•7=Х•12, 14•Х=5•14. - Можем ли мы сказать, чему равен «Х» в этих уравнениях? - Почему? - Сегодня на уроке вы откроете для себя новые знания и научитесь выполнять такие задания. - Как мы назовём следующий этап урока? Подготовительная работа. - Сначала вычислите удобным способом: 2+3+4+5+6+7+8= - Какое правило использовали? - Кто помнит формулу? Запишем её в тетрадь. Работа со счётным материалом. - Попробуйте разложить 6 кружков рядами. Проверим, что получилось. - Запишите выражением свои действия и результат. - Что вы заметили? Какие выражения, ответы получились? - Сгруппируйте выражения с одинаковыми числами и подчеркните их разным мелом на доске, запишите в тетрадь. - Прочитайте, называя компоненты. - Сравните полученные записи. Что общего, чем отличаются? Какой вывод можете сделать? На какое правило похоже? - А теперь проверим это правило на других числах. Работа с раздаточным материалом по вариантам. - Посчитайте, сколько квадратиков в ряду, отметив их красными точками. Каждый ряд отметьте синими точками? - Сколько всего квадратиков, запишите выражением. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища. - Сравним записи. Изменилось ли общее количество квадратиков? А что изменилось? - Сделайте вывод из наблюдений. - Это правило называется переместительным (перемена мест) свойством умножения. Работа с диском «Математика 2 класс» по теме. ИКТ Работа с формулами. - А теперь попробуйте записать эти выражения парами со знаком равенства, без их значений? - Заменим одинаковые числа одной и той же буквой и посмотрим, какая формула получится. Запишем ее в тетрадь. - На какую формулу похожа эта? - Поздравляю! Сегодня вы сами для себя открыли новый математический закон. - Оцените свою работу на этом этапе урока. | - Нет. - Не знаем таблицу умножения, правил. Не хватает знаний. Р., Л. - Знакомство с новым материалом, открытие нового знания. Ученик вывешивает на доску табличку с пунктом плана «Открытие нового». - Учащиеся группируют слагаемые: 2+8+3+7+4+6+5=35 П., Р., К. - Правило перестановки слагаемых. Исследовательская деятельность. П., Р., К. Возможные варианты: 6х1=6, 2х3=6, 3х2=6, 1х6=6 дети записывают на доске (фронтальная работа). - Выражения разные, а ответы одинаковые. 6Х1=6, 1Х6=6; 2Х3=6, 3Х2=6; Дети читают выражения с названиями компонентов. - От перестановки множителей произведение не меняется. - Правило похоже на перестановку слагаемых. - Первый вариант кладёт прямоугольник горизонтально, а второй вариант – вертикально и считают квадраты. Дети 1 варианта записывают: 10x5=50 Дети 2 варианта записывают: 5x10=50 Взаимопроверка тетрадей. (Выносят записи на доску.) П., Р., Л., К. - Количество одинаковое. Множители поменялись местами. - От перестановки множителей произведение не меняется. П., Р. Учащиеся подтверждают свои выводы, сравнивая с материалом на диске. Р., Л., П. Дети пробуют на доске: 6Х1=1Х6, 2Х3=3Х2, 5Х10=10Х5, переносят записи в тетрадь. - Она похожа на формулу перестановки слагаемых. П., Р. Рефлексия. Дети рисуют смайлик на полях тетради. Л., Р. |
- Как вы думаете, чем мы будем теперь заниматься? - Как назовём этот этап урока? - Давайте применим этот закон и посмотрим, как он работает и зачем нужен. - Каким правилом воспользовались? - Какой знак вставим? Сравни и объясни. 5×8…8×5 6+6+6…3×6 31×16…16×31 3+3+3+3…3×5 3+3+3+3…4+4+4 - Нужно ли было считать? Какое правило помогло? - Сделайте вывод. - Какое свойство умножения помогло вам быстро решить уравнения? - Сделайте вывод о значимости нового правила. - Оцените свою работу на этом этапе урока. | - Будем решать примеры и задачи с помощью нового правила. - «Закрепление» (Табличка - на доску.) Р., К. Решение примеров №1 стр.56 и №2 стр.57 устно по цепочке. - Правилом перестановки множителей. К., Р., П. Фронтальная работа. К., П., Р., Л. 5×8=8×5 6+6+6=3×6 (6х3=3х6) 31×16=16×31 3+3+3+3 3+3+3+3=4+4+4 (3х4=4х3) - Считать не надо. Помогло правило перестановки множителей. - Это правило помогает быстро находить ответы, не считая. Дети устно находят значения переменной. Х=7, Х=5 П., Р. - От перестановки множителей произведение не меняется. Высказывания учащихся. Например: правило помогает быстро и легко выполнять различные задания. Теперь мы знаем, как можно, не считая, решить уравнения. Рефлексия. Дети рисуют смайлик на полях тетради. Р., Л. |
- Посмотрите, какой план работы у нас получился. - Можете ли вы теперь сами выполнять подобные задания? - Как назовём следующий этап урока? •Решим задачу №2 стр.56 по учебнику самостоятельно. - Можно ли получить такой же результат другим способом? •Игра «Распутай клубок»4 выполняется в группах самостоятельно. - Назовите фигуры. С чего начали? В какой фигуре конечный результат? Назовите его. Выявляем победителей. • Последнее задание на стр. 56 учебника выполняется устно. - Каким правилом пользовались, выполняя задание? - Оцените свою работу на этом этапе урока. | - Можем. Р., Л. - Вывешивают табличку с пунктом плана «Самостоятельная работа». В тетрадях дети цветными карандашами делают схематический рисунок и записывают выражение к задаче. Взаимопроверка (обмен тетрадями). – Да, 4Х3=12 П., Р., К. Работа в группах. Каждая группа называет свой ответ. Сравниваем. Проверяем, переворачивая фигуры с ответами. К., П., Р., Л. - Правилом перестановки множителей. П., Р., Л. Рефлексия. Дети рисуют смайлик на полях тетради. Р., Л. |