Откройте учебники на маршрутных листах и посмотрите какие темы вы уже изучили? Какие единицы массы вы знаете? А назовите их в порядке увеличение? Молодцы. Какая следующая тема, которую вы изучили? Чему вы учились на уроке при изучение этой темы? Какая же следующая тема? А какие единица S вы знаете? А какое правило вы знаете для единицы S? Правильно. А сегодня на уроке мы с вами будем изучать, новый большой который называется ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ. И первая наша тема будет Деление- действия, обратное умножению. Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Правильно, делить многозначные числа и результат записывать уголком т.е. письменно. Но сначала повторим связь между умножение и делением. Откроем учебник на странице 48. Прочитайте про себя задание №1 (а) и рассмотрите схему № 1. Давай те рассмотри схему. Какие величины даны в схеме? Как связаны величины между собой? Сколько в день состоялось матчей чемпионата по футболу? Сколько команд принимало участие во встрече? А если у нас состоялось 8 матчей, то значит сколько команд принимало участие в первый день.? Сколько игроков в одной команде? Как же нам узнать общее количество игроков? Запишите в тетрадях и скажите ответ. Прочитайте задачу под буквой (б) Какие величины даны в этой схеме? Что нам известно? Сколько? Сколько игроков в команде? Как получим число команд? Запишите в тетрадях. Как записали ответ? Итак, посмотрите еще раз на схемы, и скажите, как же связаны умножение и деление? Выполним №2.(а) (устно) 68:17=4 Как проверим? Верно. 75:15=7 Проверим. Неверно. 140:28=5 Верный ли это ответ. Верно. 204:6=36 Проверим. Ответ не верен. Решим под буквой (б) письменно. Методом подбора. 63:21= 72:18= 92:23= 98:14= 74:37= А теперь давайте немного отдохнем. Если вам трудно делить, то делить можно выполнить уголком. Разделим вместе с вами 154:22. Записываем уголком так как записано на доске. Давайте попробуем определить цифру в частном. Какой вычислительный разряд в числе 154? Можем ли мы одну сотню разделить на 22? Значит делить будем все число 154, и в ответе поставим точку, это значит, что будем однозначное число. Чтобы удобнее подобрать цифру в частном, округлим 154 до 150, а 22 до 20. Чтобы разделить 150 на 20 достаточно 15:2, это примерно получится 7. Цифра 7 и будет нашем пробным числом. Проверим ее. Для этого 22*7=20*7 получим, и 2*7 получим 14, 140+14= 154. Вычислим остаток 154-154=0. Закончили деление. А теперь таким же способом выполним №3. 133:19 Делить будем всё число. 133 округляем до… 19 округлим до…… Значит 130:20, для этого 13:2 получим примерно 6. Проверим. 19*6= 10*6=60+9*6=54. Значит 60+54=124. Не правильно. Попробуем число 7. 19*7=10*7=70+9*7=63. 70+63=133. Записываем в частном 7. Делаем проверку 133-133=0. Деление закончили. Смотри далее. 108:18. Делить будем все число. 108 округляем до 18 округлим до 100:20, для этого 10:2=5. Проверим .18*5=10*5=50+8*5=40=50+40=90. Неправильно Возьмем цифру 6.18*6=10*6+8*6=60+48=108. Делаем проверку. В частном записываем 6. Деление закончено. Рассмотрим следующий пример. 279:31. Делить будем всё число. 279 округлим до 31 округлим до 200:30=20:3=6. Проверим. 31*6=30*6+1*6=180+6=186. Неправильно. Возьмем 7. Проверим.31*7=30*7+1*7=210+7=217. Не подходит. Возьмем 9. Проверим. 31*9=30*9+1*9=270+9=279. В частном запишем 9. Проверим остаток 0. Деление закончено. Следующий пример попробуйте решить самостоятельно. Проверим. 168:24=160:20=16:2=8.24*8=20*8+4*8=160+32=192. Много возьмем 7. 24*7=20*7+4*7=140+28=168. 243:27=240:30=24:3=8. Проверим.27*8=20*8+7*8=160+56=216. Не подходит. Берем по 9.27*9=20*9+7*9=180+63=243. Деление закончено. 464:58=400:50=40:5=8. Проверим. 58*8=50*8+8*8=400+64=464. 292:73=200:70=290:7=4. Проверим. 73*4=70*4+3*4=280+12=292. 390:65=300:60=30:6=5. Проверим.65*5=60*5+5*5=300+25=325. Не подходит берем по 6. Проверим. 65*6=60*6+6*5=360+30=390. 420:84=400:80=40:8=5. Проверим. 84*5=80*5+4*5=400+20=420. Молодцы. Итак наш урок подошел к концу, давай те вспомним чему мы с вами учились? |