I. Этап мотивации Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения. | Будто праздник сегодня у нас. Немало гостей – полный класс! Повернитесь, посмотрите И улыбку гостям подарите! Осень скачет по дорожке В ярких, желтеньких сапожках, Заглянула к нам в окошко, Листьев бросила немножко И желает всем опять Лишь «5» получать Да ребята сегодня осень принесла нам не только задания, но и орешки и за хорошую работу группы будут их получать, а конце урока подведём итог, какая же группа была самой собранной и активной. | Подготовиться к восприятию нового материала | (К)Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других |
II. Актуализация знаний Цель этапа: Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия; | Работа в группах Догадайтесь, какие числа здесь записаны(на интерактивной доске проверка ответа) 4 * 1000 + 3 * 100 + 5 * 10 + 2 5 * 100 + 1 * 10 + 4 2 * 100 + 2 3 * 10 000 + 5 * 1000 + 0 * 100 + 2 * 10 + 1 Работа в группах (задания на листочках). Составьте четыре верных равенства, используя следующие значения площади: 15 см² ; 800 дм² ; 30000 см² ; 23 м² ; 8 м² ; 3 м² ; 2300 дм²; 1500 мм² Индивидуальная работа по карточкам 23000+25=________ 7050-7000=_______ 18000+350=________ 6080-6000=_______ 37000+480=_________ 8090-8040=_______ Самоанализ этапа | (4352) (514) (202) (35 021) 15 см² = 1500 мм² 23 м² = 2300 дм² 800 дм² = 8 м² 3 м² = 30000 см² | (П) выполнять арифметические действия; (Р) оценивать выполненное задание по предложенным параметрам |
III. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации Цель этапа : Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия | - Ребята, а теперь я вам прочитаю загадку. Попробуйте догадаться, что это. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. - Правильно. О чем будем говорить на уроке? - Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано. Сформулируйте цель урока (тема и цель на слайде) В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час. На ваших столах лежат кейсы с заданиями для сегодняшнего урока. Мы сегодня будем говорить о единицах изменения времени, а чтобы изучать настоящее нужно заглянуть в прошлое. В кейсах есть небольшие тексты, вам необходимо сейчас их прочесть и сделать слайд-иллюстрацию к содержанию прочитанного, тексты у всех разные, а таким образом мы получим знания сами и поделимся ими с товарищами. | время о времени вспомнить единицы времени, решать задачи и примеры с единицами времени | (П) научатся пользоваться изученными единицами времени; (Р) определять цель выполнения заданий; составлять план выполнения заданий; (Л) освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться; |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | Изучение нового материала. Работа с кейсами. Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день — не очень-то точные единицы измерения, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно. 1 группа Люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени — год. Промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. И год состоит из 365 дней. Но год слишком уж долгая мера времени. группа Для того чтобы вести хозяйство: посев, сбор, подготовку урожая, — нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или по другому — месяц. Все мы наблюдали за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 30 дней. Вот как точно в древнем мире умели определять время. Самое сложное — найти единицы времени — было сделано уже в древнем мире. Этими единицами пользуются по сей день. Только вот называют их по разному. 3 группа Семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам: суббота — день Сатурна; воскресенье — день Солнца; понедельник — день Луны; вторник — день Марса; среда — день Меркурия; четверг — день Юпитера; пятница — день Венеры. Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты нашей Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9, 10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели. На Руси название дней недели произошли от порядкового номера дня в неделе: Раньше, еще до принятия христианства, неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако позже воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим неделю. 4 группа Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы «Сделал дело – гуляй смело!». Понедельник. Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей». Вторник – от слова «второй». Среда - это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина». Четверг, как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели. « С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять». Слово суббота пришло из старославянского языка., куда оно было заимствовано из древнееврейского языка Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых». Воскресенье – это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно после принятия на Руси христианства. Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими единицами нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан. Самоанализ этапа | Отвечают на вопросы по тексту, готовятся иллюстрировать свои ответы | (П) познакомиться с историей измерения времени; (Р) самостоятельно организовывать свое рабочее место; составлять план выполнения заданий; соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем; (Л) восприятие ценностного окружающего мира; (К) сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы; участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; умение слушать и понимать речь других. (Р) оценивать выполненное задание по предложенным параметрам |
Физминутка. | «Замок» На двери висит замок. (соединение пальцев рук в «замок».) кто открыть его бы мог? (повторение движений.) потянули, (пальцы сцеплены, руки потянуть в одну, потом в другую сторону.) покрутили, (движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе.) постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.) и - открыли! (пальцы расцепились, ладони в стороны.) | Учащиеся выполняют действия с учителем | (Р)соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем |
V. Первичное закрепление Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; | Работа в тетради. Число классная работа. Минутка чистописания. Запишите сколько дней в году, дней в неделе, дней в месяце, часов в сутках. Работа по учебнику. Упр. 217 устно. В каком ещё году это будет? Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше. Почему в месяцах разное количество суток? Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 суток нам поможет косточка на руках. 1 косточка – это январь, там, где косточка выпирает, значит в месяце 31 суток… Давайте все вместе сосчитаем… Упражнение № 218. Прочитайте глазками. Чем является данный текст?. Докажите Достаточно ли данных нам в задаче или нужно воспользоваться какими-то ещё источниками? Какие знания нам нужны, чтобы решить эту задачу? Самоанализ этапа | Год в котором 366 суток называется високосным. К нам пришло это еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток. задачей есть условие и вопрос знать июнь 30 дней, июль 31, 2 раза по 12, 1 неделя – 7 дней. | (Пр) решать задачи с использованием единиц времени; выполнять арифметические действия. (Л) освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться; (Р)составлять план выполнения заданий; оценивать выполненное задание по предложенным параметрам; (П)умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания; (К) участвовать в диалоге на уроке; сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы. |
Итог урока Цель этапа : Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты | - Подведем итог нашего сегодняшнего урока. (слайд с темой и целями урока). - Достигли ли мы поставленных целей? Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда. Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки и я хочу, чтобы дома вы нашли пословицы и поговорки о времени. | . Мы сегодня вспомнили, что 1 год = 12 мес, 1 нед = 7 дней, 1 год = 365 или 366 суток, 1 мес = 30 или 31 суток. Решили задачу и примеры с применением единиц времени | (Р) оценивать выполненное задание по предложенным параметрам |