|   I. Этап мотивации  Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.   |    Будто праздник сегодня у нас.  Немало гостей – полный класс!  Повернитесь, посмотрите  И улыбку гостям подарите!      Осень скачет по дорожке  В ярких, желтеньких сапожках,  Заглянула к нам в окошко,  Листьев бросила немножко  И желает всем опять  Лишь «5» получать  Да ребята сегодня осень принесла нам не только задания, но и орешки и за хорошую работу группы будут их получать, а конце урока подведём итог, какая же группа была самой собранной и активной.   |                Подготовиться к восприятию нового материала   |    (К)Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других       |  
  |   II. Актуализация знаний  Цель этапа:  Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия;     |    Работа в группах  Догадайтесь, какие числа здесь записаны(на интерактивной доске проверка ответа)  4 * 1000 + 3 * 100 + 5 * 10 + 2    5 * 100 + 1 * 10 + 4    2 * 100 + 2    3 * 10 000 + 5 * 1000 + 0 * 100 + 2 * 10 + 1    Работа в группах (задания на листочках).  Составьте четыре верных равенства, используя следующие значения площади:    15 см² ; 800 дм² ; 30000 см² ; 23 м² ; 8 м² ; 3 м² ; 2300 дм²; 1500 мм²    Индивидуальная работа по карточкам  23000+25=________ 7050-7000=_______  18000+350=________ 6080-6000=_______  37000+480=_________ 8090-8040=_______  Самоанализ этапа   |                    (4352)    (514)  (202)    (35 021)        15 см² = 1500 мм² 23 м² = 2300 дм²  800 дм² = 8 м² 3 м² = 30000 см²       |    (П) выполнять арифметические действия;    (Р) оценивать выполненное задание по предложенным параметрам   |  
  |    III. Самоопределение к деятельности.          Создание проблемной ситуации    Цель этапа : Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия      |    - Ребята, а теперь я вам прочитаю загадку. Попробуйте догадаться, что это. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.  - Правильно. О чем будем говорить на уроке?    - Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано.  Сформулируйте цель урока (тема и цель на слайде)  В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.  На ваших столах лежат кейсы с заданиями для сегодняшнего урока.    Мы сегодня будем говорить о единицах изменения времени, а чтобы изучать настоящее нужно заглянуть в прошлое. В кейсах есть небольшие тексты, вам необходимо сейчас их прочесть и сделать слайд-иллюстрацию к содержанию прочитанного, тексты у всех разные, а таким образом мы получим знания сами и поделимся ими с товарищами.   |                    время            о времени          вспомнить единицы времени, решать задачи и примеры с единицами времени       |    (П) научатся пользоваться изученными единицами времени;  (Р) определять цель выполнения заданий;  составлять план выполнения заданий;  (Л) освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться;   |  
  |   IV. Построение проекта выхода из затруднения       |    Изучение нового материала. Работа с кейсами.  Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день — не очень-то точные единицы измерения, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно.    1 группа  Люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени — год. Промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. И год состоит из 365 дней. Но год слишком уж долгая мера времени.     группа  Для того чтобы вести хозяйство: посев, сбор, подготовку урожая, — нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или по другому — месяц. Все мы наблюдали за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 30 дней. Вот как точно в древнем мире умели определять время.    Самое сложное — найти единицы времени — было сделано уже в древнем мире. Этими единицами пользуются по сей день. Только вот называют их по разному.    3 группа  Семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:  суббота — день Сатурна;    воскресенье — день Солнца;    понедельник — день Луны;    вторник — день Марса;    среда — день Меркурия;    четверг — день Юпитера;    пятница — день Венеры.    Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты нашей Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9, 10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.    На Руси название дней недели произошли от порядкового номера дня в неделе:    Раньше, еще до принятия христианства, неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако позже воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим неделю.  4 группа  Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы «Сделал дело – гуляй смело!».  Понедельник. Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей».    Вторник – от слова «второй».    Среда - это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина».    Четверг, как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели. «  С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять».  Слово суббота пришло из старославянского языка., куда оно было заимствовано из древнееврейского языка Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».  Воскресенье – это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно после принятия на Руси христианства.    Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими единицами нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.    Самоанализ этапа   |                                        Отвечают на вопросы по тексту, готовятся иллюстрировать свои ответы   |    (П) познакомиться с историей измерения времени;  (Р)  самостоятельно организовывать свое рабочее место;  составлять план выполнения заданий;  соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем;  (Л) восприятие ценностного окружающего мира;  (К) сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы;  участвовать в диалоге на уроке;  отвечать на вопросы учителя;  умение слушать и понимать речь других.    (Р) оценивать выполненное задание по предложенным параметрам   |  
  |   Физминутка.       |     «Замок»  На двери висит замок. (соединение пальцев рук в «замок».)  кто открыть его бы мог? (повторение движений.)  потянули, (пальцы сцеплены, руки потянуть в одну, потом в другую сторону.)  покрутили, (движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе.)  постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.)  и - открыли! (пальцы расцепились, ладони в стороны.)   |    Учащиеся выполняют действия с учителем   |    (Р)соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем   |  
  |   V. Первичное закрепление  Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по  эталону;       |    Работа в тетради.  Число классная работа.  Минутка чистописания.    Запишите сколько дней в году, дней в неделе, дней в месяце, часов в сутках.  Работа по учебнику.  Упр. 217 устно. В каком ещё году это будет?    Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше.  Почему в месяцах разное количество суток?  Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 суток нам поможет косточка на руках. 1 косточка – это январь, там, где косточка выпирает, значит в месяце 31 суток… Давайте все вместе сосчитаем…                  Упражнение № 218. Прочитайте глазками. Чем является данный текст?. Докажите    Достаточно ли данных нам в задаче или нужно воспользоваться какими-то ещё источниками?    Какие знания нам нужны, чтобы решить эту задачу?    Самоанализ этапа       |                                Год в котором 366 суток называется високосным.              К нам пришло это еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.            задачей  есть условие и вопрос      знать июнь 30 дней, июль 31, 2 раза по 12, 1 неделя – 7 дней.         |    (Пр) решать задачи с использованием единиц времени;  выполнять арифметические действия.  (Л) освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться;   (Р)составлять план выполнения заданий;  оценивать выполненное задание по предложенным параметрам;  (П)умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания;  (К) участвовать в диалоге на уроке;  сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы.   |  
  |   Итог урока  Цель этапа : Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты   |    - Подведем итог нашего сегодняшнего урока. (слайд с темой и целями урока).  - Достигли ли мы поставленных целей?    Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.  Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки и я хочу, чтобы дома вы нашли пословицы и поговорки о времени.   |            . Мы сегодня вспомнили, что 1 год = 12 мес, 1 нед = 7 дней, 1 год = 365 или 366 суток, 1 мес = 30 или 31 суток. Решили задачу и примеры с применением единиц времени   |    (Р) оценивать выполненное задание по предложенным параметрам   |