kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 4 классе по теме "Единицы времени - год."

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке были использованы различные виды работы: коллективная, индивидуальная, в группах, самостоятельная, дифференцированная. при проведении урока использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: кейс-технология, групповая технология, ИКТ-технология и здоровьесберегающая, проблемно-диалогическая и технология проблемного чтения.
 

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 4 классе по теме "Единицы времени - год."»

Тема урока: Единицы времени – год.

Тип урока

Освоение нового материала

Цель урока

Систематизировать знания об известных единицах времени (сутки, неделя, месяц, год). Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, склонность к взаимному сотрудничеству, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения

Средства обучения

интерактивная доска, компьютер, учебники, раздаточный материал

Формы проведения урока

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Технологии

кейс технология, проблемно-диалогическая технологи, технология продуктивного чтения

Планируемые результаты

Предметные результаты

- научатся пользоваться изученными единицами времени;

- решать задачи с использованием единиц времени;

- выполнять арифметические действия.

УУД

Личностные


-освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться

-восприятие ценностного окружающего мира

Регулятивные


-самостоятельно организовывать свое рабочее место

-определять цель выполнения заданий

-составлять план выполнения заданий

-соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем

-оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

Познавательные


-умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания,

-сравнивать и группировать величины

Коммуникативные

-участвовать в диалоге на уроке

-отвечать на вопросы учителя

- оформлять свои мысли в устной форме

- умение слушать и понимать речь других

-сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Этап мотивации

Цель этапа: вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

Будто праздник сегодня у нас.

Немало гостей – полный класс!

Повернитесь, посмотрите

И улыбку гостям подарите!


Осень скачет по дорожке

В ярких, желтеньких сапожках,

Заглянула к нам в окошко,

Листьев бросила немножко

И желает всем опять

Лишь «5» получать

Да ребята сегодня осень принесла нам не только задания, но и орешки и за хорошую работу группы будут их получать, а конце урока подведём итог, какая же группа была самой собранной и активной.




Подготовиться к восприятию нового материала

(К)Умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других


II. Актуализация знаний

Цель этапа:

Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия;

Работа в группах

Догадайтесь, какие числа здесь записаны(на интерактивной доске проверка ответа)

4 * 1000 + 3 * 100 + 5 * 10 + 2

5 * 100 + 1 * 10 + 4

2 * 100 + 2

3 * 10 000 + 5 * 1000 + 0 * 100 + 2 * 10 + 1

Работа в группах (задания на листочках).

Составьте четыре верных равенства, используя следующие значения площади:

15 см² ; 800 дм² ; 30000 см² ; 23 м² ; 8 м² ; 3 м² ; 2300 дм²; 1500 мм²

Индивидуальная работа по карточкам

23000+25=________ 7050-7000=_______

18000+350=________ 6080-6000=_______

37000+480=_________ 8090-8040=_______

Самоанализ этапа





(4352)

(514)

(202)

(35 021)


15 см² = 1500 мм² 23 м² = 2300 дм²

800 дм² = 8 м² 3 м² = 30000 см²


(П) выполнять арифметические действия;

(Р) оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

III. Самоопределение к деятельности.



Создание проблемной ситуации

Цель этапа : Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия

 

- Ребята, а теперь я вам прочитаю загадку. Попробуйте догадаться, что это. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его.

- Правильно. О чем будем говорить на уроке?

- Сегодня на уроке речь пойдёт о времени, обо всём, что с ним связано.

Сформулируйте цель урока (тема и цель на слайде)

В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час.

На ваших столах лежат кейсы с заданиями для сегодняшнего урока.

Мы сегодня будем говорить о единицах изменения времени, а чтобы изучать настоящее нужно заглянуть в прошлое. В кейсах есть небольшие тексты, вам необходимо сейчас их прочесть и сделать слайд-иллюстрацию к содержанию прочитанного, тексты у всех разные, а таким образом мы получим знания сами и поделимся ими с товарищами.





время



о времени



вспомнить единицы времени, решать задачи и примеры с единицами времени


(П) научатся пользоваться изученными единицами времени;

(Р) определять цель выполнения заданий;

составлять план выполнения заданий;

(Л) освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться;

IV. Построение проекта выхода из затруднения


Изучение нового материала. Работа с кейсами.

Самыми древними «часами», которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось солнце. Утро, вечер, день — не очень-то точные единицы измерения, но поначалу первобытному человеку этого было достаточно.

1 группа

Люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. Когда появлялся Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года. Так появилась хорошо известная сейчас мера времени — год. Промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. И год состоит из 365 дней. Но год слишком уж долгая мера времени.

группа

Для того чтобы вести хозяйство: посев, сбор, подготовку урожая, — нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла луна, или по другому — месяц. Все мы наблюдали за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями и назвали месяцем. Оказалось, что месяц состоит примерно из 30 дней. Вот как точно в древнем мире умели определять время.

Самое сложное — найти единицы времени — было сделано уже в древнем мире. Этими единицами пользуются по сей день. Только вот называют их по разному.

3 группа

Семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам, которые появлялись на небосклоне и были известны вавилонянам:

суббота — день Сатурна;

воскресенье — день Солнца;

понедельник — день Луны;

вторник — день Марса;

среда — день Меркурия;

четверг — день Юпитера;

пятница — день Венеры.

Если бы в Вавилоне были известны и другие планеты нашей Солнечной системы, возможно, наша неделя состояла бы не из 7, а из 9, 10 или 8 дней. Смена этих светил в течение месяца происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце 4 недели.

На Руси название дней недели произошли от порядкового номера дня в неделе:

Раньше, еще до принятия христианства, неделей называли воскресный день. И был он первым днем недели. Однако позже воскресенье стали считать последним днем, заканчивающим неделю.

4 группа

Слово «неделя» произошло от сочетания «не делать», то есть отдыхать. Разумнее все-таки отдыхать после работы «Сделал дело – гуляй смело!».

Понедельник. Слово «понедельник» образовано от «после недели». Понедельник был первым днем после воскресенья, которое в древности называлось «неделей».

Вторник – от слова «второй».

Среда - это слово тоже пришло из старославянского (как и «неделя», «понедельник», «вторник»). Имеет общий корень со словами «сердце», «середина».

Четверг, как и «вторник», слово «четверг» образовано в соответствии с порядковым номером дня недели. «

С пятницей все немного сложнее. Конечно, слово образовано от цифры «пять».

Слово суббота пришло из старославянского языка., куда оно было заимствовано из древнееврейского языка Шаббат – так произносится это еврейское слово, означающее буквально «покой», «отдых».

Воскресенье – это слово, как уже было сказано, пришло на смену слову «неделя». Возникло оно после принятия на Руси христианства.

Выходит, что все главные меры времени (год, месяц, неделя) люди позаимствовали у природы еще много лет назад. Хотя этими единицами нельзя было измерить точное время, но главный шаг все-таки был сделан.

Самоанализ этапа










Отвечают на вопросы по тексту, готовятся иллюстрировать свои ответы

(П) познакомиться с историей измерения времени;

(Р)

самостоятельно организовывать свое рабочее место;

составлять план выполнения заданий;

соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем;

(Л) восприятие ценностного окружающего мира;

(К) сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы;

участвовать в диалоге на уроке;

отвечать на вопросы учителя;

умение слушать и понимать речь других.

(Р) оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

Физминутка.


«Замок»

На двери висит замок. (соединение пальцев рук в «замок».)

кто открыть его бы мог? (повторение движений.)

потянули, (пальцы сцеплены, руки потянуть в одну, потом в другую сторону.)

покрутили, (движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя - к себе.)

постучали (пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.)

и - открыли! (пальцы расцепились, ладони в стороны.)

Учащиеся выполняют действия с учителем

(Р)соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем

V. Первичное закрепление

Цель этапа: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по
эталону;


Работа в тетради.

Число классная работа.

Минутка чистописания.

Запишите сколько дней в году, дней в неделе, дней в месяце, часов в сутках.

Работа по учебнику.

Упр. 217 устно. В каком ещё году это будет?

Если год обычный, то в году 365 суток, а если год високосный, то в году 366 дней. Потому что високосный год в феврале имеет на 1 сутки больше.

Почему в месяцах разное количество суток?

Чтобы легче запомнить, в каком месяце 30, а в каком 31 суток нам поможет косточка на руках. 1 косточка – это январь, там, где косточка выпирает, значит в месяце 31 суток… Давайте все вместе сосчитаем…





Упражнение № 218. Прочитайте глазками. Чем является данный текст?. Докажите

Достаточно ли данных нам в задаче или нужно воспользоваться какими-то ещё источниками?

Какие знания нам нужны, чтобы решить эту задачу?

Самоанализ этапа









Год в котором 366 суток называется високосным.




К нам пришло это еще из Древнего Египта. В Древнем Египте люди начали следить за движением луны и заметили, что от полнолуния до полнолуния 30, 5 дней и для своего удобства в 1 месяце оставили 30 дней, а в другом 31. Поэтому месяцы у нас имеют разное количество суток.



задачей

есть условие и вопрос


знать июнь 30 дней, июль 31, 2 раза по 12, 1 неделя – 7 дней.


(Пр) решать задачи с использованием единиц времени;

выполнять арифметические действия.

(Л) освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться;

(Р)составлять план выполнения заданий;

оценивать выполненное задание по предложенным параметрам;

(П)умение ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы в результате изучения данной темы, определять круг своего незнания;

(К) участвовать в диалоге на уроке;

сотрудничать в группе, в паре при совместном решении проблемы.

Готовимся к ВПР.


Мы часто решаем задачи из ВПР и сегодня я хочу, чтобы мы потренировались выполнять задание №4

1 января в 2017 году пришлось на воскресенье. В какой день недели будет последний день месяца?

3 апреля в 2017 году пришлось на понедельник. На какой день недели пришлось 29 апреля в 2017 году?



решение задач у доски с объяснением

Закрепление изученного.


Определите, какое число и месяц наступят, если от начала года прошло:

4 месяца;

5 месяцев и 10 дней.

Сколько дней пройдет от начала года до:

11 марта;

15 апреля;

Логическая задача:

Мише 5 лет, а его брату 36 месяцев, кто из мальчиков старше и на сколько?


Итог урока

Цель этапа : Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты

- Подведем итог нашего сегодняшнего урока. (слайд с темой и целями урока).

- Достигли ли мы поставленных целей?

Из всех величин время – это самая загадочная, самая неуловимая, самая необъяснимая величина. Говорят: время – дороже денег. Потерянный рубль можно заработать снова, а вот упущенная минута исчезает навсегда.

Народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки и я хочу, чтобы дома вы нашли пословицы и поговорки о времени.



. Мы сегодня вспомнили, что 1 год = 12 мес, 1 нед = 7 дней, 1 год = 365 или 366 суток, 1 мес = 30 или 31 суток. Решили задачу и примеры с применением единиц времени

(Р) оценивать выполненное задание по предложенным параметрам

Рефлексия.


Продолжите предложения.

  1. Сегодня я сумел…

  2. На этом уроке я похвалил бы себя за …

  3. На этом уроке я похвалила бы одноклассников…

  4. Больше всего мне понравилось…

  5. Для меня было открытием …

  6. Оцените свою работу на уроке в тетрадь на полях.


Домашнее задание

Решить примеры № 222 стр. 47. Нарисовать необычный календарь


Закончить наш урок хочется стихотворением.

Дни идут, минуты тают,

Быстро время пролетает 

Год какой сейчас идёт –

Календарь ответ даёт 

Что за месяц на дворе –

Смотрим мы в календаре.

Как-то раз 12 братцев 

В календарь смогли собраться. 

Каждый месяц - каждый брат –

Встрече с нами очень рад.

Минуты идут, и заканчивается наш урок. Всем большое спасибо.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики в 4 классе по теме "Единицы времени - год."

Автор: Кузьменко Инна Викторовна

Дата: 11.10.2019

Номер свидетельства: 522321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Конспект урока по математике на тему: "Единицы времени. Год, месяц. Обобщение и закрепление изученного материала.""
    ["seo_title"] => string(130) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-iedinitsy-vriemieni-god-miesiats-obobshchieniie-i-zakrieplieniie-izuchiennogho-matieriala"
    ["file_id"] => string(6) "275714"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452612010"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока математики на тему: "Таблица единиц времени" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-tablitsa-iedinits-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174451"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424125550"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "технологическая карта  "Единицы времени""
    ["seo_title"] => string(44) "tiekhnologhichieskaiakartaiedinitsyvriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "259448"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448749473"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Единицы времени. Минута. Секунда. Сутки».Конспект урока математики.3 класс"
    ["seo_title"] => string(77) "iedinitsy-vriemieni-minuta-siekunda-sutki-konspiekt-uroka-matiematiki-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "286920"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454416628"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Единицы времени. Минута. Секунда. Сутки».Конспект урока математики.3 класс"
    ["seo_title"] => string(79) "iedinitsy-vriemieni-minuta-siekunda-sutki-konspiekt-uroka-matiematiki-3-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "286922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454416635"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства