Метапредметные результаты обучения Регулятивные: - умение выявлять проблему; - умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
- работать по предложенному плану, используя необходимые средства Познавательные: - умение сравнивать, делать выводы; Коммуникативные: - работать в парах, чередуя роли исполнителя и контролёра; - участие в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях
Предметные - знание способов измерения объёма и единицы измерения; - умение выражать результаты измерения объёма числом; - применение новых знаний в жизненных ситуациях;
I. Самоопределение к деятельности
- Начнём наш урок с девиза (хором):
Мы – умные! Мы – смелые!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы в первом классе учимся!
Всё у нас получится!
II. Актуализация опорных знаний и мотивация
- Отгадайте загадку:
Эта девочка смешная,
Друга очень достаёт,
Только он ей всё прощает,
От досады не ревёт.
Если девочка в лес идёт,
Косолапый вслед за ней,
От беды оберегает. И от хищников зверей.
- В этом году Маша тоже пошла в школу. (просмотр мультфильма «Маша в школе» ) Трудно ей даётся учёба. Может, поможем ей?
Разбейте слова на группы. Объясните Маше свой выбор. (работа парами)
Весы, длина, сантиметр, объём, линейка, килограмм, масса
- Какое слово вы не отнесли ни к одной из групп?
- Почему слово «объём» вы не отнесли ни к одной группе? (Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.)
III. Формулирование темы урока и цели урока
- Кто догадался, какую тему будем изучать на уроке?
Объём (табличка на доску)
- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить? Выберем вопросы, на которые будем искать ответы на уроке. Все ли вопросы подходят? (на доске таблички)
1. Что такое "объём"?
2. Какие звуки обозначает?
3. Можно ли сравнить объём?
4.Можно ли измерить объём?
6. Чем измерить массу?
7. Каковы единицы измерения объёма?
IV. Открытие нового знания
- У Маши есть своя лаборатория. (слайд 2)
- Что такое лаборатория?
Помещение, специально приспособленное для технических и научно-исследовательских опытов.
- Что же в ней имеется? (колбы, пробирки, баночки)
- Для чего нужны эти предметы? Предметы для хранения жидкости называют ёмкостью.
- Сегодня мы тоже поработаем в лаборатории и сделаем открытия. У нас тоже есть различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, кружка.
- Для чего мы используем эти предметы в жизни? (чтобы наливать в них различные жидкости – чай, молоко, кефир, воду…)
-Посмотрим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать? (переливанием)
Будем проводить опыты и результат фиксировать на бланке исследований (бланк на доске)
Дети выполняют задания у доски:
1. Возьмём кружку с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из кружки перельём в банку и посмотрим, поместится ли эта вода в банке.
(Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в кружке меньше, чем в банке). (фиксирут на доске к
Воду вернём обратно в кружку
Опыт второй:
Проверим, одинаковое количество воды помещается в кружке и в стакане. Перельём воду из стакана в кружку.
(Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в кружке. Можно сделать вывод, что в стакане и в кружке помещается воды одинаково.)(фиксирую на доске к =с)
- Сейчас при переливании нас интересовал цвет? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны сосуды? А их масса?
- А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды)
- При решении данной задачи нас интересовала вместимость сосудов или в математике говорят «объём». На какой вопрос получили ответ?(отметить на доске)
- Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, кружки и банки. Наши сравнения мы записали с помощью знаков: =
банка˃кружки
стакан = кружка
- Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками =, на какой из поставленных вопросов мы ответили? (отметить на доске)
– Ребята, посмотрите на эти банки (3 л). Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное? (На вид банки одинаковые)
– Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость)
К доске выходят два ученика. Один получает банку 1л, другой – 0,5л.
– Ребята будут наливать воду в большие банки. Как надо наливать воду? (Аккуратно, чтобы не разлить ее, не разбить банки). А мы будем считать, какое количество банок с водой поместится в большие банки.
2) Выполнение практического задания по измерению объёма (вместимости) банок.
– Сколько банок насчитал первый ряд? (3 банки)
– Сколько банок насчитал второй рядт? (6 банок)
– Что же получается, банки на вид одинаковые, но в них умещается разное количество воды? Или мы допустили какую-то ошибку? (Ребята наливали воду банками разного размера, надо было взять одинаковые, для измерения величин надо пользоваться одинаковыми мерками)
- На какой вопрос урока мы ответили?(отметить на бланке исследований)
(слайд) В древности люди чаще всего измеряли объём ведрами, бочками, кружками. Мер было много. А потом решили, чтобы не было путаницы, мерка должна быть у всех одинаковая. Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объёма. - Может, кто-то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (литр)
- Где вы встречались с такой единицей измерения? Чего бывает 1 литр? (масло, молоко, сок)- рассмотреть упаковки.
- А в какую банку поместится 1 л. воды?( перелить)
-Вот в такую банку вмещается 1 литр воды. Вспомните, сколько таких банок уместилось в большую банку ? (3)
– Значит, говорят, что она вмещает 3 литра. А если в емкости 4 таких банки, 5 банок? (Значит, в емкости 4 литра, 5 литров)
– Слово ЛИТР сокращенно пишут так: л.
Учитель вывешивает на доску карточку: ЛИТР – Л.
- На какой вопрос урока мы ответили?
Физминутка
IV. Первичное закрепление нового материала.
Задача:
У Маши скоро День рождения. К ней придут 4 друзей. Она купила 1 л сока. Хватит ли всем? Если каждому нужно налить 1 полный стакан сока. (разлить сок по стаканам)
А теперь заполним научный дневник.
Работа в тетради. Записать решение в тетрадь
В пакете 1 л вишнёвого сока. Мишка утром выпил 2 стакана сока и вечером ещё 1 стакан. Сколько всего стаканов сока выпил Мишка? Сколько стаканов сока осталось?
Карточка
Рассмотрите рисунки. Ответьте на вопросы, запишите решение и ответ.
1 л
10 л
5 л
VII. Включение нового знания в систему знаний ( на слайде, проверка по эталону)
3 л + 6 л =
9 л – 5 л =
2 л + 7 л =
9 л – 3 л – 3 л =
4 л + 2 л + 3 л =
VII. Подведение итогов урока.
Беседа о значении измерений.
– Ребята, а для чего надо измерять объем жидкости?
–Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
Струйка воды, толщиной в одну спичку даёт утечку 200 литров в сутки! –
– Кто запомнил, сколько литров воды может вытечь за сутки, если неплотно закрыть кран?
– Ребята, как вы думаете, что произойдет, если с нашей планеты исчезнет вся вода? (Все живое погибнет, потому что без воды жить нельзя, вода – это жизнь)
– Как вы думаете, что может привести к исчезновению воды? (Если мы будем оставлять открытыми краны с водой, не будем беречь воду)
– Как же мы должны относиться к воде? (Бережно, аккуратно, не забывать закрывать краны, заботиться о сохранении воды, ее чистоте)
– Я надеюсь, что вы будете аккуратными и бережливыми.
4) Оценка учебной деятельности.
– А наш урок подходит к концу. Вы активно и дружно работали сегодня.
- На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
VIII. Рефлексия
Ваши знания, полученные сегодня на уроке, тоже имеют объём. Выберите сосуд, который равен объёму полученных вами знаний и поместите в него капельку.