•совершенствовать уровень развития математической речи;
•структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
•рефлексия способов и условий действия
коммуникативные:
•обеспечивать социальную компетентность и учёт позиции одноклассников
•развивать умение слушать и вступать в диалог
•участвовать в коллективном обсуждении проблем
•интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
Материалы и оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник, карандаши, линейки, таблички со словами (звено, ломаная, вершина), карточки для работы в парах, материал для моделирования ломаной линии (проволока, тесьма, пластилин, палочки)
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ожидаемый результат:
•знать что такое ломаная линия, из чего она состоит, чем отличается от прямой, луча, отрезка
•повышение активности учащихся на уроках для улучшения результатов обучения;
•использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни
•обогащение математического словарного запаса
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
(Слайд.)
- Вы чувствуете солнечное тепло?... Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера.
II.Актуализация знаний учащихся.
-Сегодня мы с вами вновь отправляемся в страну геометрических фигур. Что
Вы знаете об этой стране?. Проверим наш багаж знаний. Проведем небольшую разминку.
(Работа в вариационных парах)
60+20
20+50
30+60
80
70
90
50 =…+40
80 =…+40
40 =…+20
10
40
20
50+10
70+20
80-20
60
90
60
10+30
50-20
90 =…+70
40
30
20
Геометрия – наука очень интересная,
Треугольник, круг, квадрат уже известны вам.
Много нового она в себе таит,
Языком углов и линий говорит.
Что нам встретится в пути - вовсе неизвестно
И поэтому идти очень интересно.
- А чтобы веселее было идти, давайте посчитаем десятками
(счёт десятками)
Но, чтобы запомнить все, что мы там увидим, надо быть очень внимательным и наблюдательным. Поэтому сначала потренируем внимание и зрительную память. Запомните, что увидите (рисунок закрывается) (слайд 2 )
- Что здесь изображено? ( Это геометрич. фигуры)
- Какая фигура отличается от других? ( Круг)
- Каким по счету был 5-угольник? ( второй )
- Назовите 1 фигуру, 3-ю (прямоугольник, квадрат)
- Восстановите весь ряд (работа в парах)
Проверти себя
Открывается изображение на доске.
- Скажите , правда ли, что:
- Все фигуры-треугольники (докажи)
- Каждая фигура является квадратом (докажи)
- Есть фигуры, у которых углов больше 3 (докажи)
III. Подготовка проблемной ситуации
2.Работа парах
У вас на партах лежат конверты с заданием, на каждом листочке линии
- Подумайте и скажите - какое задание можно предложить всем для работы?
( - Разделить линии на группы.)
- Разделите. (Дети выполняют группировку с обсуждением)
Проверка.
- Какие варианты у вас получились? (По одному ученику от каждой группы приглашаю к интеракт. доске для демонстрации группировок.) (слайд 3)
- У какой группы так же? По-другому?
- На какой группировке остановимся? Почему?
( Отрезки, лучи , прямые, кривые Нам важен не цвет и толщина линий, а их название)
- Что вы знаете о прямой линии? (-Линия, у которой нет начала и конца. Она бесконечна, не имеет границ, т.е. её можно продолжить в любую сторону)
- Что такое отрезок? (-Отрезок - это часть прямой линии, ограниченная с двух сторон)
- Что такое луч? ( - Луч - это часть прямой линии, ограниченная с одной стороны)
- Всем линиям дали название? Почему?
Не знаем название одной линии.(Если дети называют, то учитель задаёт вопрос «Почему эту линию так назвали?». Если допускают ошибку, относя к кривой, то спрашивает,- Кто считает иначе? Сравним.)
- А что бы вы хотели узнать про эту линию?
(Предположения детей).
-Как называется?
-Как начертить?
-Из чего состоит?
-Как сконструировать?
-Где можно увидеть?
на доску вывешивается план:
Название линии
Конструирование линии
Состав линии
Черчение линии
По ходу урока пункты плана на которые была получена информация отмечаются учениками.
- Сегодня на уроке мы будем наблюдать за такими линиями, займёмся исследованием, и, надеюсь, ответим на многие ваши вопросы.
IV.Открытие новых знаний
Про эту линию я хочу рассказать нам интересную историю (сопровождается рассказ показом, используя веточку)
- Однажды я гуляла на волшебной поляне. Солнышко светило ярко – ярко.. Но вдруг я обо что – то споткнулась и упала. Я наклонилась и увидела у себя под ногами вот эту веточку. Я взяла ее в руки и увидела, что она сломалась в трех местах.
- Какая интересная линия! – подумала я. Она была прямая, а стала ... (ломанная).
- Как же называется эта линия? (Ломаная линия)
- Какая тема урока? (Ломаная линия)
Открывается тема урока на доске
- На какой вопрос ответили? (-Как называется эта линия.)
Исследование ломаной линии путём практической работы.
Работа в группах
-Давайте вспомним правила работы в группе.
- Работать дружно, не ссориться, помогать друг другу.
Не смеяться над неправильным ответом.
Говорить негромко, вежливо.
( У детей на партах находится материал для моделирования ломаной: стебли-соломки, тесьма, палочки, пластилин, проволока. Детям нужно выбрать соответствующий материал для построения ломаной линии и доказать свой выбор.)
- Обсудите из какого материала вы будете моделировать линию.
(выполняют работу)
- Хотите посмотреть, какие линии получились? (демонстрация полученных моделей)
- Что интересного заметили, моделируя линию:
- Из чего состоит ломаная линия? (-Из отрезков.)
- Как соединяются отрезки? (-Концами)
- Как следуют? (-Последовательно друг за другом.)
- Подведу итог тому, что вы сказали:
Вывод: точное название линии «ломаная линия» Ломаная линия состоит из отрезков, которые последовательно идут друг за другом.
V Физкультминутка
2. - Когда отрезки становятся частью ломаной, у них появляется другое название. Хотите его узнать?
- Где можно узнать название?
- Можно спросить у учителя.
- Спросить у мамы.
- Посмотреть в энциклопедии.
- Посмотреть в Интернете.
- В учебнике.
- А мы посмотрим в учебнике и давайте спросим у наших гостей.
Откройте учебник. Как называются части ломаной?
-
(Двое ребят идут к присутствующим на уроке учителям).
- Кто же узнал название частей ломаной? (Отвечают дети, которые спрашивали у присутствующих на уроке учителей:
- Части ломаной называются звеньям ломаной)
–Скажем слово вслух: «звено», много «звеньев».
( Показ таблички «Звено»)
- Прикрепите слово к ломаной.( Ребенок прикрепляет табличку к звену ломаной, начерченной на доске)
- Сколько звеньев у нашей ломаной? (4 звена)
- На что похожа наша ломаная? (-На гору)
- Предположите, как называются самые высокие части гор.
Ответы детей
(Учитель показывает на вершину ломаной и уточняет, что это вершина, как у горы. Ученик прикрепляет табличку «Вершина»)
- Вершины – это точки, где соединяются звенья. (каждую вершину обозначить красным цветом)
- Сколько вершин у ломаной? (3)
-Каждая вершина имеет свое название. Вспомните, как мы называем точки у отрезков?
- Латинскими буквами.
Прикрепление букв к вершинам
Вывод:
-На какие пункты плана мы получили информацию?
• Как называется линия?
• Как сконструировать?
• Из чего состоит?
Физкультминутка
- Название линии знаем, конструировать умеем, из каких частей состоит тоже знаем. А какое важное умение нам предстоит освоить?
(-Научиться чертить ломаную линию).
-С чего можно начать построение ломаной линии? (- Поставить точки.)
-Точки у вас на листах уже есть
. . .
. .
-Что надо делать дальше? (-Соединить их.)
-Как соединить? (последовательно.)
-Какие инструменты нам понадобится? Чем будем чертить?(-Линейка, карандаш.)
-Начертите. (Дети чертят ломаную.)
- Расскажите план построения ломаной.
•Поставить точки – вершины
•Последовательно их соединить
•Дать вершинам название
Давайте еще раз посмотрим на ваши работы. Например, у….. получилась интересная ломаная линия. (Слайд )
-Может кто-то из вас встречал ее в окружающем нас мире?.. На какой предмет она похожа? (Ковш). (Слайд.)
-Астрономы на картах звёздного неба изображают созвездия с помощью ломаных линий..
Получилось созвездие, которое назвали созвездием Большой медведицы.
-Посмотрите. Это подъёмный кран. (Слайд) Где здесь вы видите ломаные линии?
(Дети находят модели линий.)
VI Применение полученных знаний.
- Ребята, сейчас вы попробуете начертить ломаную линию сами, без помощников. Ученики, у которых жёлтые листы чертят ломаную линию из 3-х звеньев; зелёные листы – из 4-х звеньев; голубые листы – чертят линию из 5-ти звеньев и пробуют её измерить.