Общая дидактическая цель: создать условия для повторения, закрепления знаний и самостоятельных умений сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 и ведения семейного бюджета. Цели по содержанию урока: Образовательные: - создать условия для закрепления и систематизации знаний и умений учащихся по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 »; - закрепить умения и навыки в самостоятельной работе. Коррекционно-развивающие: - создавать условия для познавательной деятельности через межпредметные связи; - способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения; - развивать устную речь через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации. Воспитательные: - прививать интерес к предмету; - воспитывать умение планировать доходы и расходы в семье; бережному отношению к деньгам родителей.
- способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, старание, дисциплина, самостоятельность). Основные методы обучения: - объяснительно – иллюстративный; - репродуктивный; - практический; - частично – поисковый
Оборудование: карандаш и бумага для выполнения расчетов, конверты с заданиями, декоративные монеты по 10 рублей для оценивания, кошелки, тест, термины(бюджет, доход, расход, семья, зарплата, стипендия, детское пособие, индивидуальные карточки-раскраски)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Общая дидактическая цель: создать условия для повторения, закрепления знаний и самостоятельных умений сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 и ведения семейного бюджета. Цели по содержанию урока: Образовательные: - создать условия для закрепления и систематизации знаний и умений учащихся по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 »; - закрепить умения и навыки в самостоятельной работе. Коррекционно-развивающие: - создавать условия для познавательной деятельности через межпредметные связи; - способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения; - развивать устную речь через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации. Воспитательные: - прививать интерес к предмету; - воспитывать умение планировать доходы и расходы в семье; бережному отношению к деньгам родителей.
- способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, старание, дисциплина, самостоятельность). Основные методы обучения: - объяснительно – иллюстративный; - репродуктивный; - практический; - частично – поисковый
Оборудование: карандаш и бумага для выполнения расчетов, конверты с заданиями , декоративные монеты по 10 рублей для оценивания, кошелки, тест, термины(бюджет, доход, расход, семья, зарплата, стипендия, детское пособие, индивидуальные карточки-раскраски)
I .Организационный момент.
Цель – мобилизация, настрой на работу, расстановка акцентов урока.
Все расселись по местам, никому не тесно? По секрету вам скажу : «Будет интересно!» Будем мы считать, писать и решать задачи, Чтоб сегодня , как всегда, в руки шла удача. Повторим материал, закрепим уменья, Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!»
Откройте тетради, запишите число и классная работа. Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме. Какое сегодня число? 20 Что можете сказать про число 20 ? Каков порядковый номер месяца марта?
1. «Собери пословицу по слогам». Перед вами отдельные слова, их нужно сложить так, чтобы получилась пословица. ( ПЛАТА КАКОВ ЕМУ ТАКОВА РАБОТНИК, ) Если правильно выполнили задание, то у вас получилась пословица. Прочитайте ее. «Каков работник, такова ему плата». Почему так говорят? Просто так деньги никому не дают. Как поработаешь, столько и заплатят. Деньги получают за труд. Ваша работа на уроке сегодня – это ваш труд. За каждое задание вы будете получать оценку, выраженную в рублях. У вас на столах лежат кошельки, в которые вы после каждого задания будете класть ваш заработок. 5 монет - 4. Больше 5 –пятёрка. В конце урока мы подсчитаем ваш заработок.
Так, что старайтесь, как можно больше получить денег, отвечайте на вопросы, выполняйте задания.
II. Устный счет.
Цель:актуализация знаний о последовательности натурального ряда чисел; вычислительные приемы сложения, вычитания, умножения и деления.
Чтобы быстро считать,
Задачи без труда решать,
Нам надо себя тренировать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта
Пожелаю вам удачи!
За работу! В добрый час!
Булка хлеба стоит 10 рублей. Сколько стоит 6 таких булок хлеба? 60
В упаковке 7 рядов йогурта по 2 штуки в каждом ряду. Сколько всего йогурта? 14
В ящике лежит 15 пакетов с сахаром, а с мукой на 6 пакетов больше. Сколько пакетов с мукой? 21
Всего 28 ящиков с овощами. Из них 10 ящиков с картофелем, а остальные с овощами. Сколько ящиков с овощами? 18
III. Сообщение темы урока
Цель– постановка учебной задачи.
Чтобы узнать тему нашего урока, нужно выполнить это задание. Какие здесь геометрические фигуры ( квадрат, круг, треугольник.)
Расположив числа в порядке возрастания, вы узнаете тему нашего урока.
81, 72, 45, 36, 27, 18. Бюджет.
IV. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме “Государственный бюджет”; подготовить к восприятию новой темы.
Давайте вспомним. Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире? (Сообщение Дёмина Настя.)
(Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период.
Цель – контроль знаний терминов и понимание их назначения
Бюджет – доходы и расходы за определённый период времени.
- Какие виды бюджета вы знаете? (государственный – бюджет страны, городской – бюджет города, бюджет одной семьи - семейный) .
Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год).) Что такое доход?(Деньги, поступающие в бюджет.) Что такое расход?(Деньги, которые тратят.) Зачем, для чего, нужен бюджет? (Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить.) Сегодня на уроке будем изучать бюджет маленького, но тоже государства. Кто знает, как называется это маленькое государство?
( я я я я я я я) 7Я (семья)
А что такое семья?
( Любят друг друга, живут вместе, заботятся друг о друге, ведут общее хозяйство, состоят в родственных отношениях)
Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.
Сформулируйте тему урока. ( “Семейный бюджет”).
- Именно о семейном бюджете мы и поговорим. Кто живет у нас в семье?
Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату).
Зарплата – это деньги, получаемые за работу.
Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день?
В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию)
-Что такое пенсия? (ответы детей)
Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет
- Дочка – студентка. Как вы думаете, учёба – это труд? (ответы детей).
За хорошую учебу получает что? (Стипендию)
Стипендия – это плата за хорошую учёбу.
Дядя временно безработный и стоит на бирже труда, он получает … (пособие по безработице).
Тётя сидит в декретном отпуске по уходу за ребёнком и получает … (пособие по уходу за ребенком)
- Из чего складывается семейный бюджет? (заплаты родителей, пенсии бабушек, дедушек, детские пособия)
- А на что расходуется бюджет вашей семьи? (на продукты питания, плата за свет, воду, газ, покупки одежды, мебели, лекарств …)
- А как вы считаете, дети должны быть в курсе доходов и расходов семьи, или это дело только взрослых? Почему?
- Кто планирует бюджет семьи? (папа, мама, вся семья). Правильное ведение семейного бюджета заключается в разумной их трате - расходе.
-Бюджет семьи – это не только доход, но и расход.
V. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся
Цель – учиться считать доходы семьи.
- Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся составить семейный бюджет. Для этого вы разделены на группы, которые временно будут семьями: семья Дёминых. Петруниных. В каждой семье есть глава: …
- Итак, наша цель сегодня распланировать бюджет своей семьи: вам надо заработать деньги, а потом продумать, как и на что их потратить.
- Как связано понятие «бюджет» и предмет математики? (чтобы рассчитать бюджет, надо хорошо знать математику).
Каждая семья получает конверт с заданиями.
Доход: Дёминых Доход: Петруниных
Зарплата папы -3153р. Зарплата папы -3253р.
Зарплата папы – 2545р. Зарплата папы – 2445р.
Пенсия дедушки- 2234р. Пенсия дедушки-2354р.
Пенсия бабушки – 1130р. Пенсия бабушки-1010р.
Стипендия – 730р. Детское пособие-290р.
Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц
Сложите полученные числа. Это и есть ваш семейный доход.
Доход 1семьи - Дёминых- 9792 рублей
Доход 2 семьи - Петруниных – 9352 рублей
А теперь предлагаю вам подсчитать основной расход семьи за месяц
Расход: Расход:
Питание -3150р. Питание -3200р
Квартплата -2400р. Квартплата -2500р.
Покупка одежды -1452р. Покупка одежды -1342р.
Лакомства и игрушки-930р. Лакомства и игрушки-1140р.
Прочие нужды-1380р. Прочие нужды-1170р.
Расход семьи Дёминых- 9312 р. Расход семьи Петруниных- 9352 р.
А теперь предлагаю вам рассчитать разницу между доходом и расходом семьи за месяц
Дёминых- 480 рублей 9792 9312
Петруниных - 0 рублей 9352 =9352
У кого остались деньги? Что это значит? (Расходы правильные, остаются дополнительные сбережения.)
А теперь давайте посмотрим, сколько денег осталось в вашем семейном бюджете. Что можно сделать с деньгами? (Отложить на большую запланированную покупку, потратить на другие товары, которые не являются предметами первой необходимости, положить деньги в банк под % и т. д.) У кого денег не осталось? Что это значит? (Расходы превышают доходы.) Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? (Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги
на безделушки …) Вывод: Запомни! Общий доход семьи всегда должен быть больше, либо равен сумме всех расходов.
доходы = расходам; доходы расходов;
Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо правильно составлять семейный бюджет.
VI. Физкультминутка
Цель – снятие мышечного напряжения.
Кто живёт у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Деда, бабушка, и я! (наклоны туловища влево-вправо)
Наша дружная семья (хлопаем в ладоши).
VII. Применение знаний при решении практических задач.
Цель – создание условий для применения знаний в новой ситуации. Освоение способов решения практических задач
1.Человеку требуется 100 г сахара в день. Сколько сахара ему нужно покупать на неделю? (700 г)
2.За сутки из плохо закрученного крана вытекает 8 вёдер воды.
Сколько литров воды вытечет, если в одном ведре 10 литров? (80 литров)
Способы экономии воды: 1) всегда закрывать кран после его использования. Следить за их исправностью.
Во время чистки зубов закрывать кран или пользоваться стаканчиком. 2) загружать стиральные и посудомоечные машины полностью.
Следить за собой, меньше пачкать одежду, чтобы сократить количество стирок.
3.В декабре заплатили за газовое отопление 1804 рубля, а в январе в 2 раза больше. Сколько заплатили вянваре? (1804 × 2 =3608рублей).
Способы экономии газа: 1)регулярно очищайте горелки от жира и копоти. Чем они чище – тем меньше газа потребуется для достижения необходимой температуры. 2) чистые кастрюли способны сэкономить газ: их блестящая поверхность лучше проводит тепло, чем загрязнённая копотью. 3)простой способ экономии газа – как можно чаще накрывать посуду крышкой во время готовки. 4. В декабре заплатили за электроэнергию 810 рублей, а в январе в 2 раза меньше. Сколько заплатили в январе? (810 : 2= 405 рублей).
Способы экономии электроэнергии: 1)гасите свет, не оставляйте приборы в режиме ожидания. 2)отдавайте предпочтение энергосберегающим лампочкам. 3) меньше времени проводите за телевизором, компьютером и другими гаджетами.
Лучше больше общайтесь с друзьями и родственниками напрямую. Можно ли сэкономить на продуктах питания? Человек должен получать полноценное питание.
Но…можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, чупа-чупсов , кока-колы, или чипсов..
Без этих продуктов вполне можно обойтись. Я уже не говорю о вредных привычках : алкоголь , табак… Как можно сэкономить на одежде и обуви? Можно продлить срок службы тех вещей, которые есть у вас. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за год, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера ( или кроссовок) придётся забыть. А. Проблема.
Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон.
Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку
Б. Проблема.
Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю. Что они должны учесть для своего проживания?
Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд.
Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.
В. Проблема.
В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться?
Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.
Задание: Как изменится в следующем месяце бюджет семьи. 1. Папа хорошо работал и получил премию. Как изменится бюджет? (Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе). (Доход увеличится) 2. Старший брат за не очень хорошую учебу не получил стипендию. Что изменится в бюджете? (Доход уменьшится).
3. Что произойдет, если в этом месяце срочно придется отдать в ремонт сломавшийся холодильник? (Увеличится размер расходов и доходов может не хватить) Как же можно сэкономить?
VIII. Закрепление.
Цель – закрепление изученного материала. - Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаем вам выполнить еще одно задание – тест. Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест.
Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа, на каждый вопрос.
Вопрос
Вариант ответа
1. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
3. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
б) доходы;
г) прибыль;
д) расходы;
4. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
ш) равны расходам;
ж) больше расходов;
х) меньше расходов;
5. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
е) доходов;
и) расходов;
а) премий;
6. Что можно назвать основным расходом для семейного бюджета?
п) игрушки; т) продукты питания; к) мебель;
Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? ( бюджет)
Абсолютно верно! Молодцы! IX. Домашнее задание:
Цель – закрепление изученного материала. Сосчитать бюджет своей семьи.
IX. Подведение итогов.
Цель: подведение итогов
- Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы! А теперь давайте подсчитаем ваши успехи. Кто сколько денег получил на уроке? - Чтобы каждый из вас купил на заработанную сумму? - Вы своим трудом, то есть своими знаниями и умениями заработали «деньги», которые превращаются в оценки
XI. Рефлексия.
Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке и работу всей группы.
Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Поэтому, прежде, чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.