kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

познакомить с понятием «семейный бюджет»

воспитывать экономное отношение к семейному бюджету, милосердие

развивать познавательный интерес, логическое мышление

Общая дидактическая цель: создать условия для повторения, закрепления знаний и самостоятельных умений сложения и вычитания чисел в пределах 10 000  и ведения семейного бюджета.
Цели по содержанию урока:
Образовательные:
- создать условия для закрепления и систематизации знаний и умений учащихся по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 »;
- закрепить умения и навыки в самостоятельной работе.
Коррекционно-развивающие:
- создавать условия для познавательной деятельности через межпредметные связи;
- способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;
- развивать устную речь через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации.
Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать умение планировать доходы и расходы в семье; бережному отношению к деньгам родителей.

- способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, старание, дисциплина, самостоятельность).
Основные методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- практический;
- частично – поисковый

Оборудование:   карандаш и бумага для выполнения расчетов, конверты с заданиями, декоративные монеты по 10 рублей для оценивания, кошелки, тест, термины(бюджет, доход, расход, семья, зарплата, стипендия, детское пособие, индивидуальные карточки-раскраски)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Семейный бюджет"»

ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»

Урок математики в 7 классе.

Учитель: Донскова А.В.

Тема: Семейный бюджет

Задачи урока:

познакомить с понятием «семейный бюджет»

воспитывать экономное отношение к семейному бюджету, милосердие

развивать познавательный интерес, логическое мышление

Общая дидактическая цель: создать условия для повторения, закрепления знаний и самостоятельных умений сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 и ведения семейного бюджета.
Цели по содержанию урока:
Образовательные:
- создать условия для закрепления и систематизации знаний и умений учащихся по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 »;
- закрепить умения и навыки в самостоятельной работе.
Коррекционно-развивающие:
- создавать условия для познавательной деятельности через межпредметные связи;
- способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;
- развивать устную речь через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации.
Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать умение планировать доходы и расходы в семье; бережному отношению к деньгам родителей.

- способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, старание, дисциплина, самостоятельность).
Основные методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- практический;
- частично – поисковый

Оборудование:  карандаш и бумага для выполнения расчетов, конверты с заданиями , декоративные монеты по 10 рублей для оценивания, кошелки, тест, термины(бюджет, доход, расход, семья, зарплата, стипендия, детское пособие, индивидуальные карточки-раскраски)


I .Организационный момент.

Цель – мобилизация, настрой на работу, расстановка акцентов урока.

Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вам скажу : «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня , как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим уменья,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!»

Откройте тетради, запишите число и классная работа. 
Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме.
Какое сегодня число? 20
Что можете сказать про число 20 ?
Каков порядковый номер месяца марта?

1. «Собери пословицу по слогам».
Перед вами отдельные слова, их нужно сложить так, чтобы получилась пословица.
 ( ПЛАТА КАКОВ  ЕМУ  ТАКОВА       РАБОТНИК,   )
 Если правильно выполнили задание, то у вас получилась  пословица. Прочитайте ее. «Каков работник, такова ему плата».
 Почему так говорят?
Просто так деньги никому не дают. Как поработаешь, столько и заплатят. Деньги получают за труд. Ваша работа на уроке сегодня – это ваш труд. За каждое задание вы будете получать оценку, выраженную в рублях. У вас на столах лежат кошельки, в которые вы после каждого задания будете класть ваш заработок. 5 монет - 4. Больше 5 –пятёрка. В конце урока мы подсчитаем ваш заработок.

Так, что старайтесь, как можно больше получить денег, отвечайте на вопросы, выполняйте задания.

II. Устный счет.

Цель: актуализация знаний о последовательности натурального ряда чисел; вычислительные приемы сложения, вычитания, умножения и деления.

Чтобы быстро считать,

Задачи без труда решать,

Нам надо себя тренировать.

В математике любая работа

Не обходится без устного счёта

Пожелаю вам удачи!

За работу! В добрый час!


Булка хлеба стоит 10 рублей. Сколько стоит 6 таких булок хлеба? 60

В упаковке 7 рядов йогурта по 2 штуки в каждом ряду. Сколько всего йогурта? 14

В ящике лежит 15 пакетов с сахаром, а с мукой на 6 пакетов больше. Сколько пакетов с мукой? 21

Всего 28 ящиков с овощами. Из них 10 ящиков с картофелем, а остальные с овощами. Сколько ящиков с овощами? 18

 III. Сообщение темы урока

Цель – постановка учебной задачи.

Чтобы узнать тему нашего урока, нужно выполнить это задание. Какие здесь геометрические фигуры ( квадрат, круг, треугольник.)

Расположив числа в порядке возрастания, вы узнаете тему нашего урока.

81, 72, 45, 36, 27, 18. Бюджет.

IV. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме “Государственный бюджет”; подготовить к восприятию новой темы.

Давайте вспомним.  Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире?  (Сообщение Дёмина Настя.)

(Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период.

Цель – контроль знаний терминов и понимание их назначения

Бюджет – доходы и расходы за определённый период времени.

- Какие виды бюджета вы знаете? (государственный – бюджет страны, городской – бюджет города, бюджет одной семьи - семейный.

Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год).)
Что такое доход? (Деньги, поступающие в бюджет.)
Что такое расход? (Деньги, которые тратят.)
Зачем, для чего, нужен бюджет? (Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить.)
Сегодня на уроке будем изучать бюджет маленького, но тоже государства. Кто знает, как называется это маленькое государство?

( я я я я я я я) 7Я (семья)

А что такое семья?

( Любят друг друга, живут вместе, заботятся друг о друге, ведут общее хозяйство, состоят в родственных отношениях)

Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.

Сформулируйте тему урока.  ( “Семейный бюджет”).

- Именно о семейном бюджете мы и поговорим. Кто живет у нас в семье?

Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату).

Зарплата – это деньги, получаемые за работу.

Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день?

В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию)

-Что такое пенсия? (ответы детей)

Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет

- Дочка – студентка. Как вы думаете, учёба – это труд? (ответы детей).

За хорошую учебу получает что? (Стипендию)

Стипендия – это плата за хорошую учёбу.

Дядя временно безработный и стоит на бирже труда, он получает … (пособие по безработице).

Тётя сидит в декретном отпуске по уходу за ребёнком и получает … (пособие по уходу за ребенком)

- Из чего складывается семейный бюджет? (заплаты родителей, пенсии бабушек, дедушек, детские пособия)

- А на что расходуется бюджет вашей семьи? (на продукты питания, плата за свет, воду, газ, покупки одежды, мебели, лекарств …)

- А как вы считаете, дети должны быть в курсе доходов и расходов семьи, или это дело только взрослых? Почему?

- Кто планирует бюджет семьи? (папа, мама, вся семья). Правильное ведение семейного бюджета заключается в разумной их трате - расходе.

-Бюджет семьи – это не только доход, но и расход.

V. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся

Цель – учиться считать доходы семьи.

- Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся составить семейный бюджет. Для этого вы разделены на группы, которые временно будут семьями: семья Дёминых. Петруниных. В каждой семье есть глава: …

- Итак, наша цель сегодня распланировать бюджет своей семьи: вам надо заработать деньги, а потом продумать, как и на что их потратить.

- Как связано понятие «бюджет» и предмет математики? (чтобы рассчитать бюджет, надо хорошо знать математику).

Каждая семья получает конверт с заданиями.

Доход: Дёминых Доход: Петруниных

Зарплата папы -3153р. Зарплата папы -3253р.

Зарплата папы – 2545р. Зарплата папы – 2445р.

Пенсия дедушки- 2234р. Пенсия дедушки-2354р.

Пенсия бабушки – 1130р. Пенсия бабушки-1010р.

Стипендия – 730р. Детское пособие-290р.

Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц

Сложите полученные числа. Это и есть ваш семейный доход.

Доход 1семьи - Дёминых- 9792 рублей

Доход 2 семьи - Петруниных – 9352 рублей

А теперь предлагаю вам подсчитать основной расход семьи за месяц

Расход: Расход:

Питание -3150р. Питание -3200р

Квартплата -2400р. Квартплата -2500р.

Покупка одежды -1452р. Покупка одежды -1342р.

Лакомства и игрушки-930р. Лакомства и игрушки-1140р.

Прочие нужды-1380р. Прочие нужды-1170р.

Расход семьи Дёминых- 9312 р. Расход семьи Петруниных- 9352 р.

А теперь предлагаю вам рассчитать разницу между доходом и расходом семьи за месяц

Дёминых- 480 рублей 9792 9312

Петруниных - 0 рублей 9352 =9352

У кого остались деньги? Что это значит? (Расходы правильные, остаются дополнительные сбережения.)

А теперь давайте посмотрим, сколько денег осталось в вашем семейном бюджете. 
Что можно сделать с деньгами? (Отложить на большую запланированную покупку, потратить на другие товары, которые не являются предметами первой необходимости, положить деньги в банк под % и т. д.)
У кого денег не осталось? Что это значит? (Расходы превышают доходы.)
Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? (Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги

на безделушки …)
Вывод: Запомни! Общий доход семьи всегда должен быть больше, либо равен сумме всех расходов.

доходы = расходам;          доходы   расходов; 

Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо правильно составлять семейный бюджет.

VI. Физкультминутка

Цель – снятие мышечного напряжения.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Деда, бабушка, и я! (наклоны туловища влево-вправо)

Наша дружная семья (хлопаем в ладоши).

VII. Применение знаний при решении практических задач.

Цель – создание условий для применения знаний в новой ситуации. Освоение способов решения практических задач

1.Человеку требуется 100 г сахара в день. Сколько сахара ему нужно покупать на неделю? (700 г)

2.За сутки из плохо закрученного крана вытекает 8 вёдер воды.

Сколько литров воды вытечет, если в одном ведре 10 литров? (80 литров)

Способы экономии воды:
1) всегда закрывать кран после его использования. Следить за их исправностью.

Во время чистки зубов закрывать кран или пользоваться стаканчиком.
2) загружать стиральные и посудомоечные машины  полностью.

Следить за собой, меньше пачкать одежду,  чтобы сократить количество стирок.

3. В декабре заплатили за газовое отопление 1804 рубля, а в январе в 2 раза больше. Сколько заплатили в январе? (1804 × 2 =3608рублей).

Способы экономии газа:
1)регулярно очищайте горелки от жира и копоти. Чем  они чище – тем меньше газа потребуется для  достижения необходимой температуры.
2) чистые кастрюли способны сэкономить газ: их  блестящая поверхность лучше проводит тепло, чем  загрязнённая копотью.
3)простой способ экономии газа – как можно чаще  накрывать посуду крышкой во время готовки.
4. В декабре заплатили за электроэнергию 810 рублей, а в январе в 2 раза меньше. Сколько заплатили в январе? (810 : 2= 405 рублей).

Способы экономии электроэнергии:
1)гасите свет, не оставляйте приборы в режиме  ожидания.
2)отдавайте предпочтение энергосберегающим  лампочкам.
3) меньше времени проводите за телевизором, компьютером и другими гаджетами.

Лучше больше общайтесь с друзьями и родственниками напрямую. 
Можно ли сэкономить на продуктах питания? Человек должен получать полноценное питание.

Но…можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, чупа­-чупсов , кока­-колы, или чипсов..

Без этих продуктов вполне можно обойтись. Я уже не говорю о вредных привычках : алкоголь , табак…
Как можно сэкономить на одежде и обуви?
Можно продлить срок службы тех вещей, которые есть у вас. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз  не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за год, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера ( или кроссовок) придётся забыть.
А. Проблема.

Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон.

Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку

Б. Проблема.

Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю. Что они должны учесть для своего проживания?

Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд.

Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.

В. Проблема.

В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться?

Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.

Задание: Как изменится в следующем месяце бюджет семьи.
1. Папа хорошо работал и получил премию. Как изменится бюджет?
 (Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной  плате за особые успехи  в работе).  (Доход увеличится)
 2. Старший брат за не очень хорошую учебу не получил стипендию. Что изменится в бюджете? (Доход уменьшится).

3. Что произойдет, если  в этом месяце срочно придется  отдать в ремонт сломавшийся холодильник?  (Увеличится размер расходов и доходов может не хватить)
Как же можно сэкономить?

VIII. Закрепление.

Цель – закрепление изученного материала.
- Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаем вам выполнить еще одно задание – тест. Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест.

Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа, на каждый вопрос.

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

б) доходы;

г) прибыль;

д) расходы;

4. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

ш) равны расходам;

ж) больше расходов;

х) меньше расходов;

5. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

е) доходов;

и) расходов;

а) премий;

6. Что можно назвать основным расходом для семейного бюджета?

п) игрушки;
т) продукты питания;
к) мебель;

Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? ( бюджет)

Абсолютно верно! Молодцы!
IX. Домашнее задание:

Цель – закрепление изученного материала.
Сосчитать бюджет своей семьи.

IX. Подведение итогов.

Цель: подведение итогов

- Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы! А теперь давайте подсчитаем ваши успехи. Кто сколько денег получил на уроке?
- Чтобы каждый из вас купил на заработанную сумму?
- Вы своим трудом, то есть своими знаниями и умениями заработали «деньги», которые превращаются в оценки

XI. Рефлексия.

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке и работу всей группы.

Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого.
Поэтому, прежде, чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок математики "Семейный бюджет"

Автор: Донскова Анна Васильевна

Дата: 25.11.2021

Номер свидетельства: 592609

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока математики для 4 класса по теме "Семейный бюджет" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-4-klassa-po-tiemie-siemieinyi-biudzhiet"
    ["file_id"] => string(6) "174170"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424097167"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "План – конспект интегрированного урока по математике, обществознанию, технологии в 8 классе  Тема урока:   «Семейный бюджет»"
    ["seo_title"] => string(135) "plan-konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-matiematikie-obshchiestvoznaniiu-tiekhnologhii-v-8-klassie-tiema-uroka-siemieinyi-biudzhiet"
    ["file_id"] => string(6) "334065"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465649150"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Интегрированный урок окружающего мира и математики 3 класс. Тема: Семейный бюджет."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_okruzhaiushchego_mira_i_matematiki_3_klass_tema_semeinyi_bi"
    ["file_id"] => string(6) "639183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698836131"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Интегрированный урок окружающего мира и математики 3 класс. Тема: Семейный бюджет."
    ["seo_title"] => string(79) "integrirovannyi_urok_okruzhaiushchego_mira_i_matematiki_3_klass_tema_semeinyi_1"
    ["file_id"] => string(6) "639184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1698836225"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Интегрированный урок окружающего мира и математики 3 класс. Тема: Семейный бюджет."
    ["seo_title"] => string(79) "integrirovannyi_urok_okruzhaiushchego_mira_i_matematiki_3_klass_tema_semeinyi_2"
    ["file_id"] => string(6) "639185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1698836288"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства