kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики "Семейный бюджет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

познакомить с понятием «семейный бюджет»

воспитывать экономное отношение к семейному бюджету, милосердие

развивать познавательный интерес, логическое мышление

Общая дидактическая цель: создать условия для повторения, закрепления знаний и самостоятельных умений сложения и вычитания чисел в пределах 10 000  и ведения семейного бюджета.
Цели по содержанию урока:
Образовательные:
- создать условия для закрепления и систематизации знаний и умений учащихся по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 »;
- закрепить умения и навыки в самостоятельной работе.
Коррекционно-развивающие:
- создавать условия для познавательной деятельности через межпредметные связи;
- способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;
- развивать устную речь через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации.
Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать умение планировать доходы и расходы в семье; бережному отношению к деньгам родителей.

- способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, старание, дисциплина, самостоятельность).
Основные методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- практический;
- частично – поисковый

Оборудование:   карандаш и бумага для выполнения расчетов, конверты с заданиями, декоративные монеты по 10 рублей для оценивания, кошелки, тест, термины(бюджет, доход, расход, семья, зарплата, стипендия, детское пособие, индивидуальные карточки-раскраски)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Семейный бюджет"»

ГКОУ «Головинщинская школа-интернат»

Урок математики в 7 классе.

Учитель: Донскова А.В.

Тема: Семейный бюджет

Задачи урока:

познакомить с понятием «семейный бюджет»

воспитывать экономное отношение к семейному бюджету, милосердие

развивать познавательный интерес, логическое мышление

Общая дидактическая цель: создать условия для повторения, закрепления знаний и самостоятельных умений сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 и ведения семейного бюджета.
Цели по содержанию урока:
Образовательные:
- создать условия для закрепления и систематизации знаний и умений учащихся по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 »;
- закрепить умения и навыки в самостоятельной работе.
Коррекционно-развивающие:
- создавать условия для познавательной деятельности через межпредметные связи;
- способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;
- развивать устную речь через составление связного рассказа с опорой на слайды презентации.
Воспитательные:
- прививать интерес к предмету;
- воспитывать умение планировать доходы и расходы в семье; бережному отношению к деньгам родителей.

- способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, старание, дисциплина, самостоятельность).
Основные методы обучения:
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- практический;
- частично – поисковый

Оборудование:  карандаш и бумага для выполнения расчетов, конверты с заданиями , декоративные монеты по 10 рублей для оценивания, кошелки, тест, термины(бюджет, доход, расход, семья, зарплата, стипендия, детское пособие, индивидуальные карточки-раскраски)


I .Организационный момент.

Цель – мобилизация, настрой на работу, расстановка акцентов урока.

Все расселись по местам, никому не тесно?
По секрету вам скажу : «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать и решать задачи,
Чтоб сегодня , как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим уменья,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!»

Откройте тетради, запишите число и классная работа. 
Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме.
Какое сегодня число? 20
Что можете сказать про число 20 ?
Каков порядковый номер месяца марта?

1. «Собери пословицу по слогам».
Перед вами отдельные слова, их нужно сложить так, чтобы получилась пословица.
 ( ПЛАТА КАКОВ  ЕМУ  ТАКОВА       РАБОТНИК,   )
 Если правильно выполнили задание, то у вас получилась  пословица. Прочитайте ее. «Каков работник, такова ему плата».
 Почему так говорят?
Просто так деньги никому не дают. Как поработаешь, столько и заплатят. Деньги получают за труд. Ваша работа на уроке сегодня – это ваш труд. За каждое задание вы будете получать оценку, выраженную в рублях. У вас на столах лежат кошельки, в которые вы после каждого задания будете класть ваш заработок. 5 монет - 4. Больше 5 –пятёрка. В конце урока мы подсчитаем ваш заработок.

Так, что старайтесь, как можно больше получить денег, отвечайте на вопросы, выполняйте задания.

II. Устный счет.

Цель: актуализация знаний о последовательности натурального ряда чисел; вычислительные приемы сложения, вычитания, умножения и деления.

Чтобы быстро считать,

Задачи без труда решать,

Нам надо себя тренировать.

В математике любая работа

Не обходится без устного счёта

Пожелаю вам удачи!

За работу! В добрый час!


Булка хлеба стоит 10 рублей. Сколько стоит 6 таких булок хлеба? 60

В упаковке 7 рядов йогурта по 2 штуки в каждом ряду. Сколько всего йогурта? 14

В ящике лежит 15 пакетов с сахаром, а с мукой на 6 пакетов больше. Сколько пакетов с мукой? 21

Всего 28 ящиков с овощами. Из них 10 ящиков с картофелем, а остальные с овощами. Сколько ящиков с овощами? 18

 III. Сообщение темы урока

Цель – постановка учебной задачи.

Чтобы узнать тему нашего урока, нужно выполнить это задание. Какие здесь геометрические фигуры ( квадрат, круг, треугольник.)

Расположив числа в порядке возрастания, вы узнаете тему нашего урока.

81, 72, 45, 36, 27, 18. Бюджет.

IV. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала.

Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме “Государственный бюджет”; подготовить к восприятию новой темы.

Давайте вспомним.  Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире?  (Сообщение Дёмина Настя.)

(Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период.

Цель – контроль знаний терминов и понимание их назначения

Бюджет – доходы и расходы за определённый период времени.

- Какие виды бюджета вы знаете? (государственный – бюджет страны, городской – бюджет города, бюджет одной семьи - семейный.

Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год).)
Что такое доход? (Деньги, поступающие в бюджет.)
Что такое расход? (Деньги, которые тратят.)
Зачем, для чего, нужен бюджет? (Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить.)
Сегодня на уроке будем изучать бюджет маленького, но тоже государства. Кто знает, как называется это маленькое государство?

( я я я я я я я) 7Я (семья)

А что такое семья?

( Любят друг друга, живут вместе, заботятся друг о друге, ведут общее хозяйство, состоят в родственных отношениях)

Семья – это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас. Это те, кто нас любит и о нас заботится.

Сформулируйте тему урока.  ( “Семейный бюджет”).

- Именно о семейном бюджете мы и поговорим. Кто живет у нас в семье?

Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату).

Зарплата – это деньги, получаемые за работу.

Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день?

В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию)

-Что такое пенсия? (ответы детей)

Пенсия – это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет

- Дочка – студентка. Как вы думаете, учёба – это труд? (ответы детей).

За хорошую учебу получает что? (Стипендию)

Стипендия – это плата за хорошую учёбу.

Дядя временно безработный и стоит на бирже труда, он получает … (пособие по безработице).

Тётя сидит в декретном отпуске по уходу за ребёнком и получает … (пособие по уходу за ребенком)

- Из чего складывается семейный бюджет? (заплаты родителей, пенсии бабушек, дедушек, детские пособия)

- А на что расходуется бюджет вашей семьи? (на продукты питания, плата за свет, воду, газ, покупки одежды, мебели, лекарств …)

- А как вы считаете, дети должны быть в курсе доходов и расходов семьи, или это дело только взрослых? Почему?

- Кто планирует бюджет семьи? (папа, мама, вся семья). Правильное ведение семейного бюджета заключается в разумной их трате - расходе.

-Бюджет семьи – это не только доход, но и расход.

V. Этап применения изученного. Практическая работа учащихся

Цель – учиться считать доходы семьи.

- Поэтому сегодня на уроке мы попытаемся составить семейный бюджет. Для этого вы разделены на группы, которые временно будут семьями: семья Дёминых. Петруниных. В каждой семье есть глава: …

- Итак, наша цель сегодня распланировать бюджет своей семьи: вам надо заработать деньги, а потом продумать, как и на что их потратить.

- Как связано понятие «бюджет» и предмет математики? (чтобы рассчитать бюджет, надо хорошо знать математику).

Каждая семья получает конверт с заданиями.

Доход: Дёминых Доход: Петруниных

Зарплата папы -3153р. Зарплата папы -3253р.

Зарплата папы – 2545р. Зарплата папы – 2445р.

Пенсия дедушки- 2234р. Пенсия дедушки-2354р.

Пенсия бабушки – 1130р. Пенсия бабушки-1010р.

Стипендия – 730р. Детское пособие-290р.

Теперь предлагаю вам подсчитать основной доход семьи за месяц

Сложите полученные числа. Это и есть ваш семейный доход.

Доход 1семьи - Дёминых- 9792 рублей

Доход 2 семьи - Петруниных – 9352 рублей

А теперь предлагаю вам подсчитать основной расход семьи за месяц

Расход: Расход:

Питание -3150р. Питание -3200р

Квартплата -2400р. Квартплата -2500р.

Покупка одежды -1452р. Покупка одежды -1342р.

Лакомства и игрушки-930р. Лакомства и игрушки-1140р.

Прочие нужды-1380р. Прочие нужды-1170р.

Расход семьи Дёминых- 9312 р. Расход семьи Петруниных- 9352 р.

А теперь предлагаю вам рассчитать разницу между доходом и расходом семьи за месяц

Дёминых- 480 рублей 9792 9312

Петруниных - 0 рублей 9352 =9352

У кого остались деньги? Что это значит? (Расходы правильные, остаются дополнительные сбережения.)

А теперь давайте посмотрим, сколько денег осталось в вашем семейном бюджете. 
Что можно сделать с деньгами? (Отложить на большую запланированную покупку, потратить на другие товары, которые не являются предметами первой необходимости, положить деньги в банк под % и т. д.)
У кого денег не осталось? Что это значит? (Расходы превышают доходы.)
Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? (Электроэнергию: выключать свет; воду: выключать, экономно расходовать; бережно относиться к одежде и обуви, чтобы она дольше служила, не тратить деньги

на безделушки …)
Вывод: Запомни! Общий доход семьи всегда должен быть больше, либо равен сумме всех расходов.

доходы = расходам;          доходы   расходов; 

Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо правильно составлять семейный бюджет.

VI. Физкультминутка

Цель – снятие мышечного напряжения.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Деда, бабушка, и я! (наклоны туловища влево-вправо)

Наша дружная семья (хлопаем в ладоши).

VII. Применение знаний при решении практических задач.

Цель – создание условий для применения знаний в новой ситуации. Освоение способов решения практических задач

1.Человеку требуется 100 г сахара в день. Сколько сахара ему нужно покупать на неделю? (700 г)

2.За сутки из плохо закрученного крана вытекает 8 вёдер воды.

Сколько литров воды вытечет, если в одном ведре 10 литров? (80 литров)

Способы экономии воды:
1) всегда закрывать кран после его использования. Следить за их исправностью.

Во время чистки зубов закрывать кран или пользоваться стаканчиком.
2) загружать стиральные и посудомоечные машины  полностью.

Следить за собой, меньше пачкать одежду,  чтобы сократить количество стирок.

3. В декабре заплатили за газовое отопление 1804 рубля, а в январе в 2 раза больше. Сколько заплатили в январе? (1804 × 2 =3608рублей).

Способы экономии газа:
1)регулярно очищайте горелки от жира и копоти. Чем  они чище – тем меньше газа потребуется для  достижения необходимой температуры.
2) чистые кастрюли способны сэкономить газ: их  блестящая поверхность лучше проводит тепло, чем  загрязнённая копотью.
3)простой способ экономии газа – как можно чаще  накрывать посуду крышкой во время готовки.
4. В декабре заплатили за электроэнергию 810 рублей, а в январе в 2 раза меньше. Сколько заплатили в январе? (810 : 2= 405 рублей).

Способы экономии электроэнергии:
1)гасите свет, не оставляйте приборы в режиме  ожидания.
2)отдавайте предпочтение энергосберегающим  лампочкам.
3) меньше времени проводите за телевизором, компьютером и другими гаджетами.

Лучше больше общайтесь с друзьями и родственниками напрямую. 
Можно ли сэкономить на продуктах питания? Человек должен получать полноценное питание.

Но…можно сэкономить на покупке сладкого: конфет, мороженого, чупа­-чупсов , кока­-колы, или чипсов..

Без этих продуктов вполне можно обойтись. Я уже не говорю о вредных привычках : алкоголь , табак…
Как можно сэкономить на одежде и обуви?
Можно продлить срок службы тех вещей, которые есть у вас. Это значит, надо их беречь, не рвать, лишний раз  не пачкать. Если родители вынуждены купить вам третьи джинсы за год, потому что вы порвали предыдущие двое, то о покупке нового красивого джемпера ( или кроссовок) придётся забыть.
А. Проблема.

Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон.

Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку

Б. Проблема.

Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю. Что они должны учесть для своего проживания?

Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд.

Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.

В. Проблема.

В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться?

Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.

Задание: Как изменится в следующем месяце бюджет семьи.
1. Папа хорошо работал и получил премию. Как изменится бюджет?
 (Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной  плате за особые успехи  в работе).  (Доход увеличится)
 2. Старший брат за не очень хорошую учебу не получил стипендию. Что изменится в бюджете? (Доход уменьшится).

3. Что произойдет, если  в этом месяце срочно придется  отдать в ремонт сломавшийся холодильник?  (Увеличится размер расходов и доходов может не хватить)
Как же можно сэкономить?

VIII. Закрепление.

Цель – закрепление изученного материала.
- Чтобы окончательно убедиться, что вы хорошо знаете составляющие семейного бюджета, предлагаем вам выполнить еще одно задание – тест. Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест.

Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа, на каждый вопрос.

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

б) доходы;

г) прибыль;

д) расходы;

4. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

ш) равны расходам;

ж) больше расходов;

х) меньше расходов;

5. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

е) доходов;

и) расходов;

а) премий;

6. Что можно назвать основным расходом для семейного бюджета?

п) игрушки;
т) продукты питания;
к) мебель;

Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? ( бюджет)

Абсолютно верно! Молодцы!
IX. Домашнее задание:

Цель – закрепление изученного материала.
Сосчитать бюджет своей семьи.

IX. Подведение итогов.

Цель: подведение итогов

- Вы хорошо сегодня потрудились. Молодцы! А теперь давайте подсчитаем ваши успехи. Кто сколько денег получил на уроке?
- Чтобы каждый из вас купил на заработанную сумму?
- Вы своим трудом, то есть своими знаниями и умениями заработали «деньги», которые превращаются в оценки

XI. Рефлексия.

Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке и работу всей группы.

Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого.
Поэтому, прежде, чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок математики "Семейный бюджет"

Автор: Донскова Анна Васильевна

Дата: 25.11.2021

Номер свидетельства: 592609

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока математики для 4 класса по теме "Семейный бюджет" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-matiematiki-dlia-4-klassa-po-tiemie-siemieinyi-biudzhiet"
    ["file_id"] => string(6) "174170"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424097167"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "План – конспект интегрированного урока по математике, обществознанию, технологии в 8 классе  Тема урока:   «Семейный бюджет»"
    ["seo_title"] => string(135) "plan-konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-po-matiematikie-obshchiestvoznaniiu-tiekhnologhii-v-8-klassie-tiema-uroka-siemieinyi-biudzhiet"
    ["file_id"] => string(6) "334065"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465649150"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока математики по теме "Семейный бюджет""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-matiematiki-po-tiemie-siemieinyi-biudzhiet"
    ["file_id"] => string(6) "133471"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416507610"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проектная деятельность на уроках математики как средство саморазвития личности учащихся "
    ["seo_title"] => string(102) "proiektnaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-matiematiki-kak-sriedstvo-samorazvitiia-lichnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "239511"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444811930"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка итогового занятия предпрофильного курса по математике "Математика в повседневной жизни" "
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskaia-razrabotka-itoghovogho-zaniatiia-priedprofil-nogho-kursa-po-matiematikie-matiematika-v-povsiednievnoi-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "176695"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424453632"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1490 руб.
2130 руб.
1850 руб.
2640 руб.
1360 руб.
1940 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства