kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок в 9 классе Решение квадратных неравенств

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель:  Изучение нового материала мы начнем с понятия неравенства второй степени.

Задание 1. Какие из неравенств вы бы назвали неравенствами второй степени:

1) 6х2 – 13х>0;                          2) x2 – 3x – 14>0;                      3) (5 + x)(x – 4)>7;

4) ;                               5) ;                      6) ;

7) 8x2>0;                                    8) (x – 5)2 – 25>0;                     9) x(x – 9) – x2>0?

– Теперь давайте сформулируем определение неравенства второй степени:

Определение: Неравенство, левая часть которого есть многочлен второй степени, а правая  –  нуль, называется неравенством второй степени.

Все квадратные неравенства могут быть приведены к одному из следующих видов:

1) ах2 + bx + c > 0; 
2) ах2 + bx + c < 0;
3) ах2 + bx + c > 0;
4) ах2 + bx + c < 0.

Задание 2. Какие из чисел являются решениями неравенства ?

1

 – 3

0

 – 1

5

 – 4

 – 2

0,5

– К квадратным неравенствам нас приводят следующие задачи.

Задание 3. Планируется разбить прямоугольный цветник, который будет примыкать к дому. Заготовленного штакетника хватит на изгородь длиной 20м. Какими должны быть длина и ширина цветника, чтобы он имел площадь не менее: 1) 48 м2; 2) 50 м2.

– Обсудим выполнение этого задания.

Если  за х м принять   длину стороны цветника, примыкающей к дому, то решение задачи сведется к решению неравенств:

1) (20 – 2х)х > 48;
2) (20 – 2х)х > 50.

Используя преобразования, эти неравенства можно привести к таким неравенствам второй степени:

1) х2 – 10х + 24 < 0; 2) х2 – 10х + 25 < 0.

Попробуем найти способ решения квадратных неравенств, использующий свойства квадратичной функции.

Учащиеся пытаются предложить такой способ. Если идей не возникает, то учитель предлагает выполнить еще одно задание.

Задание 3. На рис. 1 даны графики квадратичных функций. Анализируя эти графики, заполните таблицу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Рис. 1

Учитель: Теперь нам предстоит решить неравенство – х2 +  8x – 12 > 0.Какая информация о квадратичной функции может оказаться при этом полезной:

1.знак коэффициента а; направление ветвей параболы;

2.знак дискриминанта D  квадратного трехчлена;

3.пересечение параболы с осями координат;

4.координаты вершины параболы;

5.примерное расположение параболы?

Обязательно ли для решения неравенства строить график соответствующий квадратичной функции? Если да, то с какой точностью выполнять построение?

Далее рассматриваются различные варианты неравенств с подробным решением и записью в тетради (или справочники).(ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (слайды 7-13)

Задания:

1) – х2 + 8х – 12 > 0.

Решение: Пусть у =  – х2 + 8х – 12.

а =  – 1, а<0. Ветви параболы направлены вниз.

– х2 + 8х – 12 = 0; D =  82 – 4(– 1)(– 12) = 16 = 42, D > 0

x1 = 6; x2 = 2.

Схематически строим график функции.

Ответ: х  (2; 6).

2) – х2 + 8х – 12 ≥ 0.    Ответ: [2;6].
3) – х2 + 8х – 12 < 0.  Ответ: (– ; 2)  (6;  + ).
4) – х2 + 8х – 12≤0.   Ответ: (– ; 2]  [6;  + ).
5) x2 – 8x + 12 > 0.     Ответ: (– ; 2)  (6;  + ). 
6) x2 – 8x + 12 ≥ 0.      Ответ: (– ; 2]  [6;  + ).
7) х2 – 4х + 4 > 0.       Ответ: (– ; 2)  (2;  + ). 
8) х2 – 4х + 4 ≥0.       Ответ: (– ;   + ).
9) х2 – 4х + 4  < 0.      Ответ: нет решений. 
10) х2 – 4х + 4  ≤ 0.      Ответ: 2 
11) х2 – 4х + 5> 0.        Ответ: (– ;   + ).
12)  х2 – 4х + 5 < 0.      Ответ: нет решений.

Учитель: Теперь давайте попробуем сформулировать алгоритм решения неравенств второй степени, основанный на свойствах квадратичной функции.

После ответов учащихся учитель предлагает сравнить их с готовым алгоритмом, который лежит у каждого на парте (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

III этап. Усвоение новых знаний. (10 мин.)

На этом этапе учащимся предлагается самостоятельно решить несколько неравенств.

1.  х2 + 2х – 48 < 0
2.  – 2х2 – 5х +18 ≤ 0

3.  25х2 + 30х +9 < 0
4.   – 2х2 +7х > 0
 

Проверка решения проводится по готовым ответам (слайды 14-17).

IV этап. Итог урок (2-3 мин.) (слайд 18)

  • Итак, какие неравенства вы научились сегодня решать?
  • Дайте определение квадратного неравенства.
  • Как решаются такие неравенства? Кто сможет рассказать алгоритм решения?

V этап.  Домашнее задание (1 мин.) (слайд 19)

§6, п. 14, № 304, 306.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«pril2»

Приложение 2


а

D

Нули функции

Интервалы положительных значений

Интервалы отрицательных значений

1

a0

D0

x1=-3, x2=1

(-∞;-3) (1; + ∞)

(-3;1)

2







3







4







5







6













Приложение 2


а

D

Нули функции

Интервалы положительных значений

Интервалы отрицательных значений

1

a0

D0

x1=-3, x2=1

(-∞;-3) (1; + ∞)

(-3;1)

2







3







4







5







6












Просмотр содержимого документа
«pril3»

Приложение 3

Алгоритм решения неравенств второй степени,

основанный на свойствах квадратичной функции.


    1. Определить знак коэффициента а квадратичной функции у= ах2+bx+c и указать направление ветвей параболы.

    2. Определить знак дискриминанта D квадратного трехчлена.

    3. Если D≥0, то вычислить корни и отметить их на числовой прямой.

Если D

    1. Схематично изобразить параболу или представить ее положение на координатной плоскости.

    2. По схематическому изображению параболы записать множество решений неравенства.













Приложение 3

Алгоритм решения неравенств второй степени,

основанный на свойствах квадратичной функции.


  1. Определить знак коэффициента а квадратичной функции у= ах2+bx+c и указать направление ветвей параболы.

  2. Определить знак дискриминанта D квадратного трехчлена.

  3. Если D≥0, то вычислить корни и отметить их на числовой прямой.

Если D

  1. Схематично изобразить параболу или представить ее положение на координатной плоскости.

  2. По схематическому изображению параболы записать множество решений неравенства.





Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры в 9»

Урок алгебры в 9-м классе по теме "Решение квадратных неравенств"

Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду.

Л. Н. Толстой.

Тип: урок изучения нового материала.

Цели урока:  1. Выработка алгоритма решения квадратных неравенств.
2. Формирование навыков решения квадратных неравенств.
3. Развитие навыков самостоятельной работы.
4. Развитие логического мышления, монологической речи.
5. Воспитание внимания, аккуратности.

Оборудование: «Алгебра 9 учебник» (авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.), памятки с алгоритмом решения неравенств второй степени, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА

I этап. Организационный момент (1 мин.).

II этап. Объяснение нового материала (30 мин). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Учитель:  Изучение нового материала мы начнем с понятия неравенства второй степени.

Задание 1. Какие из неравенств вы бы назвали неравенствами второй степени:

1) 6х2 – 13х0;                          2) x2 – 3x – 140;                      3) (5 + x)(x – 4)7;

4) ;                               5) ;                      6) ;

7) 8x20;                                    8) (x – 5)2 – 250;                     9) x(x – 9) – x20?

– Теперь давайте сформулируем определение неравенства второй степени:

Определение: Неравенство, левая часть которого есть многочлен второй степени, а правая  –  нуль, называется неравенством второй степени.

Все квадратные неравенства могут быть приведены к одному из следующих видов:

1) ах2 + bx + c 0; 
2) ах2 + bx + c 3) ах2 + bx + c  0;
4) ах2 + bx + c  0.

Задание 2. Какие из чисел являются решениями неравенства ?

1

 – 3

0

 – 1

5

 – 4

 – 2

0,5

– К квадратным неравенствам нас приводят следующие задачи.

Задание 3. Планируется разбить прямоугольный цветник, который будет примыкать к дому. Заготовленного штакетника хватит на изгородь длиной 20м. Какими должны быть длина и ширина цветника, чтобы он имел площадь не менее: 1) 48 м2; 2) 50 м2.

– Обсудим выполнение этого задания.

Если  за х м принять   длину стороны цветника, примыкающей к дому, то решение задачи сведется к решению неравенств:

1) (20 – 2х)х  48;
2) (20 – 2х)х  50.

Используя преобразования, эти неравенства можно привести к таким неравенствам второй степени:

1) х2 – 10х + 24  0; 2) х2 – 10х + 25  0.

Попробуем найти способ решения квадратных неравенств, использующий свойства квадратичной функции.

Учащиеся пытаются предложить такой способ. Если идей не возникает, то учитель предлагает выполнить еще одно задание.

Задание 3. На рис. 1 даны графики квадратичных функций. Анализируя эти графики, заполните таблицу. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Рис. 1

Учитель: Теперь нам предстоит решить неравенство – х2 +  8x – 12 0.Какая информация о квадратичной функции может оказаться при этом полезной:

  1. знак коэффициента а; направление ветвей параболы;

  2. знак дискриминанта D  квадратного трехчлена;

  3. пересечение параболы с осями координат;

  4. координаты вершины параболы;

  5. примерное расположение параболы?

Обязательно ли для решения неравенства строить график соответствующий квадратичной функции? Если да, то с какой точностью выполнять построение?

Далее рассматриваются различные варианты неравенств с подробным решением и записью в тетради (или справочники).(ПРИЛОЖЕНИЕ 1) (слайды 7-13)

Задания:

1) – х2 + 8х – 12 0.

Решение: Пусть у =  – х2 + 8х – 12.

а =  – 1, а

– х2 + 8х – 12 = 0; D =  82 – 4(– 1)(– 12) = 16 = 42, D 0

x1 = 6; x2 = 2.

Схематически строим график функции.

Ответ: х  (2; 6).

2) – х2 + 8х – 12 ≥ 0.    Ответ: [2;6].
3) – х2 + 8х – 12 ; 2)  (6;  + ).
4) – х2 + 8х – 12≤0.   Ответ: (– ; 2]  [6;  + ).
5) x2 – 8x + 12 0.     Ответ: (– ; 2)  (6;  + ). 
6) x2 – 8x + 12 ≥ 0.      Ответ: (– ; 2]  [6;  + ).
7) х2 – 4х + 4 0.       Ответ: (– ; 2)  (2;  + ). 
8) х2 – 4х + 4 ≥0.       Ответ: (– ;   + ).
9) х2 – 4х + 4  10) х2 – 4х + 4  ≤ 0.      Ответ: 2 
11) х2 – 4х + 5 0.        Ответ: (– ;   + ).
12)  х2 – 4х + 5

Учитель: Теперь давайте попробуем сформулировать алгоритм решения неравенств второй степени, основанный на свойствах квадратичной функции.

После ответов учащихся учитель предлагает сравнить их с готовым алгоритмом, который лежит у каждого на парте (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

III этап. Усвоение новых знаний. (10 мин.)

На этом этапе учащимся предлагается самостоятельно решить несколько неравенств.

1.  х2 + 2х – 48 2.  – 2х2 – 5х +18 ≤ 0

3. 25х2 + 30х +9 4.  – 2х2 +7х 0
 

Проверка решения проводится по готовым ответам (слайды 14-17).

IV этап. Итог урок (2-3 мин.) (слайд 18)

  • Итак, какие неравенства вы научились сегодня решать?

  • Дайте определение квадратного неравенства.

  • Как решаются такие неравенства? Кто сможет рассказать алгоритм решения?



V этап. Домашнее задание (1 мин.) (слайд 19)

§6, п. 14, № 304, 306.



Просмотр содержимого презентации
«pril1»

0; 2) x 2 -3 x -140; 3) (5+ x )( x -4)7; 4) ; 5) ; 6) ; 7) 8 x 2 0; 8)( x -5) 2 -250;" width="640"
  • 1) 6х 2 -13х0; 2) x 2 -3 x -140;

  • 3) (5+ x )( x -4)7; 4) ;

  • 5) ; 6) ;
  • 7) 8 x 2 0; 8)( x -5) 2 -250;

Все квадратные неравенства могут быть приведены к одному из следующих видов:
  • Все квадратные неравенства могут быть приведены к одному из следующих видов:

1) ах 2 + bx + c 0; 2) ах 2 + bx + c

3) ах 2 + bx + c ≥0; 4) ах 2 + bx + c ≤0.

? ? ? ? ? ? ? ? 0,5 -2 -4 5 -1 0 -3 1

?

?

?

?

?

?

?

?

0,5

-2

-4

5

-1

0

-3

1

(20-2х)х≥48;
  • (20-2х)х≥48;

х 2 -10х+24≤0;

2) (20-2х)х≥50.

х 2 -10х+25≤0.

2) у 3) 1) у у 4 0 х -3 1 х 0 -3 х у у 4) 5) у 6) 1 4 х х -0,5 х 6

2)

у

3)

1)

у

у

4

0

х

-3

1

х

0

-3

х

у

у

4)

5)

у

6)

1

4

х

х

-0,5

х

6

+ 6

+

6

+ - - 6

+

-

-

6

+ + - 6

+

+

-

6

+ + 6

+

+

6

+ + Нет решений 6

+

+

Нет решений

6

+ + Нет решений 6

+

+

Нет решений

6

- - Нет решений 6

-

-

Нет решений

6

у х 2 + 2х – 48 х 2 + 2х – 48 6 0 х -8 ?  (-8;6) Правильный ответ: 14

у

х 2 + 2х – 48

х 2 + 2х – 48

6

0

х

-8

?

(-8;6)

Правильный ответ:

14

у – 2х 2 – 5х +18 ≤ 0 – 2х 2 – 5х +18 ≤ 0 -4,5 х 2 [2; +∞)  (-∞; -4,5]  ? Правильный ответ : 15

у

– 2х 2 – 5х +18 ≤ 0

– 2х 2 – 5х +18 ≤ 0

-4,5

х

2

[2; +∞)

(-∞; -4,5]

?

Правильный ответ :

15

25х 2 + 30х +9 у 25х 2 + 30х +9 1 0 х -0,6 Решений нет ? Правильный ответ: 16

25х 2 + 30х +9

у

25х 2 + 30х +9

1

0

х

-0,6

Решений нет

?

Правильный ответ:

16

0 у – 2х 2 +7х 0 0 х 3,5 [3,5; +∞) ? Правильный ответ: 17" width="640"

2 +7х 0

у

– 2х 2 +7х 0

0

х

3,5

[3,5; +∞)

?

Правильный ответ:

17

Итак, какие неравенства вы научились сегодня решать? Дайте определение квадратного неравенства. Как решаются такие неравенства? Кто сможет рассказать алгоритм решения?
  • Итак, какие неравенства вы научились сегодня решать?
  • Дайте определение квадратного неравенства.
  • Как решаются такие неравенства? Кто сможет рассказать алгоритм решения?
. Домашнее задание   §6, п. 14, № 304, 306. Знать алгоритм решения квадратных нареваенств

. Домашнее задание  

§6, п. 14, № 304, 306.

Знать алгоритм решения квадратных нареваенств


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок в 9 классе Решение квадратных неравенств

Автор: Смолко Лариса Георгиевна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 255166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по алгебре в 8-м классе "Решение квадратных неравенств" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-alghiebrie-v-8-m-klassie-rieshieniie-kvadratnykh-nieravienstv"
    ["file_id"] => string(6) "205656"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429961463"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "План конспект урока по теме: « Решение квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции» "
    ["seo_title"] => string(113) "plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-rieshieniie-kvadratnykh-nieravienstv-s-pomoshch-iu-ghrafika-kvadratichnoi-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "106193"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402978318"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок по теме: « Решение квадратных неравенств с помощью графика квадратичной функции» "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-po-tiemie-rieshieniie-kvadratnykh-nieravienstv-s-pomoshch-iu-ghrafika-kvadratichnoi-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "141111"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418056839"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока по алгебре в 9 классе "Решение квадратных неравенств""
    ["seo_title"] => string(68) "konspekt_uroka_po_algebre_v_9_klasse_reshenie_kvadratnykh_neravenstv"
    ["file_id"] => string(6) "569765"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610384594"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "конспект урока на тему "Решение квадратных неравенств" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-kvadratnykh-nieravienstv"
    ["file_id"] => string(6) "121077"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413880630"
  }
}




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства