Тема: Письменные приёмы умножения для случаев вида 4037х4.
Цель:
Познакомить учащихся с приёмом письменного умножения многозначного числа на однозначное, когда в записи первого множителя есть нули, включая умножение именованных чисел.
Закреплять навыки устных и письменных вычислений, умение решать задачи.
Развивать логическое мышление, внимание; умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
Прививать чувство гордости и уважения к героическому прошлому нашей страны.
Оборудование:
выставка книг и рисунков о ВОВ;
магнитофон;
компьютер;
песни военных лет.
1. Организационный момент.
Звучит песня «Моя Москва».
--Наш урок я не зря начала с фрагмента песни «Моя Москва». Эта песня посвящена битве под Москвой, 70-летие которой мы будем отмечать 5 декабря. Наш урок сегодня будет связан с историческими событиями 1941года. На уроках истории мы много говорим о войне, поэтому немало прочитали книг, подготовили рисунки.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке математике мы познакомимся с приёмами письменного умножения многозначного числа, в записи которого есть 0, на однозначное, будем закреплять навыки устных и письменных вычислений, отрабатывать умение решать задачи.
3. Устный счёт.
--Внимание на экран.
1380, 2009, 1147, 1941, 988, 1242, 1812, 1945. (экран)
--Прочитайте числа?
--Какие это числа? (4-хзначные, кроме 988) Обоснуйте своё мнение. (Эти числа четырёхзначные, т.к. при их записи используется четыре цифры)
--Расположите четырёхзначные числа в порядке возрастания. (экран)
--Ребята, с каким историческим событием связан 1147г?
--Чем запомнился вам 1812г.?
--Что произошло в 1941г.? 1945г.?
--Ребята, я не зря поместила числа в красные звёзды. Звёзда – это символ героизма.
4. Математический диктант
--Во время войны для солдат разную информацию помещали на боевых листках. Задания, которые мы сегодня выполним, будем тоже записывать на наших боевых листках; они лежат у вас на столах. Ваша задача: работать внимательно, аккуратно заполнять боевой листок, за работу в котором вы получите оценку в конце урока. Сейчас мы запишем ряд многозначных чисел, которые вам многое расскажут о битве под Москвой. Вы записываете то число, которое я повторю дважды.
** В 1941г. В Москве было сформировано:
-12 дивизий народного ополчения (это около 120.000 человек);
-25 истребительных батальонов (18.000 человек).
**Всего направлено в армию около 500.000 бойцов, командиров и политработников.
**450.000 жителей Москвы вместе с воинами самоотверженно трудились на строительстве оборонительных сооружений на подступах к столице и в самом городе.
** Силами населения города и Подмосковья было установлено:
-32.260 противотанковых ежей;
-1.321 км проволочных заграждений;
-654 предприятия выпускали боеприпасы, оружие и воинское снаряжение;
-за октябрь-ноябрь 1941г. было произведено более 11млн. штук различных ви-
дов вооружения и боеприпасов.
--А теперь в паре поменяйтесь своими листками и проверьте, правильно ли вы записали числа. (экран) У кого все числа записаны верно, нарисуйте звёздочку. Поменяйтесь листками.
5. Работа по теме.
--Сегодня на уроке математики мы научимся умножать многозначные числа, в записи которых встречается 0, на однозначные. (на доске: 406х3).
--На данном примере давайте вспомним, как выполняется письменное умножение трёхзначного числа на однозначное? К доске пойдёт … (на примере 406х3) объяснит, а мы внимательно слушаем и запоминаем.
--Теперь я усложню задачу. (на доске: 5406х3).
--Письменное умножение любого многозначного числа, в записи которого встречается 0, на однозначное число выполняется так же. Я предлагаю вам самим решить этот пример. У доски будет работать… (подробное решение примера 5406х3 у доски), а мы слушаем и помогаем.
--На войне солдатам постоянно приходилось применять свои математические знания, и мы сейчас закрепим наше умение умножать и выполним №361 на с.74 (у доски 1 строчку с подробным объяснением).
--А вторую строчку решите самостоятельно. Сверьте ваше решение с экраном. У кого всё правильно, поднимите руку. Молодцы! У кого ошибки – исправьте. (обратить внимание на ошибки)
6. Разбор и решение задачи.
--Переходим к решению задачи. Решая задачу, мы закрепим умение складывать и вычитать многозначные числа, а так же умножать многозначные числа , в записи которых есть 0. Прочитайте задачу, напечатанную на ваших боевых листках:
**Военный совет Западного фронта 12.12.1941г. доложил в Ставку о результатах разгрома ударных группировок противника. Захвачено и уничтожено танков 1306, орудий – в 2 раза больше, чем танков, самолётов – на 1300 меньше, чем орудий. Сколько всего единиц боевой техники было уничтожено?
--Прочитайте условие задачи. Вопрос задачи. Можем ли мы ответить на вопрос задачи? Что для этого мы должны знать? Как найти количество орудий? Самолётов? Вычислите количество уничтоженной боевой техники.
7. Физкультминутка.
--Сегодня мы говорим о войне. В редкие минуты затишья между боями бойцы писали письма своим родным, отдыхали. Сейчас мы перенесёмся с помощью экрана в то военное время, и немного отдохнём вместе с бойцами. Внимание на экран.
Видеоролик.
8. Сравнение чисел.
--А сейчас мы закрепим наше умение сравнивать многозначные числа и сравним соотношение сил Красной Армии и немецкой армии в битве под Москвой.
Переверните свой боевой листок. Обратите внимание, на них записаны данные:
--К началу операции под Москвой в составе Западного и Калининского фронтов насчитывалось 1.100.000 человек, в составе немецкой армии – 1.708.000 человек.
Сравните эти числа и поставьте знаки «», «=». Проверяем. (экран) Объясните, почему поставили этот знак.
--Теперь сравним соотношение орудий и пулемётов: в советской армии их насчитывалось 7.652, в немецкой - 13.500. Поставьте знак. (проверка на экране)
--Русских танков участвовало в битве под Москвой 774, немецких – 1.170. Сравните и проверьте. (экран)
--А теперь сравним количество самолётов: советских самолётов было 1.000, немецких – 615.
--Сравнив соотношение сил, я хочу добавить: немецко-фашистские войска превосходили советские войска в живой силе, в артиллерии и в танках – в 2 раза, и только в боевых самолётах противник уступал нам в 1,5 раза.
9. Геометрическое задание.
--Оставляя захваченные территории, фашисты оставляли минные поля. Внимание на экран. Прочитает задачу…
**Отступая, фашисты заминировали поле площадью 48 кв.м. Длина поля 8 м. Найдите периметр заминированного поля.
--Можем ли мы найти периметр поля?
--Как найти ширину поля?
--Как теперь узнать периметр?
--Запишите решение задачи самостоятельно.
--А теперь сдайте мне ваши боевые листки.
Звучит запись песни «Моя Москва».
11. Итог урока.
--Завершая наш разговор о битве под Москвой, я хочу добавить: несмотря на перевес в силе фашистской Германии, под Москвой победа была одержана Советскими войсками. За эту битву 36.000 бойцов и командиров были награждены орденами и медалями за героизм и мужество, проявленные в битве под Москвой, 110 из них удостоены звания Героя Советского Союза, свыше 1.000.000 человек награждены медалью «За оборону Москвы». Около 40 соединениям и частям присвоены гвардейские звания.
--Сегодня на уроке вы хорошо работали. И каждый из вас получит оценку за качество выполнения заданий на боевом листке.
10. Домашнее задание.
с. 74 №363, №368.
Открытый урок
по математике
« Письменные приёмы умножения
для случаев вида 4037х4»
в 4-Б классе
Учитель: Дождева Л.В.