Российская Федерация
Чукотский автономный округ
АНАДЫРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования села Усть-Белая»
689540, Чукотский автономный округ, Анадырский район, с. Усть-Белая, ул. Анадырская, тел./факс: 93 453, e-mail: [email protected]
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
1 КЛАСС
«Таблица сложения».
Учитель начальных классов
Колодиенко Оксана Леонтьевна
2013г.
Аннотация:
Данный урок входит в серию уроков математики 1 класса по УМК «Школа России», объединенные одной темой «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
Урок проводится в нетрадиционной форме (интегрированный окр. мир + математика). Использование данного метода делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по закреплению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции детей.
Ожившие" картинки помогают детям лучше усвоить новый материал и повышают их интерес к предмету. Представлена методика обучения школьников запоминанию таблицы сложения на основе использования компьютерных моделей
Тема: «Таблица сложения».
Продолжительность урока: 35 минут.
Аудитория: 1 класс
Технологии: интерактивная технология.
Конспект урока математики проводится в форме дидактической игры «Путешествие» как элемент интерактивной технологии диалогической части.
Раздел: Изучение, повторение, и закрепление основных вопросов
начального курса математики.
Тема: «Таблица сложения».
Цель основная: Создать условия для организации личностно- ориентированной среды при изучении темы «Таблица сложения».
Цель дидактическая: Знакомство с таблицей сложения.
Задачи урока:
1. Образовательные:
1. Сформировать способность к использованию таблицы сложения для определения результатов действий сложения и вычитания.
2. Систематизировать знания детей о составе чисел от 2 до 10; закреплять знание состава числа 10, навыки счёта в пределах 10; устанавливать взаимосвязь между компонентами и результатами действий сложения и вычитания.
2. Развивающие:
1. Развивать математическую речь, логическое мышление, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий.
2. Развивать память, внимание, творческие способности.
3. Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний, бережное отношение к природе.
2. Прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и
письменных работ.
Тип урока: Изучение нового материала.
Планируемый результат обучения:
Развитие универсальных учебных действий. (УУД).
Осознанное применение обучающимися таблицы сложения.
Познавательные УУД
-умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
-использование знаково-символических средств;
-умение делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Логические УУД
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
и несущественных);
- синтез как составление целого из частей, самостоятельное
достраивание, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные УУД:
-умение самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих
возможностей;
- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к
обобщению;
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- осуществление контроля по результату.
Коммуникативные УУД
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение
способов взаимодействия;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД:
- способность к самооценке;
- наличие учебно-познавательной мотивации;
- ориентация на бережное отношение к окружающему миру;
Основные понятия: состав чисел, таблица сложения, компоненты
при сложении, компоненты при вычитании, значение
выражений, задачи.
Межпредметные связи: «Окружающий мир».
Ресурсы: презентация: цветные картинки с изображением леса, птиц,
цветов, зверей, квадраты для определения психологического
настроя детей,
План урока:
I.Организационный момент. Вхождение в урок.
(Формирование личностных УУД)
П. Психологический настрой.
(Формирование коммуникативных, личностных УУД)
Ш. Актуализация и проверка опорных знаний.
(Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)
1.Счёт до 20 и обратно
2. Работа с числовым веером.
3. Пальчиковая гимнастика.
IV. Минутка чистописания.
(Формирование регулятивных, личностных УУД)
V. Изучение нового материала.
(Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)
1.Работа над составом чисел.
2. Беседа о птицах.
3. Работа по таблице сложения.
VI. Закрепление по теме урока.
(Формирование регулятивных, познавательных, личностных,
коммуникативных, логических УУД)
1.Задачи в стихах.
2.Физкультминутка.
3.Логические задачи на сообразительность
4. Игра: «Найди друзей».
5. Игра: «У кого из друзей правильный ответ?
6.Самостоятельная работа. Игра: «Расшифруй слово».
VП. Рефлексия.
(Формирование личностных УУД)
Ход урока.
Организационный момент.
(Формирование личностных УУД)
-Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем их и улыбнемся.
П. Психологический настрой.
(Формирование коммуникативных, личностных УУД)
- Посмотрите на доску. Вы видите два солнышка – грустное и весёлое.
- Какое вам нравится больше?
- Давайте будем хорошо и активно работать на уроке, чтобы у нас у всех было радостное настроение.
-Сегодня к нам на урок прилетела лесная птица. Она принесла нам телеграмму. (слайд1 )
- Итак, мы с вами отправляемся в гости к Лесовичку, где встретимся с пернатыми друзьями. Чтобы узнать их имена мы должны выполнить задания. По дороге нам предстоит познакомиться с таблицей сложения, мы будем закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10. (слайд 2)
- У вас на партах лежат карточки красного, зелёного и жёлтого цветов.
- Кто думает, что у него всё получится на уроке, что он справится со всеми заданиями, поднимите зелёный квадрат.
- Кто думает, что на уроке он встретится с трудностями, поднимите
жёлтый квадратик.
- А кто неуверен в себе и боится двигаться вперёд, поднимите красную карточку.
- Я желаю вам удачи, думаю у нас всё получится!
Ш. Актуализация и проверка опорных знаний.
(Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)
1. –Чтобы нам отправиться в гости мы должны хорошо подготовиться к дальней дороге (слайд 3)
- Посчитайте до 20 и обратно(цепочкой)
- Мальчики, посчитайте от 5 до 18.
- Теперь девочки, посчитайте от18 до 9.
2.- Покажите какое число стоит между числами 4 и 6? 8 и 10?
- Покажите последующее число 7, 5
- На сколько последующее число больше предыдущего?
-Покажите предыдущее число 6, 10.
- На сколько предыдущее число меньше последующего?
-Назовите соседей числа 4, 15.
-Какое число стоит справа от 9?
-Какое число стоит слева от 12?
-Что происходит с числом при перемещении его по числовому отрезку направо? (оно возрастает)
- А при перемещении числа влево? (оно уменьшается, убывает)
3. – В дороге нам придётся делать какие-то записи, поэтому давайте
подготовим свои тетради:
«Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
IV. Минутка чистописания.
(Формирование регулятивных, личностных УУД)
-Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра-акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет? (9) (слайд 4)
-В какую цифру она может превратиться? (6)
-На сколько же 9 больше, чем 6?
-Посмотрите, как правильно писать цифру 9.
- Пропишите цифру 9, чередуя количество: сначала одну, потом две, затем три: (показ 9 99 999)
-Посмотрите на нижний ряд чисел: 10,8,6,..,.. . 0,3,6,...,: . 9.7,5,:,: . 1,3,5,:,: .
-Какую закономерность вы заметили? Что происходит с числами?
-Продолжите эту закономерность
-Проверьте друг у друга.
V.Изучение нового материала.
(Формирование, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД)
1. -Итак, вы хорошо подготовились к поездке в гости.
-А поедем в гости мы вот на таких машинах. (слайд 5)
- Чтобы мы все могли уместиться на этих машинах, нам надо правильно
заполнить «окошки» в фургончиках, т.е. вспомнить состав чисел.
(работа детей на карточках, в парах) (слайд 6)
-Рассмотрите внимательно самый последний фургончик.
-Чему равна сумма 10?
-Что можете сказать о первой строке слагаемых? (числа идут в порядке возрастания)
-Что вы заметили во второй строке? (числа идут в порядке убывания)
-Какой вывод можно сделать? (если сумма одинаковая и одно слагаемое увеличивается, то второе слагаемое уменьшается)
-Молодцы! Вы все справились с заданием и мы едем в лес.
2. Вот мы и попали в лес к Лесовичку. (слайд 7)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
повязалася сосна.
С. Есенин
– О каком времени года это стихотворение?
– Назовите приметы зимы.
– Посмотрите, какую чудесную картину нарисовала Зима. Белым ровным слоем покрыл снег землю. Как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется «Здесь был такой-то». Днём идёт снег. Кончится - страницы чистые.
- Утром пройдёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали.
- Вот послушайте, чьи следы можно увидеть на снегу
Кто расхаживал по снегу?
Догадайся-ка по следу!
Каждый снежный птичий след
Затаил в себе секрет.
Вот трехзубчатые вилы –
Это голуби ходили.
Мелких строчек вереница –
Это прыгала синица.
Каждый снежный птичий след
Рассказал мне свой секрет.
-Ребята, так кто же расхаживал по снегу?
-А голубь, синица – это кто? (птицы)
- А что вы знаете о птицах?
- Давайте отгадаем о каких птицах мы сегодня говорим.
Загадывание загадок, показ слайдов 8, 9, 10.
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (снегирь)
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям ночует, зернышки ворует (воробей)
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит:..(сорока)
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд - приятель!"
И ставит подпись :..(дятел).
- Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее?
- А каких зимующих птиц вы еще знаете? (Слайд 11)
- Ребята, а те птицы, которые остаются у нас зимовать всегда ли себе зимой находят корм? Что страшнее для птицы зимой?
- Действительно, для птиц зимой страшнее голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна или две синицы.
– А что нужно сделать, чтобы птицы легко пережили зиму (п.о их нужно подкармливать) Для этого надо использовать кормушки. Кормушки можно сделать самые разнообразные, в них насыпать корм: крошки хлеба, зерно, пшено, даже можно положить кусочки сала" (Слайд 12)
VI. Физкультминутка. (Слайд 13)
Мы по лесу гуляли и немножечко устали.
А сейчас все дружно встанем, отдохнём мы на привале:
Вправо, влево повернись,
Наклонись и подымись.
Руки вверх, руки в стороны и в бок.
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем, зайки, шаг
И на месте стой, вот так!
А сейчас мы сядем дружно.
Нам ещё работать нужно.
- Лесовичок предлагает нам заполнить таблицу сложения. (слайд14 )
-Обратите внимание, в таблице есть строки и столбцы.
С помощью этой таблицы можно решать различные примеры.
-Объясните, как это можно сделать? (Заполнение таблицы в тетради)
-Что происходит с одним из слагаемых? (увеличивается)
-Что происходит с сумой? (тоже увеличивается на 1)
-Как вы думаете, что показано синим цветом? (как можно найти сумму чисел 3+4=7)
-Какие равенства с помощью этого можно составить? (4+3=7; 7-3=4; 7-4=3)
-Значит, что можно делать с помощью таблицы сложения? (можно решать примеры на сложение и вычитание)
VII. Закрепление по теме урока.
(Формирование познавательных, регулятивных, личностных, коммуникативных, логических УУД)
- Нам решение задач не составит затруднения
Если выучим мы с вами таблицу на сложение.
- На следующей страничке обитают другие птицы, о них мы можем поговорить в том случае, если решим задачи.
1. Кладем на парту карточки (условие, вопрос, решение, ответ). Сейчас я буду называть какую-то часть задачи, а вы покажите карточкой, как она называется.
На ветке сидели три синички и 2 воробья - условие.
Сколько всего птиц сидело на ветке? - вопрос
К 3 прибавить 2 получится 5 - решение
На ветке 5 птиц - ответ.
- Я вижу, что вы хорошо научились определять составные части задачи. (слайд 15)
2. Посмотрим, как вы умеете их решать.
В кормушке сидели
Лишь только три птицы,
Но к ним прилетели
Еще две синицы.
- Так сколько же птиц здесь в кормушке у нас? (3+2=5). Один ученик отвечает, остальные показывают сигнальные карточки.
Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело.
Сколько всех их прилетело? (5+2=7)
3. Работа в тетради. Краткую запись изобразить с помощью рисунка (схематично) Групповое решение задач. Каждой группе выдается карточка, составить и решить задачу.
4. - Теперь пришло время, узнать о каких птицах пойдет речь на следующей странички.
Узнайте, что за птичка-
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка).
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-розовый: (скворец) (Слайд 16 )
- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться к нам?
- Каких перелетных птиц вы еще знаете?
- Когда они вновь возвращаются, в какое время года?
- А теперь я вам открою тайну. Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают в теплые края. А раньше этого люди не знали. Конечно, они замечали, что некоторые птицы зимой исчезают, а весной вновь появляются, лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы. Они надевали на лапки птиц маленькие кольца. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. (слайд17) Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
5. - А теперь узнайте: у кого из птиц правильный ответ? (слайд 18)
2 + 1 + 2 = 2 + 2 + 2= 2 + 3 + 4 =
7 – 3 + 4 = 6 – 1 + 2 =
- Посмотрите внимательно на слайд. Назовите птиц, которых вы знаете.
- Ребята, а всех ли птиц можно увидеть в наших краях зимой.
- А почему? (п.о. голуби улетают в тёплые края)
- Предположите, как же называют тех птиц, которые осенью улетают от нас в тёплые края?
- А как называют птиц, которые зимуют в наших краях? (слайд 19)
6. Самостоятельная работа.
- Наш урок подходит к концу и нам пора возвращаться обратно.
- В каждом лесу живут Гномики и Лесовички.
Они охраняют свой лес.
- Лесовичок предлагает вам найти значение выражений и расшифровать слово, которое его просили передать для каждого из вас лесные жители. (cлайд 20)
Проверка на слайде.
-Каждый из вас молодец! Вы все очень старались. И мы благополучно вернулись в класс.
VПI. Рефлексия урока.
(Формирование личностных УУД)
-Где мы с вами побывали?
-С чем мы сегодня познакомились?
-Как называются компоненты при сложении?
- Мы узнали, что птицы зимуют по-разному. Какие названия они получили в зависимости от этого?
-Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно? Поднимите зелёный квадратик.
-Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, он ошибался, но ошибки понял и исправил? Поднимите жёлтый квадрат
-У кого была тревога на уроке, не мог справиться с заданиями? Поднимите красный квадратик.