Урок «Способы выражения функциональной зависимости» (« Один день работы научно – практической лаборатории.) удобно провести на уроке обобщения знаний по теме « Функция» а это совпадает с последними уроками 3 четверти. В игровой форме подводится итог полученных знаний по теме « Функция. Способы задания функции», что способствует развитию интереса к предмету математика, приобщает учащихся к научно – исследовательской работе , да и просто вызывает у учащихся много положительных эмоций, радость от своей работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(« Один день работы научно – практической лаборатории».)
Учитель;Чичканова Нина Евгеньевна г. Семей КГУ « СОШ № 30»
Цели урока:
отрабатывать навыки исследовательской культуры учащихся на уроке, закрепить знания, умения и навыки по изученным способам выражения функциональной зависимости, тем самым подготовиться к восприятию следующей темы «Линейная функция»;
содействовать развитию познавательного интереса, интереса к математике, развивать и формировать навыки общения, работы в группе;
Оборудование: файлы с подготовленными заданиями, маркеры, магнитная доска, поля классной доски, рисунки с графиками функций.
Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок. Наша школа это научно исследовательский институт, а наш 6 «б» один из его отделов, я его руководитель. Работать будем в 6 лабораториях со старшими научными сотрудниками ( представить по именам), а все остальные младшие научные сотрудники. В данное время наш отдел занимается вопросами « Способы выражения функциональной зависимости.» Откроим тетради и запишем дату и тему урока. На сегодня распорядок дня такой.
Распорядок работы.
1Летучка 9.00 - 9.15
2. Разбор корреспонденции. 9.15 - 11.00
3. Исследовательская работа в отделах. 11.00 - 13.00
4. Обед. 13.00 - 14.00
5. Прием посетителей. 14.00 - 16.00
6. Подведение итогов. 16.00 - 17.00
Каждый старший научный сотрудник получает сегодня по ведомости выполненных работ, просьба объективно проставлять баллы после каждого вида работы своим младшим научным сотрудникам.
Имя
сотрудника
Графи -ческий
диктант
Разбор писем
Исследова -тельская работа
Обед
Приём посетителей
Итоговая оценка.
Летучка.
Нашу летучку проведём в виде графического диктанта в двух вариантах.
( открываются невидимые первоначально поля доски, где записано условие)
Этот диктант буду оценивать я, а вы только внесёте результаты в ведомость. Дети в тетрадях записывают верное решение, а на листочках чертят график ответов.
1 вариант
2 вариант
У=5х + 1
х = 2, то у = 3:
значение аргумента равно 3, то значение функции равно 16;
у =7 ?
у = 10, то х = 1;
значение функции равно 11, то значение аргумента равно 2;
Область определения функции:
( - ∞ ; + ∞)
F (х) =
1.значение аргумента равно 4, то значение функции равно 1;
2. х = 2, то F (х) = 2;
3. F (х) = 1, то х = 6;
4. значение функции равно 2, то х =10;
5. F (-1) =8 ?
6. Область определения функции:
х≠ 2
Верные ответы:
Летучка завершена. Один из младших научных сотрудников собирает работы от членов своей лаборатории и сдаёт учителю.
Разбор корреспонденции.
( У каждой группы файл «Корреспонденция» в котором вложен чистый лист формата АЗ на котором маркером записывается решение общего задания и лист формата А4 на котором крупно начерчена таблица и остаётся только в ответе записать формулу)
1). Помогите, пожалуйста, подобрать формулу зависимости у от х исследуя таблицу :
С уважением семья Касеновых из г. Ридера
2). Помогите, пожалуйста, подобрать формулу зависимости у от х исследуя таблицу :
С уважением семья Соловьёвых из г. Павлодара.
3). Помогите, пожалуйста, подобрать формулу зависимости у от х исследуя таблицу :
С уважением семья Семёновых из г.Павлодара
4). Помогите, пожалуйста, подобрать формулу зависимости у от х исследуя таблицу :
С уважением семья Абдрахмановых из Атырау
5). Помогите, пожалуйста, подобрать формулу зависимости у от х исследуя таблицу :
С уважением семья Соколовых из Усть - Каменогорска.
6). Помогите, пожалуйста, подобрать формулу зависимости у от х исследуя таблицу :
С уважением семья Айтказиных из г. Семипалатинска.
Каждой лаборатории одно общее задание:
По электронной почте пришло сообщение от братьев Ибраевых из г. Усть- Каменогорска. Они просят разрешить их спор.
« В журнале «Здоровье» мы прочитали, что волосы у человека растут примерно со скоростью 0,5 мм в сутки. Данияр утверждает, что через 3 месяца длина волос на голове у их младшего брата Аскара достигнет 5см, а Бахтияр утверждает, что для этого достаточно 50 дней. В момент спора, как сообщили братья, длина волос у Аскара была 2 см.»
Уважаемые научные сотрудники, разрешите спор мальчиков, аргументируя вычислениями и найдите длину волос Аскара через 14 дней после спора. Обозначьте m длину волос, t число дней и не забудьте сантиметры перевести в миллиметры.
Каждый в тетради записывает решение общего задания. Один представитель от лаборатории показывает записи решения группы и объясняет решение, если решения верного не окажется. То наводящими вопросами на доске восстанавливается ход решения.
(m = 20 + 0,5 t , 50 = 20 + 0,5 t , 30 = 0,5 t , t= 60 )
Исследовательская работа:
Из ближнего зарубежья г. Москвы пришёл факс и наши коллеги просят нас исследовать график температуры воздуха в их городе 07.03.07. они хотят сравнить свои результаты с нашими прежде чем окончательно сделают выводы. Давайте разделим всю работу на части и каждая лаборатория наиболее подробно осветит тот или иной шаг исследования графика присланной нам функции (в файле «Исследовательская работа» влажен график функции и конкретная задача по исследованию, чистый лист формата А4). В тетради у каждого должны быть записи по полному исследованию графика функции. На доску прикрепляется большой плакат с исследуемым графиком.
По мере выполнения задания один представитель от группы выходит к доске . прикрепляет лист с исследованием группы.
Исследуйте график функции изменения температуры воздуха в течение суток.
В результате коллективной работы на доске появляются приклеенные двухсторонним скотчем листочки исследования графика данной функции.
-ООФ : [ 1; 24 ]
-ОЗФ : [ -1 ; 8 ]
- температура равна 00 в 1ч., 6ч., 24ч.
- температура убывает от 0ч. до 2ч и от 18ч. до 24ч
- температура возрастает от2ч. до 16ч.
- наибольшее значение 70 температура принимает в 16 ч.
- наименьшее значение -10 температура принимала 2ч.
- температура принимала положительные значения от 0ч.до 1ч и от 6ч. до 24ч.
- температура принимала отрицательные значения от 2ч. до 6ч.
Лото «Обед»: « Назовите области определения данных функций»
На доске прикреплены карточки с 6 разными функциями. Каждая лаборатория ответ на одно из заданий, находит этот ответ на разных карточках расположенные сбоку от карточек с заданиями, переворачивает каждую из карточек и в результате получается высказывание А. Франса : « Чтобы переваривать знания, их надо поглощать с аппетитом.»
Приём посетителей.
В заранее приготовленных файлах вложен текст задания , так чтобы в трёх группах были одинаковые и лист с начерченной 1 координатной четвертью. Детям необходимо продумать, что обозначать на оси абсцисс и что на оси ординат, начертить график, ответить на вопрос.
Медицинский работник.
В этом году со 2 февраля люди начинали болеть гриппом и процент заболевших людей достигал 70 % на 9 день эпидемии. Количество заболевающих людей снизилось на 20 день эпидемии, и уже на 25 день соответствовала 10 % населения. Помогите, определить в какой день от начала эпидемии число больных составляло 35%
Слесарь – сантехник.
Помогите построить график, описывающий следующий случай. Я знаю, что бак объемом 14 л заполняется водой за 5 мин., Мне пришлось
отлучиться. Через 7 мин после наполнения .мой напарник вытащил пробку и бак оказался пустым через 3 минуты. Помогите определить, сколько воды было в баке через 1 минуту, после того как была вытащена пробка.
Ответы: а) на вопрос медицинского работника:
б) на вопрос слесаря – сантехника:
Подведение итогов.
Сообщаются оценки за графический диктант, показывается график правильных ответов. Старшие научные сотрудники выставляют оценки своим младшим научным сотрудникам. Коллективно выбирают самого активного в своей лаборатории за день сотрудника. Под руководством учителя делается вывод о том, что на уроке были рассмотрены различные способы выражения функциональной зависимости. Функция может быть задана словесно, с помощью формулы, графика, таблицы.
Творческое домашнее задание:
Начертить график изменения температуры одного дня и исследовать его.
Подумать как можно изобразить с помощью графика пословицы: