kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Сумма углов треугольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок относится к разделу «Соотношения между сторонами и углами треугольника», первый урок из данного раздела.Урок построен в деятельностном методе обучения и предполагает следующие этапы.

 

1.Организационный момент  – 2 мин

2.Мотивация к учебной деятельности. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Для этого учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. –2 мин

Актуализация опорных знаний. Предполагается  осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:  1.      предлагается самостоятельно выполнить исследование и  выдвинуть свою гипотезу.  –7 мин

 

2.Проблемное изучение нового знания. Учащиеся определяют ключевое слово урока, цель урока, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. Учитель предлагает учащимся задание, подводящее их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог. –10 мин

3.Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают  задания, объединенные общей темой («Сумма углов треугольника»), проговаривают решения вслух. Задания подаются с учетом нарастания трудностей. – 6 мин

4.Самостоятельная работа с самопроверкой. Здесь используется индивидуальнаяформа работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. – 7 мин

5.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Учитель  предлагает учащимся задание,  чтобы в ходе его выполнения ученики, пользуясь знаниями, приобретенными на уроке, создавали собственные способы его решения.– 8 мин

6.Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности. Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке  – 3 мин

На данном уроке применяются следующие методы: наглядный,  творческий.

Форма организации учебной деятельности рассчитана на фронтальную, парную, групповую и индивидуальную работу. Формы, методы урока соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся данного класса

           Оборудование, используемое на уроке: презентации (приложения №1, №2, №3), доска, видеопроектор, компьютер, ватман, бумажные модели треугольников, транспортир.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Сумма углов треугольника" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Костромы

«Средняя общеобразовательная школа №8»



Конкурс

«Открытый урок-2012»




Номинация

Урок математики




Название работы

Урок геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника»

по учебнику Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 классы» (М.: Просвещение, 2009)




Информация об авторе:

  • Ф.И.О. – Царькова Татьяна Сергеевна

  • Дата рождения - 05.11.1974

  • Место работы – СОШ № 8 города Костромы

  • Должность – учитель математики

  • Педагогический стаж – 15 лет

  • Квалификационная категория – первая

  • Контактный телефон 9-964-155-53-26

  • Контактный E-mail – carinda@mail.ru



С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлена и согласен.


26.01.12 Царькова Т.С.





Разрешаю размещение своей работы в сборнике методических разработок, издаваемом по инициативе МБУ ГЦОКО и на портале «Образование Костромской области».


26.01.12 Царькова Т.С.









Кострома - 2012



Пояснительная записка

Работа представлена по направлению «Урок математики» – урок геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника».

В 7 классе вместо предмета «Математика» появляется два новых предмета «Алгебра» и «Геометрия». Наибольшую сложность вызывает изучение геометрии. Учащимся непонятны теоремы, логика их доказательств, выполнение чертежей и решение новых для них задач. Учитель в 7 классе начинает требовать от учащихся выучить теоремы. Но очень многим детям это не по силам и для них геометрия превращается в скучный и непонятный предмет. Применение на уроках презентаций, разработанных в среде PowerPoint, позволяет значительно сэкономить время на уроке, продемонстрировать учащимся аккуратные, четкие образцы оформления чертежей, повысить уровень наглядности в ходе обучения и, наконец, просто внести элементы занимательности, оживить учебный процесс, что способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках.

Данный урок был проведен в 7 Б классе, который состоит из 30 человек. В классе 17 девочек и 13 мальчиков, трое учеников выведены на индивидуальное обучение. В классе 15 неполных семей, из них 3 семьи, где школьника воспитывает один отец. Необходимо также отметить, что в классе есть один опекаемый ученик, а три семьи относятся к так называемым неблагополучным семьям. В классе царит дружественная атмосфера и благоприятный социально-психологический климат. Прежде всего это выражается в том, что учащиеся доброжелательны по отношению друг к другу. Если говорить о конфликтных ситуациях, то они возникают редко. Особое внимание можно уделить и активной внеурочной деятельности школьников. Ребята занимаются хореографией в школе, учатся в художественной школе, выступают на различного рода конкурсах, в том числе и общегородских. Дети самостоятельные и любознательные, особенно девочки, любят разрабатывать, организовывать и проводить различные мероприятия, как в классе, так и в школе. Класс 7 Б является общеобразовательным. В классе средний уровень развития. Но есть учащиеся с уровнем выше среднего, а есть и отстающие ученики, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что у отдельных ребят очень плохо развиты память и речь, им трудно повторить сказанное, грамотно аргументировать свой ответ и записать решение в тетрадь. Большинство учащихся могут работать только по образцу.

В работе используется Авторская программа Бурмистровой Т. А. для общеобразовательных учреждений, (М., «Просвещение», 2009) к учебнику Л. С. Атанасяна «Геометрия.7-9 классы» (Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 384 с. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).

Урок относится к разделу «Соотношения между сторонами и углами треугольника», первый урок из данного раздела.

Согласно Федеральному компоненту и базисному учебному плану МОУ СОШ №8 города Костромы на изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Урок построен в деятельностном методе обучения и предполагает следующие этапы.

  1. Организационный момент – 2 мин

  2. Мотивация к учебной деятельности. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Для этого учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. –2 мин

  3. Актуализация опорных знаний. Предполагается осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: предлагается самостоятельно выполнить исследование и выдвинуть свою гипотезу. –7 мин

  4. Проблемное изучение нового знания. Учащиеся определяют ключевое слово урока, цель урока, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. Учитель предлагает учащимся задание, подводящее их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог. –10 мин

  5. Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают задания, объединенные общей темой («Сумма углов треугольника»), проговаривают решения вслух. Задания подаются с учетом нарастания трудностей. – 6 мин

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Здесь используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. – 7 мин

  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Учитель предлагает учащимся задание, чтобы в ходе его выполнения ученики, пользуясь знаниями, приобретенными на уроке, создавали собственные способы его решения.– 8 мин

  8. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности. Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке – 3 мин

На данном уроке применяются следующие методы: наглядный, творческий.

Форма организации учебной деятельности рассчитана на фронтальную, парную, групповую и индивидуальную работу. Формы, методы урока соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся данного класса

Оборудование, используемое на уроке: презентации (приложения №1, №2, №3), доска, видеопроектор, компьютер, ватман, бумажные модели треугольников, транспортир.

Анализ работы учащихся на уроке. Весь урок прошел в дружеской рабочей атмосфере. Учащиеся на уроке были активны, самостоятельно выдвигали гипотезы, предлагали эффективные способы решения проблемы, опираясь на свои исследования, отстаивали свое мнение, проявили уважение к чужому мнению, решали задачи.

Урок построен в технологии деятельностного метода.

Результат урока: цели урока были достигнуты.


















Конспект урока по геометрии по теме «Сумма углов треугольника» в 7 классе

Цель урока: открыть и доказать теорему о свойстве углов треугольника

Задачи:

образовательные:

  • доказать теорему о сумме углов треугольника;

  • формировать умения увидеть проблему и пути её решения;

  • вырабатывать навыки самостоятельного применения знаний;

развивающие:

  • развивать интерес и уважение к предмету;

  • развивать аккуратность математических записей;

  • развивать мышление и грамотную математическую речь учащихся;

  • способствовать развитию творческой деятельности учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность и трудолюбие учащихся;

  • воспитывать ответственность за коллективное решение.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Этапы урока:

1. Организационный момент – 2 мин

  1. Мотивация к учебной деятельности –2 мин

  2. Актуализация опорных знаний –7 мин

  3. Проблемное изучение нового знания – 10 мин

  4. Первичное закрепление во внешней речи – 6 мин

  5. Самостоятельная работа с самопроверкой –7 мин

  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение –8 мин

  7. Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности. Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке – 3 мин

Ход урока

Этап урока,

№ слайда

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приложение 1

Слайд 1

-Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня мы еще раз пройдем с вами путь исследования, познания истины. Пусть мы не откроем ничего нового в геометрии, но каждый из вас наблюдая, предполагая, доказывая, откроет что-то новое для себя. Научится видеть, выдвигать гипотезу, подтверждать или опровергать свои предположения. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю взять слова советского математика Вениамина Федоровича Кагана: «…было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике…»

Учащиеся приветствуют учителя стоя, садятся за свои рабочие места, психологически готовятся к уроку, слушают.

Актуализация опорных знаний





Приложение 1


Слайд №2


Слайд №3



Слайд №4



Слайд №5


Слайд №6

Предлагает ответить на вопросы:

-Дайте определение параллельных прямых.

-Сформулируйте аксиому параллельных прямых.

- Сформулируйте свойства углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей.

- Укажите пару накрест лежащих углов.

- Определите, какие стороны у четырехугольника параллельны. Ответ обоснуйте.

- Найдите углы треугольника АВС, если mАС.

- Найдите угол В треугольника АВС, если А=60о, С=70о.

- Найдите угол, под которым пересекутся прямые a и b.


Отвечают на поставленные вопросы, предлагают свои пути решения возникшей проблемы

Проблемное изучение нового знания

-Как вы видите, наших знаний не достаточно для решения двух последних задач. Поэтому давайте проведем наблюдения. На столах у вас модели треугольников, которые вы принесли из дома: первый ряд – остроугольные, второй ряд – прямоугольные, третий ряд – тупоугольные. Проведем практическую работу:

измерьте с помощью транспортира углы треугольника и найдите их сумму. Запишите результаты измерений в таблицу (таблица заготовлена заранее на доске).

- Какие результаты у вас получились?

Проанализируйте результаты.


Измеряют углы, записывают результаты своих измерений в таблицу,













-179о, 180о, 182о. анализируют результаты измерений, делают первые предположения.

Приложение 2

Слайд №1

- Результаты измерений у нас получились разные. Поэтому давайте проведем еще один эксперимент, назовем его «Ножницы». Пронумеруйте углы треугольника. Составьте угол из углов треугольника, определите его вид и найдите его градусную меру. Для этого оторвите углы треугольника, сложите полученные углы так, чтобы их вершины совпали, т.е. находились в одной точке. Моделируйте!

Учитель в ходе выполнения задания помогает тем учащимся, у которых возникли трудности.

- Какой угол у вас получился?

- Чему равна его градусная мера?

Учащиеся выполняют задание, работая в парах моделируют, отвечают на вопрос учителя.













-Развернутый.

-180о.


- Какую закономерность вы заметили?

- Случайно ли сумма углов треугольника оказалась равной 180о или этим свойством обладает любой треугольник?

Высказывают мнение о том, что сумма углов треугольника равна 180о. Учащиеся понимают, что ответ они могут дать только наугад.


- Как мы назовем утверждение, которое сформулировали?

- А почему это утверждение мы назвали гипотезой?


- Как убедиться, что гипотеза стала истинной, т.е. что она справедлива для любого треугольника?

- Как называется утверждение, справедливость которого надо доказать?

Предполагаемые ответы: «гипотезой»,

«потому что мы практически это увидели, но не доказали»,

«ее надо доказать»,



«теоремой»


- Сформулируйте тему нашего урока и запишите ее в тетрадь.

- Какая цель стоит перед нами сегодня?

Предполагаемые ответы: «Сумма углов треугольника», цель: «доказать теорему о сумме углов треугольника и применять ее при решении задач»

Приложение 2

слайд №2

-Сформулируем теорему. Запишем, что дано и что требуется доказать, сделаем чертеж к теореме.

- Какие геометрические фигуры рассмотрены в данной теореме?

- Сколько углов? Перечислите их.

- Каким свойством обладают данные углы?

- Итак, что дано в теореме? Что требуется доказать?

Предлагает учащимся самостоятельно доказать теорему. В случае затруднения делает подсказку: «Через точку В проведите прямую, параллельную АС». Одного из учащихся просит устно доказать теорему у доски по готовому чертежу. Доказательство теоремы записывают в тетрадь.

-Разберем теорему с использованием данного рисунка и обозначений.

Формулируют теорему, записывают условие, делают чертеж, пытаются самостоятельно доказать теорему, в случае затруднений записывают доказательство, предложенное учителем

Первичное закрепление во внешней речи

Приложение 3

слайд №2, 3












Слайд №4

Предлагает учащимся выполнить устную работу по готовым чертежам.

-Закрепим наши знания.

Найдите неизвестные углы треугольника.

- Сколько углов надо знать, чтобы найти неизвестные углы треугольника?

-Следовательно, как решаются задачи, которые были в начале урока?

-Далее будем решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника.

- Решение данной задачи запишем в тетрадь. Сколько способов решения она имеет?







- Надо знать два угла.



Учащиеся устно решают задачи, проговаривая вслух свое решение





Один из учеников записывает на доске свое решение задачи.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Приложение 3, слайд №5, 6

- Молодцы! А теперь каждый из вас выполнит небольшую самостоятельную работу в тетрадях. Формулирует задание к самостоятельной работе:

- Найти неизвестные углы треугольника.

Учащиеся выполняют работу, самостоятельно проверяют свою работу

Включение нового знания в систему знаний и повторение Приложение 3, слайд №7

Предлагает решить задачу:

- Найдите сумму углов шестиугольника.

- Решите задачу из учебника №230 (для сильных учащихся, слабым предложить решить задачи из рабочей тетради №116, 117)

Решают задачу, оформляют ее решение в тетрадях

Итог урока. Рефлексия. Приложение 3

Слайд №8, 9

Задаёт домашнее задание учащимся, комментирует его: «п.30, 31, № 223аб, 228а и выбрать любую задачу из предложенных».

- С какой теоремой мы познакомились? Сформулируйте ее. - Существует ли треугольник, градусные меры которого равны 30, 45 и 70о. Почему?

-Кто-нибудь может нарисовать треугольник, у которого два прямых угла? А два тупых угла? Ответ обоснуйте.  В прямоугольном треугольнике могут быть прямой и тупой углы? Два острых угла?

-Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли ли мы цели урока?

-Вернемся к эпиграфу урока: «…было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике…»

-Согласны ли вы с этими словами? Почему?

Записывают домашнее задание, отвечают на поставленные вопросы.
















Предполагаемые ответы: «Да, достигли».


Делают предположения и формулируют еще раз теорему о свойстве углов треугольника

Просит оценить учащихся свою деятельность на уроке.

- Наступила весна, природа пробуждается ото сна, очень скоро мы будем отмечать Международный Женский день! Создадим первый весенний букет. У каждого из вас на столах лежат бумажные цветы, а у меня есть ваза для них. Возьмите клей: если вы все поняли, справились со всеми заданиями, то приклейте к стебельку красный цветок, если еще не все ясно и есть над чем работать, то желтый цветок, если же осталось очень много вопросов и загадок, то синий. Посмотрите, какой красивый у нас получился букет!

Выставление оценок за урок с мотивацией.

Выбирают цветок и приклеивают его к стеблю, нарисованному на ватмане


-Сегодняшний урок я хочу закончить словами С.Маршака:

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце добрым будет!















Ресурсное обеспечение

  1. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс.- 2-е изд., перераб. И доп. М.: ВАКО, 2009.- 304 с.- 9В помощь школьному учителю);

  2. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 384 с. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации);

  3. Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.].- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 255 с.;

  4. Сборник "Уроки геометрии с применением информационных технологий. 7-9 классы". Методическое пособие с электронным приложением/ Е.М. Савченко. – М.: Планета, 2011. – 256 с. – (Современная школа).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Сумма углов треугольника"

Автор: Царькова Татьяна Сергеевна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 119085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "конспект урока на тему "Сумма углов треугольника""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekturokanatiemusummaughlovtrieugholnika"
    ["file_id"] => string(6) "289747"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454856484"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Презентация и разработка урока геометрии "Сумма углов треугольника". 7 класс (системно-деятельностный подход) "
    ["seo_title"] => string(119) "priezientatsiia-i-razrabotka-uroka-ghieomietrii-summa-ughlov-trieughol-nika-7-klass-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod"
    ["file_id"] => string(6) "140635"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417974911"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "технологическая карта пары уроков по геометрии с указанием ЭОР и УУД по теме: Сумма углов треугольника "
    ["seo_title"] => string(116) "tiekhnologhichieskaia-karta-pary-urokov-po-ghieomietrii-s-ukazaniiem-eor-i-uud-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "176193"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424368568"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "технологическая карта пары уроков с указанием ЭОР и УУД по теме: Сумма углов треугольника "
    ["seo_title"] => string(100) "tiekhnologhichieskaia-karta-pary-urokov-s-ukazaniiem-eor-i-uud-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "176200"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424368980"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Презентация для урока геометрии в 7 классе по теме " Сумма углов треугольника" "
    ["seo_title"] => string(89) "priezientatsiia-dlia-uroka-ghieomietrii-v-7-klassie-po-tiemie-summa-ughlov-trieughol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "164564"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422647321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства