Урок относится к разделу «Соотношения между сторонами и углами треугольника», первый урок из данного раздела.Урок построен в деятельностном методе обучения и предполагает следующие этапы.
1.Организационный момент – 2 мин
2.Мотивация к учебной деятельности. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Для этого учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. –2 мин
Актуализация опорных знаний. Предполагается осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1. предлагается самостоятельно выполнить исследование и выдвинуть свою гипотезу. –7 мин
2.Проблемное изучение нового знания. Учащиеся определяют ключевое слово урока, цель урока, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. Учитель предлагает учащимся задание, подводящее их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог. –10 мин
3.Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают задания, объединенные общей темой («Сумма углов треугольника»), проговаривают решения вслух. Задания подаются с учетом нарастания трудностей. – 6 мин
4.Самостоятельная работа с самопроверкой. Здесь используется индивидуальнаяформа работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. – 7 мин
5.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Учитель предлагает учащимся задание, чтобы в ходе его выполнения ученики, пользуясь знаниями, приобретенными на уроке, создавали собственные способы его решения.– 8 мин
6.Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности. Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке – 3 мин
На данном уроке применяются следующие методы: наглядный, творческий.
Форма организации учебной деятельности рассчитана на фронтальную, парную, групповую и индивидуальную работу. Формы, методы урока соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся данного класса
Оборудование, используемое на уроке: презентации (приложения №1, №2, №3), доска, видеопроектор, компьютер, ватман, бумажные модели треугольников, транспортир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Сумма углов треугольника" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Костромы
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Конкурс
«Открытый урок-2012»
Номинация
Урок математики
Название работы
Урок геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника»
по учебнику Атанасяна и др. «Геометрия 7-9 классы» (М.: Просвещение, 2009)
Информация об авторе:
Ф.И.О. – Царькова Татьяна Сергеевна
Дата рождения - 05.11.1974
Место работы – СОШ № 8 города Костромы
Должность – учитель математики
Педагогический стаж – 15 лет
Квалификационная категория – первая
Контактный телефон 9-964-155-53-26
Контактный E-mail – carinda@mail.ru
С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлена и согласен.
26.01.12 Царькова Т.С.
Разрешаю размещение своей работы в сборнике методических разработок, издаваемом по инициативе МБУ ГЦОКО и на портале «Образование Костромской области».
26.01.12 Царькова Т.С.
Кострома - 2012
Пояснительная записка
Работа представлена по направлению «Урок математики» – урок геометрии в 7 классе по теме «Сумма углов треугольника».
В 7 классе вместо предмета «Математика» появляется два новых предмета «Алгебра» и «Геометрия». Наибольшую сложность вызывает изучение геометрии. Учащимся непонятны теоремы, логика их доказательств, выполнение чертежей и решение новых для них задач. Учитель в 7 классе начинает требовать от учащихся выучить теоремы. Но очень многим детям это не по силам и для них геометрия превращается в скучный и непонятный предмет. Применение на уроках презентаций, разработанных в среде PowerPoint, позволяет значительно сэкономить время на уроке, продемонстрировать учащимся аккуратные, четкие образцы оформления чертежей, повысить уровень наглядности в ходе обучения и, наконец, просто внести элементы занимательности, оживить учебный процесс, что способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках.
Данный урок был проведен в 7 Б классе, который состоит из 30 человек. В классе 17 девочек и 13 мальчиков, трое учеников выведены на индивидуальное обучение. В классе 15 неполных семей, из них 3 семьи, где школьника воспитывает один отец. Необходимо также отметить, что в классе есть один опекаемый ученик, а три семьи относятся к так называемым неблагополучным семьям. В классе царит дружественная атмосфера и благоприятный социально-психологический климат. Прежде всего это выражается в том, что учащиеся доброжелательны по отношению друг к другу. Если говорить о конфликтных ситуациях, то они возникают редко. Особое внимание можно уделить и активной внеурочной деятельности школьников. Ребята занимаются хореографией в школе, учатся в художественной школе, выступают на различного рода конкурсах, в том числе и общегородских. Дети самостоятельные и любознательные, особенно девочки, любят разрабатывать, организовывать и проводить различные мероприятия, как в классе, так и в школе. Класс 7 Б является общеобразовательным. В классе средний уровень развития. Но есть учащиеся с уровнем выше среднего, а есть и отстающие ученики, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что у отдельных ребят очень плохо развиты память и речь, им трудно повторить сказанное, грамотно аргументировать свой ответ и записать решение в тетрадь. Большинство учащихся могут работать только по образцу.
В работе используется Авторская программа Бурмистровой Т. А. для общеобразовательных учреждений, (М., «Просвещение», 2009) к учебнику Л. С. Атанасяна «Геометрия.7-9 классы» (Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 384 с. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации).
Урок относится к разделу «Соотношения между сторонами и углами треугольника», первый урок из данного раздела.
Согласно Федеральному компоненту и базисному учебному плану МОУ СОШ №8 города Костромы на изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Урок построен в деятельностном методе обучения и предполагает следующие этапы.
Организационный момент – 2 мин
Мотивация к учебной деятельности. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Для этого учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. –2 мин
Актуализация опорных знаний. Предполагается осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: предлагается самостоятельно выполнить исследование и выдвинуть свою гипотезу. –7 мин
Проблемное изучение нового знания. Учащиеся определяют ключевое слово урока, цель урока, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить. Учитель предлагает учащимся задание, подводящее их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения он подводит итог. –10 мин
Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают задания, объединенные общей темой («Сумма углов треугольника»), проговаривают решения вслух. Задания подаются с учетом нарастания трудностей. – 6 мин
Самостоятельная работа с самопроверкой. Здесь используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. – 7 мин
Включение нового знания в систему знаний и повторение. Учитель предлагает учащимся задание, чтобы в ходе его выполнения ученики, пользуясь знаниями, приобретенными на уроке, создавали собственные способы его решения.– 8 мин
Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности. Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке – 3 мин
На данном уроке применяются следующие методы: наглядный, творческий.
Форма организации учебной деятельности рассчитана на фронтальную, парную, групповую и индивидуальную работу. Формы, методы урока соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся данного класса
Оборудование, используемое на уроке: презентации (приложения №1, №2, №3), доска, видеопроектор, компьютер, ватман, бумажные модели треугольников, транспортир.
Анализ работы учащихся на уроке. Весь урок прошел в дружеской рабочей атмосфере. Учащиеся на уроке были активны, самостоятельно выдвигали гипотезы, предлагали эффективные способы решения проблемы, опираясь на свои исследования, отстаивали свое мнение, проявили уважение к чужому мнению, решали задачи.
Урок построен в технологии деятельностного метода.
Результат урока: цели урока были достигнуты.
Конспект урока по геометрии по теме «Сумма углов треугольника» в 7 классе
Цель урока: открыть и доказать теорему о свойстве углов треугольника
Задачи:
образовательные:
доказать теорему о сумме углов треугольника;
формировать умения увидеть проблему и пути её решения;
вырабатывать навыки самостоятельного применения знаний;
развивающие:
развивать интерес и уважение к предмету;
развивать аккуратность математических записей;
развивать мышление и грамотную математическую речь учащихся;
способствовать развитию творческой деятельности учащихся;
воспитательные:
воспитывать самостоятельность и трудолюбие учащихся;
воспитывать ответственность за коллективное решение.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Этапы урока:
1. Организационный момент – 2 мин
Мотивация к учебной деятельности –2 мин
Актуализация опорных знаний –7 мин
Проблемное изучение нового знания – 10 мин
Первичное закрепление во внешней речи – 6 мин
Самостоятельная работа с самопроверкой –7 мин
Включение нового знания в систему знаний и повторение –8 мин
Итоги урока. Рефлексия учебной деятельности. Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке – 3 мин
Ход урока
Этап урока,
№ слайда
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приложение 1
Слайд 1
-Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня мы еще раз пройдем с вами путь исследования, познания истины. Пусть мы не откроем ничего нового в геометрии, но каждый из вас наблюдая, предполагая, доказывая, откроет что-то новое для себя. Научится видеть, выдвигать гипотезу, подтверждать или опровергать свои предположения. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю взять слова советского математика Вениамина Федоровича Кагана: «…было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике…»
Учащиеся приветствуют учителя стоя, садятся за свои рабочие места, психологически готовятся к уроку, слушают.
Актуализация опорных знаний
Приложение 1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Предлагает ответить на вопросы:
-Дайте определение параллельных прямых.
-Сформулируйте аксиому параллельных прямых.
- Сформулируйте свойства углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей.
- Укажите пару накрест лежащих углов.
- Определите, какие стороны у четырехугольника параллельны. Ответ обоснуйте.
- Найдите углы треугольника АВС, если mАС.
- Найдите угол В треугольника АВС, если А=60о, С=70о.
- Найдите угол, под которым пересекутся прямые a и b.
Отвечают на поставленные вопросы, предлагают свои пути решения возникшей проблемы
Проблемное изучение нового знания
-Как вы видите, наших знаний не достаточно для решения двух последних задач. Поэтому давайте проведем наблюдения. На столах у вас модели треугольников, которые вы принесли из дома: первый ряд – остроугольные, второй ряд – прямоугольные, третий ряд – тупоугольные. Проведем практическую работу:
измерьте с помощью транспортира углы треугольника и найдите их сумму. Запишите результаты измерений в таблицу (таблица заготовлена заранее на доске).
- Какие результаты у вас получились?
Проанализируйте результаты.
Измеряют углы, записывают результаты своих измерений в таблицу,
-179о, 180о, 182о. анализируют результаты измерений, делают первые предположения.
Приложение 2
Слайд №1
- Результаты измерений у нас получились разные. Поэтому давайте проведем еще один эксперимент, назовем его «Ножницы». Пронумеруйте углы треугольника. Составьте угол из углов треугольника, определите его вид и найдите его градусную меру. Для этого оторвите углы треугольника, сложите полученные углы так, чтобы их вершины совпали, т.е. находились в одной точке. Моделируйте!
Учитель в ходе выполнения задания помогает тем учащимся, у которых возникли трудности.
- Какой угол у вас получился?
- Чему равна его градусная мера?
Учащиеся выполняют задание, работая в парах моделируют, отвечают на вопрос учителя.
-Развернутый.
-180о.
- Какую закономерность вы заметили?
- Случайно ли сумма углов треугольника оказалась равной 180о или этим свойством обладает любой треугольник?
Высказывают мнение о том, что сумма углов треугольника равна 180о. Учащиеся понимают, что ответ они могут дать только наугад.
- Как мы назовем утверждение, которое сформулировали?
- А почему это утверждение мы назвали гипотезой?
- Как убедиться, что гипотеза стала истинной, т.е. что она справедлива для любого треугольника?
- Как называется утверждение, справедливость которого надо доказать?
Предполагаемые ответы: «гипотезой»,
«потому что мы практически это увидели, но не доказали»,
«ее надо доказать»,
«теоремой»
- Сформулируйте тему нашего урока и запишите ее в тетрадь.
- Какая цель стоит перед нами сегодня?
Предполагаемые ответы: «Сумма углов треугольника», цель: «доказать теорему о сумме углов треугольника и применять ее при решении задач»
Приложение 2
слайд №2
-Сформулируем теорему. Запишем, что дано и что требуется доказать, сделаем чертеж к теореме.
- Какие геометрические фигуры рассмотрены в данной теореме?
- Сколько углов? Перечислите их.
- Каким свойством обладают данные углы?
- Итак, что дано в теореме? Что требуется доказать?
Предлагает учащимся самостоятельно доказать теорему. В случае затруднения делает подсказку: «Через точку В проведите прямую, параллельную АС». Одного из учащихся просит устно доказать теорему у доски по готовому чертежу. Доказательство теоремы записывают в тетрадь.
-Разберем теорему с использованием данного рисунка и обозначений.
Формулируют теорему, записывают условие, делают чертеж, пытаются самостоятельно доказать теорему, в случае затруднений записывают доказательство, предложенное учителем
Первичное закрепление во внешней речи
Приложение 3
слайд №2, 3
Слайд №4
Предлагает учащимся выполнить устную работу по готовым чертежам.
-Закрепим наши знания.
Найдите неизвестные углы треугольника.
- Сколько углов надо знать, чтобы найти неизвестные углы треугольника?
-Следовательно, как решаются задачи, которые были в начале урока?
-Далее будем решать задачи на применение теоремы о сумме углов треугольника.
- Решение данной задачи запишем в тетрадь. Сколько способов решения она имеет?
- Надо знать два угла.
Учащиеся устно решают задачи, проговаривая вслух свое решение
Один из учеников записывает на доске свое решение задачи.
Самостоятельная работа с самопроверкой
Приложение 3, слайд №5, 6
- Молодцы! А теперь каждый из вас выполнит небольшую самостоятельную работу в тетрадях. Формулирует задание к самостоятельной работе:
- Найти неизвестные углы треугольника.
Учащиеся выполняют работу, самостоятельно проверяют свою работу
Включение нового знания в систему знаний и повторение Приложение 3, слайд №7
Предлагает решить задачу:
- Найдите сумму углов шестиугольника.
- Решите задачу из учебника №230 (для сильных учащихся, слабым предложить решить задачи из рабочей тетради №116, 117)
Решают задачу, оформляют ее решение в тетрадях
Итог урока. Рефлексия. Приложение 3
Слайд №8, 9
Задаёт домашнее задание учащимся, комментирует его: «п.30, 31, № 223аб, 228а и выбрать любую задачу из предложенных».
- С какой теоремой мы познакомились? Сформулируйте ее. - Существует ли треугольник, градусные меры которого равны 30, 45 и 70о. Почему?
-Кто-нибудь может нарисовать треугольник, у которого два прямых угла? А два тупых угла? Ответ обоснуйте. В прямоугольном треугольнике могут быть прямой и тупой углы? Два острых угла?
-Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли ли мы цели урока?
-Вернемся к эпиграфу урока: «…было бы легче остановить Солнце, легче было сдвинуть Землю, чем уменьшить сумму углов в треугольнике…»
-Согласны ли вы с этими словами? Почему?
Записывают домашнее задание, отвечают на поставленные вопросы.
Предполагаемые ответы: «Да, достигли».
Делают предположения и формулируют еще раз теорему о свойстве углов треугольника
Просит оценить учащихся свою деятельность на уроке.
- Наступила весна, природа пробуждается ото сна, очень скоро мы будем отмечать Международный Женский день! Создадим первый весенний букет. У каждого из вас на столах лежат бумажные цветы, а у меня есть ваза для них. Возьмите клей: если вы все поняли, справились со всеми заданиями, то приклейте к стебельку красный цветок, если еще не все ясно и есть над чем работать, то желтый цветок, если же осталось очень много вопросов и загадок, то синий. Посмотрите, какой красивый у нас получился букет!
Выставление оценок за урок с мотивацией.
Выбирают цветок и приклеивают его к стеблю, нарисованному на ватмане
-Сегодняшний урок я хочу закончить словами С.Маршака:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце добрым будет!
Ресурсное обеспечение
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 7 класс.- 2-е изд., перераб. И доп. М.: ВАКО, 2009.- 304 с.- 9В помощь школьному учителю);
Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. – 19-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 384 с. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации);
Изучение геометрии в 7-9 классах. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.].- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 255 с.;
Сборник "Уроки геометрии с применением информационных технологий. 7-9 классы". Методическое пособие с электронным приложением/ Е.М. Савченко. – М.: Планета, 2011. – 256 с. – (Современная школа).