Тема: Решение практико-ориентированных задач.
Цели урока:
предметная:
- введение учащихся в культуру работы с задачами с помощью метапредмета «Задача».
методологическая:
- развитие логического мышления учащихся путем установления причинно- следственных связей между понятием о модели и моделировании задачи, понятием об обобщенном способе: развитие интереса к предмету через способы самоорганизации и организации групп для решения задач.
метапредметная:
- формирование умений по решению задач на разном учебном материале с помощью метапредмета «Задача»;
- умение решать задачи на выработку моделей и способов их употребления на уроках математики из других учебных предметов; введение в культуру работы с задачами,
умение работать с дополнительной литературой и интернет ресурсами.
Задачи урока:
- основная задача метапредмета «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
образовательные:
- обобщение знаний и способов решения задач;
- формирование у учащихся умений в применении полученных знаний в других предметных областях.
развивающие:
- развить познавательный интерес, творческие способности учащихся,
- умение сравнивать, обобщать, правильно формулировать и излагать мысли;
развить навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.
воспитательные:
- воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе, взаимопомощи;
- воспитание качеств характера таких как, настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях:
- воспитание целостной личности, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.
Оборудование к уроку: 1. интерактивная доска.
2. ноутбук.
3.презентации учителя, дидактический материал по теме.(задачи из разных предметных областей)
Методы обучения: беседа, проблемный метод, практические методы, методы развивающего обучения..
Технологии: Развивающее обучение, метапредметная технология
Структура урока:
Существует мнение, что большинство жизненных задач решаются математически. Согласны ли вы с ним? (учащиеся высказывают свое мнение)
Как вы себе представляете, что такое задача? (Если посмотреть любую задачу, то она представляет собой вопрос, на который нужно найти ответ, опираясь на условие).
Что значит решить задачу? (Решить задачу – это значит найти решение или доказать, что задача не имеет решения).
Существуют способы решения задач? (арифметические, с помощью уравнения, таблицы).
Давайте посмотрим на задачи, которые я приготовила к сегодняшнему уроку.
В чем эти задачи отличаются и что между ними общего? В чем их сходство и различие? (Различие – они из разных областей, сходство – одинаковые приемы решения, прикладные).
Давайте выделим предметы (области знаний) к которым относятся данные задачи:
Появляется предметная область география (задача № 2,3).
К какой предметной области вы бы отнесли задачу №1. (биология)
Следующая предметная область химия (задача №4)
Следующая предметная область физика (задачи нет)
Сформулируйте тему нашего урока. (Решение задач из разных предметных областей). «Решение практико-ориентированных задач».
Для того чтобы решить задачи нам потребуются знания? (умение выполнять действия с положительными и отрицательными числами).
Давайте их повторим.
Багаж знаний у нас есть, и мы можем приступить к решению задач.
С какой задачи начнем, какая из них вызвала у вас наибольший интерес?
Практико-ориентированные задачи:
Зима суровое время для птиц и лишь некоторые птицы не только остаются у нас на всю зиму, но и выводят потомство, несмотря на лютые морозы, к таким птицам относится и клест.
Птица клест-еловик несет яйца и высиживает птенцов зимой, в кладке в среднем бывает по 4 яйца. При температуре воздуха -350С в гнезде зимородка температура не ниже 140С. На сколько, температура в гнезде отличается от температуры воздуха. (14-(-35) = 14+35=49). Решаем задачу самостоятельно под пение птицы. С проверкой у доски, если возникнуть затруднения.
Будет ли лежать снег на вершине горы Эльбрус, если температура у подножия горы 260С, на каждый 1 км температура понижается на 60С. Задача с недостаточным условием, для решения задачи необходимо знать высоту горы Эльбрус (5642 м). (5,642 км * 6 = 33,852 ≈ 340, 26 – 34 = -80С. Ответ на вершине горы будет лежать снег). Решение самостоятельное с последующей проверкой.
В таблице представлена температура воздуха в г. Краснокамск с 16 марта по 25 марта 2015 года.
16.03.15 | 17.03.15 | 18.03.15 | 19.03.15 | 20.03.15 | 21.03.15 | 22.03.15 | 23.03.15 | 24.03.15 | 25.03.15 |
-10 | -4 | +2 | +5 | +7 | +3 | -2 | -6 | -5 | -3 |
Какова среднесуточная температура воздуха в эти дни. Какой еще вопрос можно поставить к условию этой задачи. (Определить разницу между наибольшей и наименьшей температурой). Как называется эта разница – амплитуда. (-10 + (-4) +2 + 5 + 7 + 3 + (-2) + -6) + (-5) + (-3) = -10 -4 -2 -6 -5 -3 + 2 + 5 + 7 + 3 = -30 + 17 = -13. -13 : 10 = -1,2 ≈ -1
Решаем задачу с доской!
Способы сложения чисел! Свойства сложения тема следующего урока.
Скипидар замерзает при температуре -100С, что составляет температуры, при которой замерзает азот, а кислород замерзает при температуре на 8,60 ниже, чем азот. Определите температуру замерзания азота. (-10 := -10*21= -210, -210–8,6 = -218,60С)
Одна предметная область у меня осталась не закрытой. Как вы думайте, что там?
Ответ (ЖИЗНЬ). Это огромная предметная область, в которой нас ждут как простые, так и сложные задачи, но запомните, для решения любой задачи вам потребуются знания, полученные в школе!
Рефлексия.
Сегодня на уроке я узнал для себя | |
Было очень полезно | |
Какое открытие я сделал для себя | |
Мое мнение по уроку | |
Домашнее задание: придумать две задачи на различные предметные области, красиво оформить на отдельном листе с решением.