воспитание познавательного интереса к предмету; воспитывать культуру труда, математической речи,
активность, самостоятельность, культуру общения.
коррекционное развитие внимания, памяти, мышления.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие учеников.
Проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
2. Мотивация урока.
Едва ли не самым тёмным для учащихся местом в математике является учение о действиях с отрицательными числами. И это не потому, что устанавливаемые правила действий сложны. Напротив, они очень просты. Но тёмными остаются два вопроса: 1) Зачем вводятся отрицательные числа? 2) Почему над ними совершаются действия по таким-то правилам, а не по иным? В частности, очень плохо понимается, почему при умножении и делении отрицательного числа на отрицательное результат есть положительное число.
Все эти вопросы возникают потому, что с отрицательными числами учащихся обычно знакомят до того, как они начали решать уравнения, и больше не возвращаются к правилам действий с отрицательными числами. Между тем лишь в связи с решением уравнений выясняется ответ на оба поставленных выше вопроса. Исторически отрицательные числа возникли именно в этой связи. Не будь уравнений, не было бы нужды и в отрицательных числах.
Итак, на два выше поставленных вопроса нужно ответить следующим образом: 1) отрицательные числа вводятся затем, чтобы устранить ряд трудностей, возникших прежде всего при решении уравнений; 2) правила действий над ними вытекают из необходимости согласовать результаты, полученные с помощью отрицательных чисел, с теми результатами, которые могли бы быть получены и без них.
3. Актуализация опорных знаний.
Устный счет
Записать только ответы:
1) -12-18
2) -20+10
3) Найти модуль -6
4) (-2)
5) 5 · (- 10)
7) 5,2:1,3
8) - (а+в)
9) – (-а-в)
10) : 2
11) Заполнить схему (-)(-)=
(-)(+)=
(-)(-)=
12)Какие примеры мы пока еще не сможем решить? (на деление)
Дети поочерёдно выполняют устные примеры с рациональными числами:
4. Изучение нового материала
1.Деление чисел с разными знаками, объясняю: (-12) · 3= - 36, - 36 : 3 = - 12
-12 : (- 4)= 3
Если делимое и делитель имеют разные знаки, то частное есть число отрицательное.
( - ) : ( + ) = ( - )
( + ) : ( - ) = ( - )
Образец записи: -4,5:(-1,5)= 3, так как 3 · (- 1,5)= - 4,5
-2/3:(-4/5)= 5/6, так как 5/6 · (- 4/5)= - 2/3
2. Чтобы разделить числа с разными знаками, надо:
Модуль делимого разделить на модуль делителя;
Перед полученным частным поставить знак « - »
-24:3=
Образец записи показывают дети: -2/3:3/4=
-13/5:11/3=
3) 0:(-6)=?
-7:0=? Вывод.
4)Заполнить схему: (-) : (-) =
(+) : (-) =
(-) : (+) =
Чтобы разделить отрицательное число на отрицательное, надо разделить модуль делимого на модуль делителя.
При делении чисел с разными знаками, надо:
1) разделить модуль делимого на модуль делителя;
2) поставить перед полученным числом знак −.
Делить на нуль нельзя!
5. Физкультминутка.
Минутка отдыха. Гимнастика для глаз
Вертикальные движения глаз вверх-вниз.
Горизонтальное вправо-влево.
Вращение глазами по часовой стрелке и против.
Закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчётливее.
Глазами «нарисовать» кривую, изображённую на доске несколько раз, сначала в одном, а затем в другом направлении.