1. | Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) | Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Цель этапа: настроить учащихся на учебную деятельность. Учитель:( слайд 1) - Сегодня вы сделаете очередной шаг по дороге знаний, и я с радостью помогу вам в этом. В притче о Шартском соборе путник спросил трех ее строителей, кативших по дороге тачки с камнями, что они делают? Первый ответил: «Везу тачку, пропади она пропадом» . Второй сказал: «Зарабатываю себе на хлеб. Семья». А третий ответил: «Я созидаю Шартский собор». Вот и мы с вами сегодня на уроке будем творить и созидать! А значит, размышлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выдвигать новые идеи, делать открытия! Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли». В листах индивидуальных достижений, которые лежат перед вами на столе, вы будете фиксировать свои успехи. В конце урока вам предстоит выполнить самооценку работы на уроке. Оценочный лист Фамилия, Имя___________________________________________________ Разминка | Исследование | Устная работа | Погода | Сам.работа | Всего баллов | Оценка | | | | | | | |
Задачи: - эмоционально настроить учащихся на учебную деятельность; - подготовить учащихся к восприятию нового материала.
Для мотивации учащихся на начальном этапе урока я применяю активные методы и приемы обучения. Для этого я использую метод использования исторического материала в преподавании урока и беседу. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса; описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
| Цель этапа: проверка знаний учащихся, выявление пробелов в знаниях учащихся. Задачи: - активизация мыслительной деятельности учащихся для успешного усвоения нового материала. - помощь в ликвидации обнаруженных недочетов в знаниях учащихся. Учитель: -Открыли тетради, записали число, классная работа. -Проверим, готовы ли вы к созиданию. Разминка.(на экране числа).(слайд 2) 25; -11; 0; 7,5; -8; -23; 609; 8; -5; -0,5; 12. Из данных чисел выберите: а)отрицательные числа; б)числа больше нуля; в)числа, модули которых больше 10; г)отрицательные числа, модули которых меньше 9; д)противоположные числа . Проверьте вашу работу. Если в строке верны все числа, то ставьте напротив строки «+», подсчитайте количество «+» («+» - 1 балл) и результат запишите в оценочный лист . -Ребята ,какими понятиями вы пользовались? (спросить ,что называется модулем числа ,как сравнить отрицательные числа ,положительные числа и нуль ,какие числа называются противоположными). -Поднимите руки те ,у кого нет ни одной ошибки . Молодцы. Те ,кто допустил одну ,две или три ошибки . Разобрались ли вы ? Замечательно. (слайд3) -А теперь, ВНИМАНИЕ! В каждой из предложенных таблиц зачеркните все пары чисел, модули которых равны. Затем-буквы им соответствующие. Оставшиеся буквы позволят вам узнать, как раньше называли положительные и отрицательные числа. 8 | 12 | -1,5 | -0,12 | 7,8 | -12 | 0 | 1,5 | -7,8 | -5 | д | а | м | о | р | и | л | п | е | г |
-8 | 18 | 100 | 0 | -0,1 | 9,8 | -18 | 1 | 2,3 | 0,1 | -3,2 | -5 | 0,2 | и | к | м | у | р | щ | о | е | с | ь | т | в | о | - В конце урока мы с вами узнаем ,кто и когда так их называл. В оценочную таблицу 1 балл за каждую верную таблицу. Методы: наглядный, репродуктивный , самоанализ. Деятельность учащихся: выполнение задания и выставление баллов в оценочный лист. |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу; описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала; | Цель этапа: сформулировать с помощью учащихся правило сложения положительных и отрицательных чисел; прививать умение сотрудничества, учить анализировать, сравнивать, размышлять. Задачи: - формировать умения и навыки сложения чисел с разными знаками без координатной прямой; развивать у учащихся математическое мышление и умение воспроизводить мысли устной и письменной речи. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: на основе навыка сложения чисел с помощью координатной прямой вывести правило сложения чисел с разными знаками. Метод мотивации: пробуждение интереса через постановку проблемного вопроса, выполнение практического задания. Методы оценивания: похвала, самооценка. Формы и методы: учебный диалог, работа в группах, формулировка выводов, практическая работа, частично-поисковый. Учитель: (слайд 4).Разделите следующие примеры на 2 группы: -4+5. 7+(-8). -6+3. 4+(-2) -10+6. -6+10. 5+(-8). 8+(-5) По какому признаку вы это сделали? ответ: -4+5 7+(-8) (Если учащиеся затрудняются ответить, -6+10 -6+3 то задать наводящий вопрос: сравните 4+(-2) -10+6 модули слагаемых.) 8+(-5) 5+(-8) каким общим свойством обладают все эти примеры? (сумма чисел с разными знаками) Учитель: -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Учащиеся: -Складывать числа с разными знаками. Учитель: -Какова цель нашего урока? Учащиеся: -Научиться складывать положительные и отрицательные числа, сформулировать правило. Учитель: -Запишите тему урока : сложение чисел с разными знаками. -Каким образом мы с вами умеем находить сумму чисел? Учащиеся: -С помощью координатной прямой. работа в группах (найти сумму данных чисел с помощью координатной прямой и заполнить таблицу) (таблицы заполнять в 2-х экземплярах и обменяться; у каждой группы 2 таблицы) 1 группа (сумма- положительное число) карточка желтого цвета а | b | | | | или | a+b | -4 4 -6 8 | 5 -2 10 -5 | | | | | |
2 группа (сумма - отрицательное число) карточка зеленого цвета a | b | | | | или | a+b | 7 -6 -10 5 | -8 3 6 8 | | | | | |
Учитель: -Поделитесь своими наблюдениями друг с другом. Сравните эти таблицы. Что в них общего? В чем разница? Учащиеся: -В одной таблице в результате сложения в итоговом столбце получились положительные числа, в другой- отрицательные. Учитель: -Посмотрите внимательно: чем вы можете это объяснить? Учащиеся: -Сравнить модули. Учитель: -Сможете ли вы найти сумму -1000+800, 500-200 с помощью вашей координатной прямой? Учащиеся: - Нет, на нашей координатной прямой нельзя отметить точки с координатами -1000, 800, 500. 200. Учитель: -Поэтому давайте попробуем сформулировать правило сложения чисел с разными знаками. слайд 5.( Дети вставляют нужные слова). Правило сложения чисел с разными знаками: чтобы сложить два числа … … надо: 1.из большего модуля … …; 2.поставить перед полученным числом знак … …, модуль которого больше . Учитель: -Ребята, откройте учебник на странице 180 и прочтите правило сложения чисел с разными знаками. -Давайте сравним результаты сложения двух отрицательных чисел и чисел с разными знаками.Учащиеся -В первом случае получается отрицательное число, во втором - положительное или отрицательное. Учитель: -Ребята, вернитесь к оценочным таблицам: за каждую верную строку поставьте 1 балл. Учитель:слайд 6 -Попробуем с вами применить сформулированное правило для сложения без координатной прямой. Учащиеся по очереди вычисляют и объясняют. Вычислите устно: 6+(-7) -8+11 -5+14 17+(-9) -1+8 -22+22 -20+13 8+(-13) -7+7 -7+9 9+(-14) -20+4 Учитель: -Молодцы, ребята! Умение подмечать закономерности, обобщать их, способность самостоятельно приобретать новые знания помогут вам стать в жизни личностью, востребованной в современном информационном обществе. Кто отвечал правильно, в оценочную таблицу поставьте 1 балл. Физ.минутка(выполняют стоя) .Учитель: -Человек обладает положительными и отрицательными качествами. Распределите эти качества на координатной прямой(«+» качества – справа от начала отсчета, «-» качества – слева от начала отсчета). Если качества отрицательные - хлопает один раз, если положительные - два раза . Будьте внимательны! Доброта, злость, жадность, взаимовыручка, взаимопонимание, грубость и, конечно же, сила воли и стремление к победе, которые вам сейчас потребуются, т.к. впереди у вас самостоятельная работа. Цель: снять напряжение, дать детям небольшой отдых, что ведет к улучшению усвоения материала. |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. | Цели: создать условия для отработки навыков сложения чисел с разными знаками, применяя правило; проверить степень усвоения знаний, полученных на уроке; воспитывать способность к саморегуляции. Цели, которые должны быть достигнуты учащимися: уметь применять правило сложения чисел с разными знаками при вычислениях; уметь определять знак суммы; уметь соотносить теоретические положения с практическими задачами. Формы и методы работы: самостоятельная работа, репродуктивный метод, самооценка, взаимопроверка. Метод мотивации: создание ситуации успеха , метод использования исторического материала. Учитель: -Прослушав прогноз погоды на завтра, запишите примеры на сложение двух чисел:
-К нам западной части страны движется теплый циклон и он принесет нам потепление. Сегодня днем в г.Волгограде температура воздуха -6 С, а завтра ожидается потепление на 3 С, и температура воздуха днем будет…. -6+3=-3 -В Магадане сегодня было -12 С, а завтра будет холоднее на 10 С, и температура воздуха составит…. -12+(-10)=-22 -В юго-западной же части нашей страны наступила уже настоящая весна. Сюда с юга устремились теплые воздушные массы. Они принесут хорошую, солнечную погоду и, конечно же, тепло. Ночью в Ростове-на-Дону, Астрахани будет -3 С, а днем потеплеет на10 С, и воздух прогреется до … -3+10=7 -В столице нашей страны, городе Москве, пасмурно, но достаточно тепло. Ночью будет -5 С, а к полудню потеплеет на 8 С и, температура воздуха составит … -5+8=3 Слайд 11. Проверяем, какие примеры вы написали. Обменяйтесь тетрадями! За каждый правильный пример 1 балл. Выставите свой результат в оценочный лист. Учитель: -Перед вами тест. В нем зашифровано имя математика Древней Индии, который ввел в обиход отрицательные числа. Кто этот математик? Ответить на этот вопрос вы можете, решив примеры. На карточках записаны примеры с вариантами ответов. Обведите кружочком правильный ответ к каждому заданию .
Учащиеся выполняют тест.
Вариант – 1 вариант – 2 1. -10+7 1. -12+8 а)17 б)-3 в)3 г)-4 д)20 е)4 2. -0,38+(-0,74) 2. -0,27+(-0,94) р)-1,12 к)-0,36 п)1,12 е)1,21 ю)-0,67 у)-1,21 3. -2,5+ 3.- +3,5 а)0 б)5 в)-0,3 т)2,6 п)0 н)0,3 4. -4,6+6,3 4. -5,7+8,3 н)10,9 х)1,7 ф)-1,7 т)2,6 п)14 н)-2,6 5. 3,8+(-5,2) 5. 4,6+(-7,3) о)1,4 н)9 м)-1,4 а) -2,7 б)11,9 в)2,7 6. 1+(-0,32) 6. 1+(-0,93) а)0,68 у)-0,68 ю)1,32 а)1,93 б)-0,07 в)0,07 (кто выполнил раньше, тот делает в учебнике №1067). БРАХМАГУПТА 7. Выписать последовательно буквы 1 и 2 вариантов. Последнее задание 2 варианта- число, умноженное на 100. За каждый верный ответ 1 балл. Занесите в оценочный лист.
Историческая справка . слайд 12. Складывать и вычитать отрицательные числа научились древнекитайские ученые еще до нашей эры. Индийские математики представляли положительные числа как «имущество», а отрицательные числа как «долги». А Брахмагупта - известный индийский математик, который жил в 7 веке, сформулировал правило сложения: «сумма двух имуществ есть имущество», «сумма двух долгов есть долг», «сумма имущества и долга равна их разности».
Подведение итогов урока. слайд 13. Учитель: -Чтобы подкорректировать наши знания по этой теме, еще раз рассмотрим применение правила сложения чисел с разными знаками. Не выполняя вычислений, назовите какое действие («+» или «-») выбудете выполнять и какой знак будет в ответе: а) -742+92 б) 6,1+(-5,637) в) -4,55+45,5 г) -1+ д) -1 + е) Учащиеся объясняют каждый пример. Учитель: -Итак, какую тему мы изучали сегодня на уроке? -Что надо сделать, чтобы сложить два числа с разными знаками? слайд 14. Итак. Считаем сумму баллов, выставляем оценки. «5» - 18 б. – 22б. «4» - 13б. – 17б. «3» - 9б. – 12б.
В журнале я выставлю оценки по вашему желанию , т.к. это был новый материал . |
5. | Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Цель: самостоятельное применение знаний, закрепление, совершенствование умений и навыков, расширение кругозора. Задачи: 1.Прочитать п. 33, выучить правило; 2. №1081(1 столбик), №1085; 3. Найти информацию, откуда появились знаки «+» и «-». Рефлексия . Сегодня вы работали очень хорошо. А как каждый из вас оценивает свою активность и работу на уроке, мы сейчас узнаем. На доске солнце и смайлики. Кто доволен своей работой на уроке, выберите смайлик с хорошим настроением. А если вы были не совсем активны, то прикрепите смайлик с грустным настроением (все смайлики нужно прикрепить к лучикам солнца) .(Используется магнитная доска). Спасибо за урок. Успехов вам в изучении математики. Урок закончен. |