kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Нахождение корней квадратного уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является формирование умений и навыков нахождения корней квадратного уровнения. Повторяются понятия полного квадратного уровнения, приведенного квадратного уровнения, неполных квадратных уравнений, ормулы корней полного квадратного уравнения, дискриминанта, теорема Виета. Во время устной работы выполнялись простые и сложные задания на нахождение корней квадратных уравнений. Использовалась дифференцированная работа по карточкам. использовались задания на нахождение ошибок, допущенных в уравнениях. была проведена самостоятельная работа по вариантам.Предусмотрены задания повышенной сложности, средней сложности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Нахождение корней квадратного уравнения" »

Нахождение корней квадратного уравнения

Предварительная подготовка к уроку, учащиеся должны знать следующие темы: «Квадратное уравнение и его корни», «Неполные квадратные уравнения», «Метод выделения -полного квадрата», «Ре­шение квадратных уравнений», «Приведенное квадратное уравне­ние. Теорема Виета», уметь решать квадратные уравнения

Цели урока: 1) образовательная: формирование умения система­тизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно вла­деть ими; 2) воспитательная; формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; 3) развивающая: развитие внимания, памяти, по­знавательного интереса к предмету, умения рассуждать и аргумен­тировать свои действия.

Оборудование: написанные на доске примеры для устной (для второго блока устной работы нарисована ромашка) и самостоя­тельной работы, таблица со значениями коэффициентов, карточки с дифференцированными заданиями, записка для самостоятельного задания (прикреплена на третьем ряду на четверток парте) и сюрприз (см. задание), учебники.

Тип урока: урок-смотр знаний.

Ход урока

  1. Устная работа

]. (На доске написано несколько простых и сложных для решения квадратных уравнений. Простыми должны быть такие, которые уче­ники смогли бы решить во время устной работы.)

  • Какие из приведенных ниже квадратных уравнений можно ре­шить сейчас? (Все, кроме последнего примера. )

  1. х2 -25 = 0;

  2. 2 - = 0;

  3. 2 + 16 = 0;

  4. (2х + 3)2 + 7 = 0.

  • Что объединяет те квадратные уравнения, которые можно ре­шить прямо сейчас? (Они являются неполными квадратными урав­нениями.)

Давайте решим такие уравнения.

(Ученики решают уравнения. Они не поясняют ход своего реше­ния. Просто дают готовый ответ.)

Ответы: 1) х1,2 = ±5; 2) х1 = 0, х2 = 1; 3) корней нет.

  1. Фронтальный опрос.

  • Сформулируйте определение квадратного уравнения. (Квадрат­ным уравнением называется уравнение вида ах2 + + с = 0, где а, b, с - заданные числа, а , х— неизвестное. )

-Назовите формулы неполных квадратных уравнений. Почему они называются неполными квадратными уравнениями? (Формулы неполных квадратных уравнений: ах2 =0, ах2 + с=0 0), ах2 +b х =О (0).Квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0 называ­ется неполным, если хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю.)

  • Как взаимосвязаны дискриминант и корни квадратного уравне­ния? Чему равны корни квадратного уравнения? (При вычислении корней квадратного уравнения необходимо знание дискриминанта:

X1,2 =



  • Какое уравнение называется приведенным квадратным уравне­нием? (Квадратное уравнение вида x2+ рх + q = 0 называется при­веденным. В этом уравнении первый коэффициент равен 1. )

3. Один ученик, решая квадратное уравнение х2 + 10х - 24 = 0, до­пустил ряд неточностей. Если вы найдете их, то мы сможем испра­вить допущенные ошибки.

Х2 + 10х-24 = 0;

D=b2-4ac=100-96=4

X1,2 =

X1=-8, X2=-6

Решение:

Первая ошибка допущена при вычислении дискриминанта: Db2 -4aс= 100 + 96= 196.

Соответственно: X1,2 =

X1=2, X2=-12

Вторая ошибка допущена при вычислении первого корня уравне­ния. При D = 4 Х1 = -4.

  • Каким еще способом можно решить данное уравнение? (Через коэффициент k.)

Давайте решим уравнение этим способом.

х2+10x-24 = 0;

D1 = k2-aс = 25 + 24 = 49;

X1,2 =

X1=2, x2=-12

Ответ: X1=2, x2=-12

  1. Выполнение заданий

  1. (Работа ведется по карточкам с дифференцированными заданиями.) Найдите ошибку и дайте правильный ответ.

Упрощенные задания

  1. 2 = а (4а = 1).

Решение: 2 = а: 4а =1; а =



Ответ, данный в задании, верный.

Ответ: а =

  1. 2 = 0 (х = 5).

Решение:2 = 0; х2= 0; х = 0.

Ответ, данный в задании, неверный.

Ответ: х = 0.

Задания для среднего уровня

  1. х2-1=0; (х=1);

Решение: х2-1=0; х2=1; х1,2=

Ответ, данный в задании, не совсем верный.

Ответ: х1,2=



  1. х2 - Зх- + 25 = -Зх (х = 5).

Решение: х2 3х+ 25 = -Зх; х2 -3х + 25 = -3х; х2 = -25.

Так как -25

Ответ, данный в задании, неверный.

Ответ: корней нет.

Задания повышенной сложности

  1. Зх2 + х = 0 (х(3х) = 0).

Решение: Зх2 + х = 0; х(3х + 1) = 0; х = 0 или Зх + 1=0;

х = 0 или 3х=-1;

х1 = 0, х2= .



Ответ, данный в задании, неверный.

Ответ: х1 = 0, х2= .

  1. (Зх -1)2 - 1 = 0 (х = 0).

Решение: (3x - 1)2 - 1 =0; 2 - 6.x + 1 -1 = 0;

9x2 - 6х = 0; 3х(3х - 2) = 0;

3x = 0 или 3х - 2 =0;

х = 0 или Зх = 2;

х1 = 0, х2=

Ответ, данный в задании, не совсем верный.

Ответ: х1 = 0, х2=



Устная работа

  1. Составьте квадратное уравнение, которое имеет следующие ко­эффициенты. (На доске таблица, последний столбик которой не за­полнен.)

а

b

c

Уравнения

1

-5

4

-7

-5х2+4х-7=0

2

1

0

-16

Х2+16=0

3

1

3

0

Х2+3х=0

4

4

-2

-5

2-2х-5=0

5

-1

4

0

2+4=0

2.Игра «Ромашка». На лепестках ромашки даны составные компо­ненты уравнения, которое должно быть записано в центре. Задача в том, чтобы как можно быстрее составить само уравнение. Задание также можно сделать дифференцированным и вызвать к доске уче­ников с разным уровнем подготовки. В данном случае важно опре­делить, как они составляли уравнение, ведь вариантов может быть множество.

Первый лепесток: (х - 4).

Второй лепесток: (х + 6).

Третий лепесток: x1 = 4.

Четвертый лепесток: х2 = -6.

Пятый лепесток: a = 1.

Решение:

Первый способ.

Если a = 1, то это приведенное квадратное уравнение.

Если x1 = 4 и х2 =-6 - корни уравнения, то оно имеет вид (х - 4) (х + 6).

Раскрыв скобки, получим уравнение х2 + 2х - 24 = 0.

Второй способ:

Если а = 1, то это приведенное квадратное уравнение.

Если (х- 4) и (х + 6) - множители, то с = 24.

Второй коэффициент вычисляется при раскрытии скобок.

Получаем уравнение х2 + - 24 = 0.

Третий способ.

Если а = 1, то это приведенное квадратное уравнение.

Следовательно, x1 + х2= и х12=q. Так как ,x1=4 и х2=-6 , то

  1. + (-6) = и 4 *(-6) = q. Таким образом, p=2,q = -24.

Получаем уравнение x2 + 2х - 24 = 0.

ІV.Выполнение заданий

  1. (Работа ведется по карточкам с дифференцированными зада­ниями. Можно сделать так, чтобы простые задания один ученик вы­полнял у доски. Задания двух других категорий сложности выполняются самостоятельно в тетради и у доски (по одному человеку). После этого подводятся итоги.)

Упрощенные задания

  1. Продолжите вычисление дискриминанта по соответствующей формуле:

2 + 7х-2 = 0.

D=b2-….

Решение: D =b2 - 4ас -49 + 40 = 89.

Ответ : D =89.

  1. Решите уравнение х2 + 5х + 6 = 0.

Решение: D =b2 - 4ас = 25 - 24 = 1;

X1,2 =

X1 =-2, X2=-3

Ответ: X1 =-2, X2=-3



Задания для среднего уровня

  1. Закончите решение уравнения Зх2 - 5х + 2 - 0.

D =b2 — 4ас = 25 — 24 = 1. X1=, х2 =.

Решение: Зх2 - 5х + 2 = 0;

D=b2- 4ас = 25 - 24 = 1

X1,2 =

X1 =1, X2 =

  1. Решите уравнения и определите, к какому уравнению даны от­веты х = 6, X1.2= ± и верны ли они.

2 + 4х-28 = 0 и х2-6х + 3 = 0.

Решение:2 + 4х - 28 = 0;

D1= k 2-ac= 4 + 140 144,

X1,2 =

х2 - 6х+3 = 0

D1= k 2-ac= 9-3=6

X1,2 =

Данные в задании ответы не соответствуют тем, которые полу­чены при решении уравнений. Следовательно, они не верны.

Ответ: ответы не верны.

Задания повышенной сложности

  1. При каком значении b уравнение х2 – 2bх +3=0 имеет один ко­рень?

Решение: квадратное уравнение имеет один корень, если дис­криминант равен нулю. То есть, подставляя значения в фор­мулу дискриминанта (D = b2 - 4ас), получаем следующее вы­ражение: 4b2 – 4*3 = 0. Решим полученное уравнение:

4b2 -4*3 = 0; 4(b2 - 3) = 0; b2 - 3=0;

b2 = 3; b =

Следовательно, уравнение х2 – 2bх + 3=0 имеет один корень при b =

Ответ: при b =

  1. Найдите такое положительное число b, чтобы левая часть урав­нения была квадратом разности, и решите полученное уравнение.

х2 - bх + 4 = 0.

Решение: х1 - Ьх + 4 - 0.

Формула квадрата разности: (a-b)г = а2 - 2ab + bг. Приведем данное уравнение к виду х2 - bх + (2)2 = 0, (х - 2)2 = 0. При раз­ложении квадрата разности получим: х2 - 4х + 4 = 0. Следова­тельно, b = 4.

Ответ: b= 4.



  1. (Работа ведется по карточкам с дифференцированными зада­ниями. Надо объяснить ученикам, что ответы, полученные при ре­шении данных уравнений, являются координатами, по которым они потом могут построить картинку.)

На карточках даны задания. Полученные ответы станут координа­тами будущей фигуры. Обратите внимание на то, что из полученных корней является абсциссой, а что ординатой.

Упрощенное задание

Решите уравнение х2 + Зх = 0.

Решение:

X2 + Зх = 0; х(х + 3) = 0;

х = 0 или х +3 = 0;

Х1 = 0, х2 = -3.

Координаты точки (x1; х2), т. е. (0; -3).

Ответ: (0; -3).



Задание для среднего уровня

Решите уравнение х2 - -3 = 0. Координаты точки (x1; х2). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить коор­динаты точки относительно оси ординат.

Решение: х2 - 2х - 3 = 0;

D = b2- 4ас = 4+12 = 16;

X1,2 =

x1=3, х2=-1

Координаты точки (x1; х2), т. е. (3; -1). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить координаты точки относи­тельно оси ординат. Получается точка с координатами (-3; -1).

Ответ: (3; -1), (-3;-1).

Задание повышенной сложности

Решите уравнение: x2 + 5х - 6 = 0. Координаты точки 2; .x1). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить коор­динаты точки относительно оси ординат.

Решение: х2+ - 6 = 0;

D = b2 - 4ас = 25 + 24 = 49;

X1,2 =

x1=1, х2=-6



Координаты точки 2; .x1), т. е. (-6; 1). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить координаты точки относи­тельно оси ординат. Получается точка с координатами (6; 1).

Ответ: (-6; 1), (6; 1).

(В итоге построения по координатам должен получиться треуголь­ник, одна из вершин которого направлена вниз.)



  1. Самостоятельная работа

(Данное задание является конкурсным. Необходимо заранее при­готовить записочку, прикрепить ее на парте под номером 4 третьего ряда. Там могут быть слова одобрения (например, «Вы хорошо по­работали на уроке!», «Спасибо за урок!») или указание на какой- нибудь приз (например, математическая книга, положительная оцен­ка и т. д.).)

В уравнении х2 -рх - 4 = 0 один из корней равен -1. Если вы най­дете число р, то узнаете номер ряда, а второй корень укажет на пар­ту, где спрятан сюрприз.

Решение: данное уравнение является приведенным квадратным уравнением. При его решении можно использовать теорему Виета. Если х1 и х2; - корни уравнения х2 + рх + q = 0, то справедливы сле­дующие формулы: х1 + х2 = -р, х12 = q. Подставляя имеющиеся значений, получаем: -1 + х2 и (-1) * х2 = -4.

При решении второго уравнения получаем, что х2= 4. Подставляем это значение в первое уравнение: -1 + 4 = р. Отсюда р = 3.

Ответ: х2 = 4, р=3.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок "Нахождение корней квадратного уравнения"

Автор: Фахординова Валентина Александровна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок "Формулы корней квадратного уравнения" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-formuly-korniei-kvadratnogho-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "100754"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402392326"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "УРОК" ФОРМУЛА КОРНЕЙ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ""
    ["seo_title"] => string(44) "urok-formula-korniei-kvadratnogo-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "291052"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455050683"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "УРОК" ФОРМУЛА КОРНЕЙ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ""
    ["seo_title"] => string(46) "urok-formula-korniei-kvadratnogo-uravnieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "291053"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455050690"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация к  уроку " Формула корней квадратного уравнения""
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-k-uroku-formula-korniei-kvadratnogho-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "303884"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457618016"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация к  уроку " Формула корней квадратного уравнения""
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-formula-korniei-kvadratnogho-uravnieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "303885"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457618023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства