kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Нахождение корней квадратного уравнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является формирование умений и навыков нахождения корней квадратного уровнения. Повторяются понятия полного квадратного уровнения, приведенного квадратного уровнения, неполных квадратных уравнений, ормулы корней полного квадратного уравнения, дискриминанта, теорема Виета. Во время устной работы выполнялись простые и сложные задания на нахождение корней квадратных уравнений. Использовалась дифференцированная работа по карточкам. использовались задания на нахождение ошибок, допущенных в уравнениях. была проведена самостоятельная работа по вариантам.Предусмотрены задания повышенной сложности, средней сложности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Нахождение корней квадратного уравнения" »

Нахождение корней квадратного уравнения

Предварительная подготовка к уроку, учащиеся должны знать следующие темы: «Квадратное уравнение и его корни», «Неполные квадратные уравнения», «Метод выделения -полного квадрата», «Ре­шение квадратных уравнений», «Приведенное квадратное уравне­ние. Теорема Виета», уметь решать квадратные уравнения

Цели урока: 1) образовательная: формирование умения система­тизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно вла­деть ими; 2) воспитательная; формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; 3) развивающая: развитие внимания, памяти, по­знавательного интереса к предмету, умения рассуждать и аргумен­тировать свои действия.

Оборудование: написанные на доске примеры для устной (для второго блока устной работы нарисована ромашка) и самостоя­тельной работы, таблица со значениями коэффициентов, карточки с дифференцированными заданиями, записка для самостоятельного задания (прикреплена на третьем ряду на четверток парте) и сюрприз (см. задание), учебники.

Тип урока: урок-смотр знаний.

Ход урока

  1. Устная работа

]. (На доске написано несколько простых и сложных для решения квадратных уравнений. Простыми должны быть такие, которые уче­ники смогли бы решить во время устной работы.)

  • Какие из приведенных ниже квадратных уравнений можно ре­шить сейчас? (Все, кроме последнего примера. )

  1. х2 -25 = 0;

  2. 2 - = 0;

  3. 2 + 16 = 0;

  4. (2х + 3)2 + 7 = 0.

  • Что объединяет те квадратные уравнения, которые можно ре­шить прямо сейчас? (Они являются неполными квадратными урав­нениями.)

Давайте решим такие уравнения.

(Ученики решают уравнения. Они не поясняют ход своего реше­ния. Просто дают готовый ответ.)

Ответы: 1) х1,2 = ±5; 2) х1 = 0, х2 = 1; 3) корней нет.

  1. Фронтальный опрос.

  • Сформулируйте определение квадратного уравнения. (Квадрат­ным уравнением называется уравнение вида ах2 + + с = 0, где а, b, с - заданные числа, а , х— неизвестное. )

-Назовите формулы неполных квадратных уравнений. Почему они называются неполными квадратными уравнениями? (Формулы неполных квадратных уравнений: ах2 =0, ах2 + с=0 0), ах2 +b х =О (0).Квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0 называ­ется неполным, если хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю.)

  • Как взаимосвязаны дискриминант и корни квадратного уравне­ния? Чему равны корни квадратного уравнения? (При вычислении корней квадратного уравнения необходимо знание дискриминанта:

X1,2 =



  • Какое уравнение называется приведенным квадратным уравне­нием? (Квадратное уравнение вида x2+ рх + q = 0 называется при­веденным. В этом уравнении первый коэффициент равен 1. )

3. Один ученик, решая квадратное уравнение х2 + 10х - 24 = 0, до­пустил ряд неточностей. Если вы найдете их, то мы сможем испра­вить допущенные ошибки.

Х2 + 10х-24 = 0;

D=b2-4ac=100-96=4

X1,2 =

X1=-8, X2=-6

Решение:

Первая ошибка допущена при вычислении дискриминанта: Db2 -4aс= 100 + 96= 196.

Соответственно: X1,2 =

X1=2, X2=-12

Вторая ошибка допущена при вычислении первого корня уравне­ния. При D = 4 Х1 = -4.

  • Каким еще способом можно решить данное уравнение? (Через коэффициент k.)

Давайте решим уравнение этим способом.

х2+10x-24 = 0;

D1 = k2-aс = 25 + 24 = 49;

X1,2 =

X1=2, x2=-12

Ответ: X1=2, x2=-12

  1. Выполнение заданий

  1. (Работа ведется по карточкам с дифференцированными заданиями.) Найдите ошибку и дайте правильный ответ.

Упрощенные задания

  1. 2 = а (4а = 1).

Решение: 2 = а: 4а =1; а =



Ответ, данный в задании, верный.

Ответ: а =

  1. 2 = 0 (х = 5).

Решение:2 = 0; х2= 0; х = 0.

Ответ, данный в задании, неверный.

Ответ: х = 0.

Задания для среднего уровня

  1. х2-1=0; (х=1);

Решение: х2-1=0; х2=1; х1,2=

Ответ, данный в задании, не совсем верный.

Ответ: х1,2=



  1. х2 - Зх- + 25 = -Зх (х = 5).

Решение: х2 3х+ 25 = -Зх; х2 -3х + 25 = -3х; х2 = -25.

Так как -25

Ответ, данный в задании, неверный.

Ответ: корней нет.

Задания повышенной сложности

  1. Зх2 + х = 0 (х(3х) = 0).

Решение: Зх2 + х = 0; х(3х + 1) = 0; х = 0 или Зх + 1=0;

х = 0 или 3х=-1;

х1 = 0, х2= .



Ответ, данный в задании, неверный.

Ответ: х1 = 0, х2= .

  1. (Зх -1)2 - 1 = 0 (х = 0).

Решение: (3x - 1)2 - 1 =0; 2 - 6.x + 1 -1 = 0;

9x2 - 6х = 0; 3х(3х - 2) = 0;

3x = 0 или 3х - 2 =0;

х = 0 или Зх = 2;

х1 = 0, х2=

Ответ, данный в задании, не совсем верный.

Ответ: х1 = 0, х2=



Устная работа

  1. Составьте квадратное уравнение, которое имеет следующие ко­эффициенты. (На доске таблица, последний столбик которой не за­полнен.)

а

b

c

Уравнения

1

-5

4

-7

-5х2+4х-7=0

2

1

0

-16

Х2+16=0

3

1

3

0

Х2+3х=0

4

4

-2

-5

2-2х-5=0

5

-1

4

0

2+4=0

2.Игра «Ромашка». На лепестках ромашки даны составные компо­ненты уравнения, которое должно быть записано в центре. Задача в том, чтобы как можно быстрее составить само уравнение. Задание также можно сделать дифференцированным и вызвать к доске уче­ников с разным уровнем подготовки. В данном случае важно опре­делить, как они составляли уравнение, ведь вариантов может быть множество.

Первый лепесток: (х - 4).

Второй лепесток: (х + 6).

Третий лепесток: x1 = 4.

Четвертый лепесток: х2 = -6.

Пятый лепесток: a = 1.

Решение:

Первый способ.

Если a = 1, то это приведенное квадратное уравнение.

Если x1 = 4 и х2 =-6 - корни уравнения, то оно имеет вид (х - 4) (х + 6).

Раскрыв скобки, получим уравнение х2 + 2х - 24 = 0.

Второй способ:

Если а = 1, то это приведенное квадратное уравнение.

Если (х- 4) и (х + 6) - множители, то с = 24.

Второй коэффициент вычисляется при раскрытии скобок.

Получаем уравнение х2 + - 24 = 0.

Третий способ.

Если а = 1, то это приведенное квадратное уравнение.

Следовательно, x1 + х2= и х12=q. Так как ,x1=4 и х2=-6 , то

  1. + (-6) = и 4 *(-6) = q. Таким образом, p=2,q = -24.

Получаем уравнение x2 + 2х - 24 = 0.

ІV.Выполнение заданий

  1. (Работа ведется по карточкам с дифференцированными зада­ниями. Можно сделать так, чтобы простые задания один ученик вы­полнял у доски. Задания двух других категорий сложности выполняются самостоятельно в тетради и у доски (по одному человеку). После этого подводятся итоги.)

Упрощенные задания

  1. Продолжите вычисление дискриминанта по соответствующей формуле:

2 + 7х-2 = 0.

D=b2-….

Решение: D =b2 - 4ас -49 + 40 = 89.

Ответ : D =89.

  1. Решите уравнение х2 + 5х + 6 = 0.

Решение: D =b2 - 4ас = 25 - 24 = 1;

X1,2 =

X1 =-2, X2=-3

Ответ: X1 =-2, X2=-3



Задания для среднего уровня

  1. Закончите решение уравнения Зх2 - 5х + 2 - 0.

D =b2 — 4ас = 25 — 24 = 1. X1=, х2 =.

Решение: Зх2 - 5х + 2 = 0;

D=b2- 4ас = 25 - 24 = 1

X1,2 =

X1 =1, X2 =

  1. Решите уравнения и определите, к какому уравнению даны от­веты х = 6, X1.2= ± и верны ли они.

2 + 4х-28 = 0 и х2-6х + 3 = 0.

Решение:2 + 4х - 28 = 0;

D1= k 2-ac= 4 + 140 144,

X1,2 =

х2 - 6х+3 = 0

D1= k 2-ac= 9-3=6

X1,2 =

Данные в задании ответы не соответствуют тем, которые полу­чены при решении уравнений. Следовательно, они не верны.

Ответ: ответы не верны.

Задания повышенной сложности

  1. При каком значении b уравнение х2 – 2bх +3=0 имеет один ко­рень?

Решение: квадратное уравнение имеет один корень, если дис­криминант равен нулю. То есть, подставляя значения в фор­мулу дискриминанта (D = b2 - 4ас), получаем следующее вы­ражение: 4b2 – 4*3 = 0. Решим полученное уравнение:

4b2 -4*3 = 0; 4(b2 - 3) = 0; b2 - 3=0;

b2 = 3; b =

Следовательно, уравнение х2 – 2bх + 3=0 имеет один корень при b =

Ответ: при b =

  1. Найдите такое положительное число b, чтобы левая часть урав­нения была квадратом разности, и решите полученное уравнение.

х2 - bх + 4 = 0.

Решение: х1 - Ьх + 4 - 0.

Формула квадрата разности: (a-b)г = а2 - 2ab + bг. Приведем данное уравнение к виду х2 - bх + (2)2 = 0, (х - 2)2 = 0. При раз­ложении квадрата разности получим: х2 - 4х + 4 = 0. Следова­тельно, b = 4.

Ответ: b= 4.



  1. (Работа ведется по карточкам с дифференцированными зада­ниями. Надо объяснить ученикам, что ответы, полученные при ре­шении данных уравнений, являются координатами, по которым они потом могут построить картинку.)

На карточках даны задания. Полученные ответы станут координа­тами будущей фигуры. Обратите внимание на то, что из полученных корней является абсциссой, а что ординатой.

Упрощенное задание

Решите уравнение х2 + Зх = 0.

Решение:

X2 + Зх = 0; х(х + 3) = 0;

х = 0 или х +3 = 0;

Х1 = 0, х2 = -3.

Координаты точки (x1; х2), т. е. (0; -3).

Ответ: (0; -3).



Задание для среднего уровня

Решите уравнение х2 - -3 = 0. Координаты точки (x1; х2). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить коор­динаты точки относительно оси ординат.

Решение: х2 - 2х - 3 = 0;

D = b2- 4ас = 4+12 = 16;

X1,2 =

x1=3, х2=-1

Координаты точки (x1; х2), т. е. (3; -1). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить координаты точки относи­тельно оси ординат. Получается точка с координатами (-3; -1).

Ответ: (3; -1), (-3;-1).

Задание повышенной сложности

Решите уравнение: x2 + 5х - 6 = 0. Координаты точки 2; .x1). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить коор­динаты точки относительно оси ординат.

Решение: х2+ - 6 = 0;

D = b2 - 4ас = 25 + 24 = 49;

X1,2 =

x1=1, х2=-6



Координаты точки 2; .x1), т. е. (-6; 1). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить координаты точки относи­тельно оси ординат. Получается точка с координатами (6; 1).

Ответ: (-6; 1), (6; 1).

(В итоге построения по координатам должен получиться треуголь­ник, одна из вершин которого направлена вниз.)



  1. Самостоятельная работа

(Данное задание является конкурсным. Необходимо заранее при­готовить записочку, прикрепить ее на парте под номером 4 третьего ряда. Там могут быть слова одобрения (например, «Вы хорошо по­работали на уроке!», «Спасибо за урок!») или указание на какой- нибудь приз (например, математическая книга, положительная оцен­ка и т. д.).)

В уравнении х2 -рх - 4 = 0 один из корней равен -1. Если вы най­дете число р, то узнаете номер ряда, а второй корень укажет на пар­ту, где спрятан сюрприз.

Решение: данное уравнение является приведенным квадратным уравнением. При его решении можно использовать теорему Виета. Если х1 и х2; - корни уравнения х2 + рх + q = 0, то справедливы сле­дующие формулы: х1 + х2 = -р, х12 = q. Подставляя имеющиеся значений, получаем: -1 + х2 и (-1) * х2 = -4.

При решении второго уравнения получаем, что х2= 4. Подставляем это значение в первое уравнение: -1 + 4 = р. Отсюда р = 3.

Ответ: х2 = 4, р=3.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок "Нахождение корней квадратного уравнения"

Автор: Фахординова Валентина Александровна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Урок "Формулы корней квадратного уравнения" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-formuly-korniei-kvadratnogho-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "100754"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402392326"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "УРОК" ФОРМУЛА КОРНЕЙ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ""
    ["seo_title"] => string(44) "urok-formula-korniei-kvadratnogo-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "291052"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455050683"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "УРОК" ФОРМУЛА КОРНЕЙ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ""
    ["seo_title"] => string(46) "urok-formula-korniei-kvadratnogo-uravnieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "291053"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455050690"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация к  уроку " Формула корней квадратного уравнения""
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-k-uroku-formula-korniei-kvadratnogho-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "303884"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457618016"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация к  уроку " Формула корней квадратного уравнения""
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-formula-korniei-kvadratnogho-uravnieniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "303885"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457618023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1410 руб.
2350 руб.
1280 руб.
2130 руб.
1440 руб.
2400 руб.
1120 руб.
1870 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства