Целью данного урока является формирование умений и навыков нахождения корней квадратного уровнения. Повторяются понятия полного квадратного уровнения, приведенного квадратного уровнения, неполных квадратных уравнений, ормулы корней полного квадратного уравнения, дискриминанта, теорема Виета. Во время устной работы выполнялись простые и сложные задания на нахождение корней квадратных уравнений. Использовалась дифференцированная работа по карточкам. использовались задания на нахождение ошибок, допущенных в уравнениях. была проведена самостоятельная работа по вариантам.Предусмотрены задания повышенной сложности, средней сложности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок "Нахождение корней квадратного уравнения" »
Нахождение корней квадратного уравнения
Предварительная подготовка к уроку,учащиеся должны знать следующие темы: «Квадратное уравнение и его корни», «Неполные квадратные уравнения», «Метод выделения -полного квадрата», «Решение квадратных уравнений», «Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета», уметь решать квадратные уравнения
Цели урока: 1) образовательная: формирование умения систематизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно владеть ими; 2) воспитательная; формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; 3) развивающая: развитие внимания, памяти, познавательного интереса к предмету, умения рассуждать и аргументировать свои действия.
Оборудование:написанные на доске примеры для устной (для второго блока устной работы нарисована ромашка) и самостоятельной работы, таблица со значениями коэффициентов, карточки с дифференцированными заданиями, записка для самостоятельного задания (прикреплена на третьем ряду на четверток парте) и сюрприз (см. задание), учебники.
Тип урока:урок-смотр знаний.
Ход урока
Устная работа
]. (На доске написано несколько простых и сложных для решения квадратных уравнений. Простыми должны быть такие, которые ученики смогли бы решить во время устной работы.)
Какие из приведенных ниже квадратных уравнений можно решить сейчас? (Все, кроме последнего примера. )
х2 -25 = 0;
5х2 - 5х = 0;
7х2 + 16 = 0;
(2х + 3)2 + 7 = 0.
Что объединяет те квадратные уравнения, которые можно решить прямо сейчас? (Они являются неполными квадратными уравнениями.)
Давайте решим такие уравнения.
(Ученики решают уравнения. Они не поясняют ход своего решения. Просто дают готовый ответ.)
Сформулируйте определение квадратного уравнения. (Квадратным уравнением называется уравнение вида ах2 + bх + с = 0, где а, b, с - заданные числа, а , х— неизвестное. )
-Назовите формулы неполных квадратных уравнений. Почему они называются неполными квадратными уравнениями? (Формулы неполных квадратных уравнений: ах2 =0, ах2 + с=0 (с0), ах2 +bх =О (0).Квадратное уравнение ах2 + bх + с = 0 называется неполным, если хотя бы один из коэффициентов b или с равен нулю.)
Как взаимосвязаны дискриминант и корни квадратного уравнения? Чему равны корни квадратного уравнения? (При вычислении корней квадратного уравнения необходимо знание дискриминанта:
X1,2 =
Какое уравнение называется приведенным квадратным уравнением? (Квадратное уравнение вида x2+ рх + q = 0 называется приведенным. В этом уравнении первый коэффициент равен 1. )
3. Один ученик, решая квадратное уравнение х2 + 10х - 24 = 0, допустил ряд неточностей. Если вы найдете их, то мы сможем исправить допущенные ошибки.
Х2 + 10х-24 = 0;
D=b2-4ac=100-96=4
X1,2 =
X1=-8, X2=-6
Решение:
Первая ошибка допущена при вычислении дискриминанта: Db2 -4aс= 100 + 96= 196.
Соответственно: X1,2 =
X1=2, X2=-12
Вторая ошибка допущена при вычислении первого корня уравнения. При D = 4 Х1 = -4.
Каким еще способом можно решить данное уравнение? (Через коэффициент k.)
Давайте решим уравнение этим способом.
х2+10x-24 = 0;
D1 = k2-aс = 25 + 24 = 49;
X1,2 =
X1=2, x2=-12
Ответ: X1=2, x2=-12
Выполнение заданий
(Работа ведется по карточкам с дифференцированными заданиями.) Найдите ошибку и дайте правильный ответ.
Решение: Зх2 + х = 0; х(3х + 1) = 0; х = 0 или Зх + 1=0;
х = 0 или 3х=-1;
х1 = 0, х2= .
Ответ, данный в задании, неверный.
Ответ: х1 = 0, х2= .
(Зх -1)2 - 1 = 0 (х = 0).
Решение: (3x - 1)2 - 1 =0; 9х2 - 6.x + 1 -1 = 0;
9x2 - 6х = 0; 3х(3х - 2) = 0;
3x = 0 или 3х - 2 =0;
х = 0 или Зх = 2;
х1 = 0, х2=
Ответ, данный в задании, не совсем верный.
Ответ: х1 = 0, х2=
Устная работа
Составьте квадратное уравнение, которое имеет следующие коэффициенты. (На доске таблица, последний столбик которой не заполнен.)
№
а
b
c
Уравнения
1
-5
4
-7
-5х2+4х-7=0
2
1
0
-16
Х2+16=0
3
1
3
0
Х2+3х=0
4
4
-2
-5
4х2-2х-5=0
5
-1
4
0
-х2+4=0
2.Игра «Ромашка». На лепестках ромашки даны составные компоненты уравнения, которое должно быть записано в центре. Задача в том, чтобы как можно быстрее составить само уравнение. Задание также можно сделать дифференцированным и вызвать к доске учеников с разным уровнем подготовки. В данном случае важно определить, как они составляли уравнение, ведь вариантов может быть множество.
Первый лепесток: (х - 4).
Второй лепесток: (х + 6).
Третий лепесток: x1 = 4.
Четвертый лепесток: х2 = -6.
Пятый лепесток: a = 1.
Решение:
Первый способ.
Если a = 1, то это приведенное квадратное уравнение.
Если x1 = 4 и х2 =-6 - корни уравнения, то оно имеет вид (х - 4) (х + 6).
Если а = 1, то это приведенное квадратное уравнение.
Если (х- 4) и (х + 6) - множители, то с = 24.
Второй коэффициент вычисляется при раскрытии скобок.
Получаем уравнение х2 + 2х - 24 = 0.
Третий способ.
Если а = 1, то это приведенное квадратное уравнение.
Следовательно, x1 + х2= -р и х1*х2=q. Так как ,x1=4 и х2=-6 , то
+ (-6) = -р и 4 *(-6) = q. Таким образом, p=2,q = -24.
Получаем уравнение x2 + 2х - 24 = 0.
ІV.Выполнение заданий
(Работа ведется по карточкам с дифференцированными заданиями. Можно сделать так, чтобы простые задания один ученик выполнял у доски. Задания двух других категорий сложности выполняются самостоятельно в тетради и у доски (по одному человеку). После этого подводятся итоги.)
Упрощенные задания
Продолжите вычисление дискриминанта по соответствующей формуле:
5х2 + 7х-2 = 0.
D=b2-….
Решение: D =b2 - 4ас -49 + 40 = 89.
Ответ : D =89.
Решите уравнение х2 + 5х + 6 = 0.
Решение: D =b2 - 4ас = 25 - 24 = 1;
X1,2 =
X1 =-2, X2=-3
Ответ: X1 =-2, X2=-3
Задания для среднего уровня
Закончите решение уравнения Зх2 - 5х + 2 - 0.
D =b2 — 4ас = 25 — 24 = 1. X1=, х2 =.
Решение: Зх2 - 5х + 2 = 0;
D=b2- 4ас = 25 - 24 = 1
X1,2 =
X1 =1, X2=
Решите уравнения и определите, к какому уравнению даны ответы х = 6, X1.2= ± и верны ли они.
5х2 + 4х-28 = 0 и х2-6х + 3 = 0.
Решение: 5х2 + 4х - 28 = 0;
D1= k 2-ac= 4 + 140 144,
X1,2 =
х2 - 6х+3 = 0
D1= k 2-ac= 9-3=6
X1,2 =
Данные в задании ответы не соответствуют тем, которые получены при решении уравнений. Следовательно, они не верны.
Ответ: ответы не верны.
Задания повышенной сложности
При каком значении bуравнение х2 – 2bх +3=0 имеет один корень?
Решение: квадратное уравнение имеет один корень, если дискриминант равен нулю. То есть, подставляя значения в формулу дискриминанта (D = b2 - 4ас), получаем следующее выражение: 4b2 – 4*3 = 0. Решим полученное уравнение:
4b2 -4*3 = 0; 4(b2 - 3) = 0; b2 - 3=0;
b2 = 3; b =
Следовательно, уравнение х2 – 2bх + 3=0 имеет один корень при b =
Ответ: при b =
Найдите такое положительное число b, чтобы левая часть уравнения была квадратом разности, и решите полученное уравнение.
х2 - bх + 4 = 0.
Решение: х1 - Ьх + 4 - 0.
Формула квадрата разности: (a-b)г = а2 - 2ab + bг. Приведем данное уравнение к виду х2 - bх + (2)2 = 0, (х - 2)2 = 0. При разложении квадрата разности получим: х2 - 4х + 4 = 0. Следовательно, b = 4.
Ответ: b= 4.
(Работа ведется по карточкам с дифференцированными заданиями. Надо объяснить ученикам, что ответы, полученные при решении данных уравнений, являются координатами, по которым они потом могут построить картинку.)
На карточках даны задания. Полученные ответы станут координатами будущей фигуры. Обратите внимание на то, что из полученных корней является абсциссой, а что ординатой.
Упрощенное задание
Решите уравнение х2 + Зх = 0.
Решение:
X2 + Зх = 0; х(х + 3) = 0;
х = 0 или х +3 = 0;
Х1 = 0, х2 = -3.
Координаты точки (x1; х2), т. е. (0; -3).
Ответ: (0; -3).
Задание для среднего уровня
Решите уравнение х2 - 2х -3 = 0. Координаты точки (x1; х2). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить координаты точки относительно оси ординат.
Решение: х2 - 2х - 3 = 0;
D = b2- 4ас = 4+12 = 16;
X1,2 =
x1=3, х2=-1
Координаты точки (x1; х2), т. е. (3; -1). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить координаты точки относительно оси ординат. Получается точка с координатами (-3; -1).
Ответ: (3; -1), (-3;-1).
Задание повышенной сложности
Решите уравнение: x2 + 5х - 6 = 0. Координаты точки (х2; .x1). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить координаты точки относительно оси ординат.
Решение: х2+ 5х- 6 = 0;
D = b2 - 4ас = 25 + 24 = 49;
X1,2 =
x1=1, х2=-6
Координаты точки (х2; .x1), т. е. (-6; 1). Для получения координат второй точки нужно зеркально отразить координаты точки относительно оси ординат. Получается точка с координатами (6; 1).
Ответ: (-6; 1), (6; 1).
(В итоге построения по координатам должен получиться треугольник, одна из вершин которого направлена вниз.)
Самостоятельная работа
(Данное задание является конкурсным. Необходимо заранее приготовить записочку, прикрепить ее на парте под номером 4 третьего ряда. Там могут быть слова одобрения (например, «Вы хорошо поработали на уроке!», «Спасибо за урок!») или указание на какой- нибудь приз (например, математическая книга, положительная оценка и т. д.).)
В уравнении х2 -рх - 4 = 0 один из корней равен -1. Если вы найдете число р, то узнаете номер ряда, а второй корень укажет на парту, где спрятан сюрприз.
Решение: данное уравнение является приведенным квадратным уравнением. При его решении можно использовать теорему Виета. Если х1 и х2; - корни уравнения х2 + рх + q = 0, то справедливы следующие формулы: х1 + х2 = -р, х1*х2 = q. Подставляя имеющиеся значений, получаем: -1 + х2=р и (-1) * х2 = -4.
При решении второго уравнения получаем, что х2= 4. Подставляем это значение в первое уравнение: -1 + 4 = р. Отсюда р = 3.