Бондаренко Татьяна Борисовна
учитель математики
МБОУ СОШ №93
г. Нижний Новгород
Класс: 5
Тема урока: Измерение углов
Учебник:
И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Мнемозина, 2012
Цель :Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 5 класса в предметной области «Математика» по теме « Измерение углов».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
формирование логического мышления, наблюдательности, интуиции, упорства, воли для достижения цели, самостоятельности;
формирование умения обобщать, конкретизировать; точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
формирование умений работать в группах и парах;
формирование чувства коллективизма
формирование умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
формирование умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
научить измерять углы с помощью транспортира;
строить углы заданной величины с помощью транспортира;
сформулировать алгоритм измерения углов;
научить распознавать острые, тупые и прямые углы;
сформулировать алгоритм построения углов и сформировать умение осознанно пользоваться им в практической деятельности;
Оборудование:
- ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
- Чертёжные инструменты (треугольники, линейки, транспортиры);
Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая технология, ИКТ.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
1. Организационный
Учитель предлагает учащимся проверить готовность рабочего места (наличие рабочей тетради, дневника, учебника, ручки, карандашей, инструментов)
2.
Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового
1) Какую фигуру называют углом? Слайды 1-4
2) Назовите углы на рисунках.
Назовите стороны и вершину угла.
3.
Объяснение нового материала (1 блок)
– Для того, чтобы определить на сколько один угол больше (или меньше) другого, мы должны уметь измерять углы, а для этого нужно:
знать, какой прибор служит для измерения углов; знать единицу измерения углов.
Для построения и измерения углов используют специальный прибор. Как он называется, вы узнаете, выполнив №520 учебника. Вычислить устно и выбрав правильный ответ, заполнить таблицу. Зашифрованное слово – название инструмента, который служит для измерения углов. Слайд5-6
Для измерения углов применяют транспортир. Учитель записывает определение транспортира на доске (Транспортир – прибор для измерения углов.) Слайд7-8
Положите перед собой транспортиры. Вы видите, какие они разные, но у всех есть нечто общее, о чем мы сейчас будем говорить.
Итак, шкала транспортира. Она расположена на полуокружности и пронумерована от 0 до 180. Бывают шкалы двойные: нумерация идет слева направо и справа налево.
Также есть круглые транспортиры, шкала идет по кругу от 0 до 360, но она также разделена на две полуокружности.
Центр этой полуокружности отмечен на транспортире точкой или черточкой. Найдите на своем транспортире центр и покажите его.
Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 равных частей. Лучи, проведенные из центра полуокружности через эти штрихи, образуют 180 углов, каждый из которых равен доле развернутого угла. Такие углы называют градусами. Учитель записывает определение 1° на доске (1° -единица измериния углов. 1°=1/180 доле развернутого угла)
Итак, градусом называют долю развернутого угла. Градусы обозначают знаком °. Каждое деление шкалы транспортира равно 1°. Слайды 9
Объяснение учителя, как с помощью транспортира можно измерить угол. Слайды 11-12
-запишем алгоритм измерения угла:
Совместить вершину угла с центром транспортира.
Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира.
Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла.
Учитывая направление отсчета, правильно снять результат со шкалы.
Если у транспортира есть две шкалы, то надо смотреть на отметку той шкалы, через ноль которой проходит одна из сторон угла.
4. Закрепление 1 блока нового материала
Проводит практическую работу “Измерение углов” Задание № 521 рис.94. Запишите градусные меры углов. Какой из этих углов развернутый, а какой прямой? Сравните углы АОВ и АОД с углом АОС.
Сделайте вывод о градусной мере:
а) развернутого угла; б) прямого угла;
в) острого угла; г) тупого угла. Слайд 13
5. Физкультминутка – «мягкий» контроль
Покажите руками угол 90°, 180°. Слайд 14
Покажите руками острый угол, тупой угол.
Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы.
Повернитесь на 180°. А теперь на 90°.
6.
Объяснение нового материала (2 блок)
–Транспортир применяют не только для измерения углов, но для их построения. Построим угол в 50 градусов. Слайды 15-18
Для этого проведем луч. Совместим центр транспортира с началом луча так, чтобы луч проходил через начало отсчета на шкале транспортира. Учитывая вид угла, найдем на нужном ряду 60 градусов и поставим на бумаге точку. Соединим начало луча с отмеченной точкой. Проверим вид угла. 60 градусов угол острый, значит и на чертеже должен получиться острый угол. Аналогично строим тупой угол в 136 градусов и прямой угол 90 градусов. Показать как с помощью угольника можно построить прямой угол, как проверить вид угла.
– Запишем алгоритм построения угла:
- Начертить луч.
- Совместить центр транспортира с началом луча так, чтобы луч проходил через начало отсчета на шкале транспортира.
- Учитывая вид угла, найти на нужном ряду необходимое значение угла и поставить на бумаге точку.
- Соединить начало луча с отмеченной точкой.
- Проверить вид угла, который нужно построить. Искомый угол построен.
7.
Закрепление нового материала.
Проводит решение заданий 1 и 2.
Слайды 12-14
8. Практическая работа в парах.
Практическую работу учащиеся выполняют самостоятельно, проверяют в парах друг у друга и ставят оценку. Затем сдают на проверку учителю. Слайд 21
10. Домашнее задание
Даёт задание на дом и консультацию по домашнему заданию.
- § 29 (учебник), № 522, 523, 529 Слайд 22
9. Итог урока. Рефлексия
Справились ли с поставленной в начале урока задачей? Что мы узнали на уроке? Что было трудно? Что осталось непонятным?