Просмотр содержимого документа
«Урок математики во 2 классе "Сложение и вычитание вида 26+2, 26-2"»
Урок математики во 2 классе
«Сложение и вычитание
вида 26+2, 26-2,
26+10, 26-10»
учитель начальных классов
МОУ «Очкуровская СОШ»
Никишина Ольга Ивановна
2011 год
Тип урока: урок-путешествие в мультфильм
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с новым приёмом сложения и вычитания – пораздельного сложения и вычитания чисел в пределах 100;
- рассмотреть практическое выполнение действий с помощью цветных палочек;
- отработать с учащимися умение решать задачи в 1-2действия;
- создать условия для совершенствования навыков устного счёта.
Развивающие:
- продолжить развивать навыки устного счета;
- совершенствовать умение решать задачи и примеры;
- развивать психические процессы – память, мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма;
- воспитать интерес к предмету;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства средствами математики;
- воспитывать у ребенка интерес к предмету, познанию мира.
Методы обучения:
*проблемный;
*объяснительно-иллюстративный;
*частично-поисковый.
* словесно-логический
* метод самостоятельной работы учащихся
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
• фронтальная;
• индивидуальная.
Оборудование:для учеников: цветок, 12 лепестков разного цвета (красный, синий, жёлтый), кружок с именем ученика, тест «проверь себя».
Структура урока
I. Психологический настрой учащихся. Организационный момент.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.
- Что необходимо нам для успешной работы на уроке? (Мы должны внимательно слушать учителя, думать и правильно отвечать на вопросы).
- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
II. Постановка целей урока.
- Скажите, чему мы учимся на уроках математики? (Мы учимся считать количество предметов, записывать их цифрами, учимся сравнивать числа, разгадывать математические ребусы, записывать и читать выражения).
- А какое самое любимое занятие у вас дома? (Слайд №1)
- Кто любит смотреть мультфильмы?
- Какие ваши любимые мультфильмы? Так как страна мультфильмов и страна Математика – это близкие подруги, то предлагаю вам мультфильм «Ну погоди» превратить в мультфильм математический.
- Как вы думаете в какой? А ответить нам помогут наши гости – герои мультфильмов.
- Кто догадался? (Слайд №2)
- Посмотрите - что приготовили они нам на урок? (Слайд №3)
- Чему же мы будем учиться сегодня на уроке? (Постановка целей детьми).
- Посмотрите в учебник на страницу 40 - правильно ли мы отгадали? (Слайд №4)
- чему нам помогут научиться сегодня на уроке Заяц и Волк?
Ну, вот наше дерево начинает распускаться –
прикрепляю 1 – й листок.
Ребята, я бы хотела, чтобы сегодня вы не только узнали новое и закрепили изученный материал, показали свои навыки счета, умение решать и составлять задачи, логически мыслить и рассуждать, знание математических понятий, но чтобы наш урок прошёл в добром, дружеском общении, чтобы мы подарили друг другу теплоту наших сердец.
Урок будет необычный, волшебный. Волшебство ещё заключается в том, что в сентябре (осенью) мы с вами попробуем вырастить дерево Доброты.
Каждое выполненное задание вы будете самостоятельно или в паре оценивать и к серединке цветка прикреплять лепесток и в конце урока у вас должен получиться красивый цветок. А затем цветы мы прикрепим к нашему дереву. ( На доске).
На доске красный лепесток – всё понял
1-2 ошибки – синий.
Кто допустит больше ошибок – жёлтый.
III. Актуализация знаний.
1. А чтобы поскорее попасть в мультфильм - вот вам первое задание: (Слайд № 4)
- У вас на парте лежит тест «Проверь себя», который определит, как вы понимаете смысл математических выражений.
Тест «Проверь себя»
1) Увеличить на………..
2) Уменьшить на ………
3 )Найти сумму чисел……..
4 )Найти разность чисел…...
5) На….. больше …………..
6) На…... меньше…………..
Выражения теста читает ………
- Ребята, напротив каждого выражения в кружочке вы должны поставить знак действия, которым находится значение этого выражения?
Самоконтроль: Показываю заполненный тест.
Дети проверяют правильность выполнения.
- Ребята, кто выполнил тест без ошибок, приклейте к своему цветку красный лепесток.
- Кто допустил 1-2 ошибки – синий.
- Кто допустил больше ошибок – жёлтый.
Самооценка (Слайд№5)
На дереве 2- й листок
2. А теперь Заяц и Волк хотят проверить наши вычислительные навыки. И проверка пройдёт в форме игры: «Раскраска – Ну погоди»
(Слайды № с 6 по 19)
– на дереве 3- й листок
Самооценка - прикрепите лепестки к своему цветку…
3. И математического диктанта:
Из 13 вычесть 4
К 5 прибавить 7
7 увеличить на 8
14 уменьшить на 9
Первое слагаемое 8, второе 9 – чему равна сумма?
Из 15 вычесть 9.
- Проверка (Слайд № 20)
Самооценка – лепестки…
На дереве 4 –й листок
IV. Физминутка (Слайды №21- 22)
V. Изучение нового материала
Работа с палочками
Используя палочки, найти способ сложения чисел 26+2 – Рассмотрите первый рисунок на с. 40 учебника и выскажите свои предположения. (В числе 26 – два десятка и шесть единиц, поэтому Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов».)
– Составьте такой же «поезд» из своих палочек.
– Объясните, что делает Заяц. (Заяц прицепляет к белым «вагонам» еще 2 белых «вагона», так как надо прибавить 2 единицы.)
– Выполните это действие на своих палочках.
– Что у вас получилось? (Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 8 белых «вагонов» (6 + 2 = 8.)
– Какое число обозначает этот поезд? (Он обозначает число 28.)
Учащиеся подводят итог: сумма 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 и 2, всего 8. Значит, 26 + 2 = 28.
Пример 2. Постановка задачи: необходимо вычесть 2 из 26, используя цветные палочки.
Снова составим «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». По рисунку видно, что, вычитая 2, Волк предложил отцепить 2 белых «вагона». Получился «поезд», в котором 2 оранжевых и 4 белых «вагона» (6 – 2 = 4). Он обозначает число 24.
Итак, разность 26 и 2 есть число, в котором 2 десятка, а единиц 6 без 2, то есть 4. Значит, 26 – 2 = 24.
Пример 3. Постановка задачи: сложить 26 и 10. Рассматриваем рисунок: Волк составил «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Так как 10 – это один десяток, то Заяц к оранжевым «вагонам» прицепляет еще 1 оранжевый «вагон». Получился «поезд», в котором 3 оранжевых (2 + 1 = 3) и 6 белых (6 + 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 36. Значит, 26 + 10 = 36.
Пример 4. Постановка задачи: вычесть 10 из 26. Составим «поезд» из 2 оранжевых и 6 белых «вагонов». Отцепим от оранжевых «вагонов» один. Получился «поезд», в котором 1 оранжевый (2 – 1 = 1) и 6 белых (6 – 0 = 6) «вагонов». Он обозначает число 16. Значит, 26 – 10 = 16.
- А сейчас попробуйте сформировать правило: как же, не используя цветные палочки, можно складывать и вычитать двузначные числа. (Слайд № 23)
– Прочитайте правила, приведенные на с. 41 учебника.
Самооценка
На дереве 5-й листок
VI.Работа в парах
Задание № 2 (с. 41).
Учащиеся работают в парах; используя цветные палочки, они выполняют сложение и вычитание двузначных чисел.
Самооценка
На дереве – 6-й листок
VII. Физминутка
Вы дружно трудились,
Немножечко устали.
Тихонько все сразу за партами встали.
- Повторяйте движения ритмической гимнастики. ( Под музыку) (Слайд №24)
Это интересно (слайд №25)
VIII. Повторение пройденного материала
Работа по учебнику. (стр. 42 №9)
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что необходимо узнать?
Запишем условие задачи: (Слайд №26).
На дереве -7-й лист
Самооценка
IX. Итог урока.
Наш урок подошёл к концу. Он вам понравился?
Что вам особенно понравилось в уроке?
Что осталось непонятным?
Какие умения помогли вам выполнять задания?
Оцените свою работу сигнальной карточкой. (Светофорики)
Продолжите предложения: (Слайд №27)
-Было интересно….
-Было трудно…..
-Я понял, что…..
-У меня получилось…
Выразите своё настроение в цвете. Выберите и приклейте к цветку ещё один последний Лепесток.
- Вы сегодня творчески работали, своим теплом, добрыми делами, хорошими знаниями вы помогли оживить дерево.
Покажите те цветы добра, тепла и радости. Эти распустившиеся цветы останутся вам на память о нашем уроке.