1. | Организационный этап | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. | Включаются в деловой ритм урока. Учащиеся слушают учителя | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. | Актуализация знаний | Организация устного счета. Устные упражнения «Математическая разминка». 1. 5 5 5 5 = 30 (Ответ: 5 + 5 5 + 5 = 30) 5 5 5 5 = 55 (Ответ: 5 (5 + 5) + 5 = 55) 5 5 5 5 = 120 (Ответ: 5 5 5 – 5 = 120). 2. Верно-неверно: а) Две точки можно соединить двумя отрезками. б) В одном сантиметре 10 дециметров. в) Прямая не имеет концов. г) Точка разбивает прямую на два луча. д) Лучи АМ и AN – дополнительные лучи. е) В одной тонне 100 кг. 3. Класс делится на две команды. К доске приглашается с учебником по 1 человеку от каждой команды. Нужно устно сосчитать и записать на доске только ответ. № 126 (а, в) № 126 (б, г) | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. Ставят знаки действий.
Работают сигнальными карточками
Работают устно по цепочке
Записывают результат на доске | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
3. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Проблемная ситуация –Выполните задание: начертите луч. Начало луча назовите О. Укажите стрелочкой направление луча. Отложите от точки О отрезок длиной 1 см, 2см, 3см, 4см, 5см, 6см… – Сформулируйте тему урока. (Координатный луч) Запишите тему в тетрадь. Тема урока: Координатный луч. (Плакат с координатным лучом. Определение координатного луча) Слайд 1. (приложение презентация) Постройте в тетради координатный луч с единичным отрезком 1 клеточка. На своем луче проставьте буквы, соответствующие числам данного ключа, и прочитайте получившееся слово. 21 | 9 | 27 | 3 | 0 | 24 | 15 | 12 | 6 | 18 | а | р | а | о | к | т | и | д | о | н | Итак, появляется новое понятие – «координата». Тема урока: Координаты – Чему мы должны научиться на уроке? (Уточнить значение понятия «координата точки»; научиться определять и записывать координаты любых точек.)
| Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
Работают с учебником с. 22 рис.22 , читают текст, строят координатный луч в тетради Записывают тему в тетрадь. (1 часть)
Слушают объяснение учителя
Строят координатный луч. Ставят буквы соответствующие числам данного ключа, читают получившееся слово.
Записывают в тетрадь тему урока (2 часть) Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют задачи урока | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
|
| Открытие нового: Слышали ли вы фразу: «Оставьте свои координаты»? Что она обозначает? (Оставить свой адрес, дать номер телефона.) Значит, речь идет о местоположении. А что же используется для записи адреса? (Число) Так что же такое «координата точки»? (Это число, показывающее местоположение точки на числовом луче, то есть адрес точки.) – Проверим значение слова «координата» по толковому словарю. – Вернемся к заданию: определить и записать координаты точек А, В, С, Д. В математике строгие правила, есть свои условные обозначения. Посмотрите, как записывается координата точки А. В скобках, рядом с обозначением точки – А(4). – Координатой точки А называется число, которое показывает расстояние от начала луча до точки А. Что показывает число в скобках? (Количество единичных отрезков от начала отсчета до точки А). Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число – под ним. – Так что же такое «координата точки»? Слайд 2 (приложение презентация) – Что нового узнали про числовой луч из вывода в учебнике? (Он еще называется координатным). Почему его еще так называют? (Так как каждой точке числового луча соответствует, число равное координате этой точки). «Лесенка знаний» пополнилась еще одним дополнением – координатный луч.
|
.
Учащиеся делают вывод.
Слушают объяснение учителя.
Учащиеся делают вывод. | |
4. | Применение знаний и умений в новой ситуации | 1.На доске начерчен луч с началом в точке О. Беседа по вопросам: Является ли этот луч координатным лучом? (Нет.) Почему? (Не выбран единичный отрезок.) Как обозначается единичный отрезок? Почему он так называется? Как понимать запись: В(3)? Как называется число 3? Сколько точек В(3) можно отметить на координатном луче? (Одну.) 2. № 118 (а), 119, 121 (устно).
| Учащиеся участвуют в беседе.
Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Давайте немного отдохнем. Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три». Руки в стороны по - шире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | |
6. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Самостоятельная работа с проверкой на уроке. Вариант I | Вариант II | 1. Напишите координаты точек D, Е, Т и К, отмеченных на координатном луче. 2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(8), К(12), Р(1), М(9), N(6), S(3). | 1. Напишите координаты точек М, N, С и Р, отмеченных на координатном луче. 2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки А(6), В(5), С(3), D(10), Е(2), F(1). | 3. Выразите в граммах: | 5 кг 750 г; 2 кг 60 г | 5 кг 200 г; 1 кг 5 г | Выразите в килограммах: | 3 т 180 кг; 4 ц 3 кг | 3 т 60 кг; 8 ц 70 кг | Выразите в килограммах и граммах: | 4370 г; 1030 г | 6840 г; 3090 г | Выразите в тоннах и центнерах: | 853 ц; 205 ц | 556 кг; 4350 кг. |
| Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам.
Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы.
Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю. | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. | Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит итоги работы класса в целом. Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока? – Оцените работу класса на уроке. Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему? |
Учащиеся высказывают свои мнения.
| Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
8. | Информация о домашнем задании | Дает комментарий к домашнему заданию Домашнее задание: п. 4, повторить п. 3, № 138, 141, 143. | Учащиеся записывают в дневники и тетради домашнее задание. | |