Учитель математики Прокопова И.В.
Предмет | Математика (алгебра) | Класс | 7 |
Тема урока | « Линейная функция » |
Педагогические цели урока
| Образовательные Систематизировать основные знания учащихся по теме. Обобщить полученные знания и навыки в решении упражнений. Выработать умение анализировать и находить правильное решение проблемных ситуаций. Воспитательные Воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения. Развивающие Развитие логического мышления, зрительной памяти, математически грамотной речи, сознательного восприятия материала развитие у учащихся исследовательских умений и навыков,формирование у учащихся навыков самоконтроля |
Задачи урока
| - обучающие способствовать формированию навыка строить графики линейных функций, находить координаты точек пересечения графиков функций разными способами; способствовать осознанию нового материала с помощью его визуализации на интерактивной доске; -развивающие способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы учителя по изученному материалу; способствовать обучению школьников умению определять черты сходства и различия в уравнениях графиков функций - воспитательные способствовать формированию познавательного интереса к предмету, логического мышления через решение нестандартных заданий. |
Тип урока | урок «открытия» нового знания. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Планируется, что к окончанию урока ученики будут распознавать линейную функцию у= kx, её график и преобразовывать геометрическую модель функции в аналитическую; способствовать развитию у обучаемых исследовательских умений и навыков создать условия, обеспечивающие формирование у обучаемых навыков самоконтроля. | Регулятивные: - контроль по образцу и внесение корректив; – постановка и удерживание учебной задачи; – умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, сличать способ действия с эталоном; Познавательные: –понимание математических рисунков, анализ, сравнение, использование знаково-символических средств; - целеполагание; - выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные: – учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками; – умение слушать; – умение аргументировать свою позицию и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности; | формирование у учащихся готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности. |
Условия реализации урока |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии | Оборудование |
аудиовизуальная информация, презентация к уроку | Учебник «Алгебра, 7 класс». Под. ред. А.Г.Мордковича | Ю.А.Глазков, М.Я.Гаиашвили. Алгебра,7 класс. Контрольно-измерительные материалы. | Интерактивная доска; раздаточный материал (тесты, рабочие листы для оформления результатов исследования) |
Основные понятия | Линейная функция , ее график, свойства |
Форма проведения урока | урок-исследование |
Этап урока |
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | УУД Л - личностные П - познавательные Р - регулятивные К -коммуникативные |
1.Мотивация учебной деятельности. Цель:создать мотивацию к учебной деятельности на уроке на личностно значимом уровне (3 мин) |
- приветствую учащихся; -визуально проверяю готовность учащихся к уроку; -спрашиваю, какое слово кажется «лишним» на уроке алгебры? Где мы с ним встречались? - обращаю внимание на то, что алгебра и геометрия точные науки, доказательства необходимы; | - предлагаю эпиграф урока: (слайд 2) «Легче найти доказательство, приобретя сначала некоторое понятие о том, что мы ищем, чем искать такие доказательства без всякого предварительного знания». Архимед. | - приветствуют учителя; - занимают рабочие места; - читают эпиграф; - выделяют слово «доказательство», с которым встречались на уроках геометрии; | | Л – самоопределение к деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации; эмоциональное восприятие материала; |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Цель: актуализировать знания учащихся, необходимые для «открытия нового знания»: определение линейной функции, значение коэффициентов m и k; график линейной функции(5 мин) |
-предлагаю назвать предыдущую тему урока; -предлагаю повторить определение линейной функции; - организую самопроверку домашней работы (слайд3) - предлагаю за каждое верное задание поставить 1 балл в оценочном листе; (см приложение 1) - предлагаю уточнить значение коэффициентов m и k; -слайд 4. Предлагаю установить связь между графиками функций и формулами, их задающими; -слайд 5. Предлагаю установить принцип деления линейных функций на две группы; - подвожу учащихся к выводу, что линейная функция при m=0 образует отдельную группу функций и это необходимо изучить (особая группа - особые свойства); | - самопроверка домашней работы (слайд3) -слайд 4. Установить связь между графиками функций и формулами, их задающими; -слайд 5. Установить принцип деления линейных функций на две группы; | -называют тему «Линейная функция и её график», озвучивают определение; -осуществляют самопроверку домашней работы, оценивают её; - отвечают на вопросы; - отмечают, что во втором столбике записаны линейные функции, у которых m=0; | Владение понятийным аппаратом | П –понимание математических рисунков, анализ, сравнение, использование знаково-символических средств; Р - контроль по образцу и внесение корректив; К – учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками; |
3. Постановка учебной задачи. Цель: организовать фиксацию образовательной цели и темы урока(3 мин) |
-прошу сформулировать цель урока; - спрашиваю, как выглядит уравнение, задающее линейную функцию, если m=0; - прошу сформулировать тему урока, записываю её на доске «Линейная функция у=kx» | | - формулируют цель урока: изучить график и свойства линейной функции при m=0; - формулируют тему урока и записывают её в тетрадь; | | П - целеполагание; Р – постановка и удерживание учебной задачи; К – умение слушать; |
4. «Открытие нового знания». Цель: построить проект выхода из затруднения,организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение новых знаний; организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаков (12 мин) |
- предлагаю провести исследование с помощью плана (см. приложение 2); (работа в парах) - осуществляю контроль за работой пар; - предлагаю проверить результаты исследования: слайд 6: предлагаю проверить правильность построения графиков (п1,2), сделать отметку в оценочном листе; - предлагаю озвучить гипотезы в п.3, 4 (оценки в оценочный лист) -предлагаю вернуться к эпиграфу урока и пояснить его смысл; - обращаю внимание на то, что доказательство мы проводим для теорем, прошу вспомнить, что такое теорема и что такое доказательство; - приглашаю ученика (по желанию) провести доказательство теоремы, предлагаю ученикам по учебнику (стр 52) проверить правильность наших рассуждений, сделать самооценку; - обращаю внимание, что, выполняя задания, мы чаще всего переходим от аналитической модели к геометрической. Необходимо уметь решать обратную задачу: перейти от геометрической модели к аналитической; -Слайд 7. Предлагаю выполнить задание (дополнительное на плане исследования): График функции y = kx проходит через точку (2;8). Найти k и задать эту функцию формулой. | исследование с помощью плана (см. приложение 2); работа в парах слайд 6: проверить правильность построения графиков (п1,2); -по учебнику (стр 52) проверить правильность рассуждений при доказательстве теоремы; -Слайд 7.Выполнить задание: График функции у=kx проходит через точку (1;4). Найти k и задать эту функцию формулой. | - проводят исследование по плану, делают записи в тетрадях, проводят обсуждение в парах; - проверяют правильность построения графиков, оценивают себя; -выдвигают гипотезы: графиком является прямая линия; проходит через начало координат; - поясняют смысл эпиграфа применительно к выдвинутым гипотезам; - отвечают, что теорема – это утверждение, справедливость которого устанавливается путем рассуждений, а сами рассуждения называются доказательством теоремы; - ученик доказывает теорему; ученики осуществляют проверку по учебнику, сравнивают свое доказательство, выставляют оценки; -ученик (по желанию) выполняет задание на доске; кто выполнил его раньше, оценивает себя; | Умение работать с математическим текстом, уметь планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения | Л– умение грамотно излагать свои мысли и выстраивать аргументацию; П - выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; Р – умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения, сличать способ действия с эталоном; К – умение аргументировать свою позицию и координировать её при выработке общего решения в совместной деятельности; |
5 Первичное закрепление. Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия с проговариванием во внешней речи(7 мин) |
- предлагаю выполнить коллективно задания | §9 №3в, 4в | - выполняют коллективно задания | | Л – умение грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; П – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Р – умение выбирать действия в соответствии с задачей; К – контроль, коррекция и оценка действий партнера; |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий по графикам линейной функции с последующей самопроверкой по эталону(7 мин) |
-предлагаю выполнить задания §9 № 3г, 5, дополнительно№7. Слайд 8. (для проверки) | §9 № 3г, 5, дополнительно№7. Слайд 8. (для проверки) | - самостоятельно выполняют задания, осуществляют самопроверку, оценивают себя | Умение распознавать линейную функцию у= kx, её график и преобразовывать геометрическую модель функции в аналитическую | Л – проявление готовности к самообразованию; П – рефлексия способов действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Р - умение выбирать действия в соответствии с задачей; |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: организовать работу с графиками линейной функции у=kx как частным случаем линейной функции у=kx+ m(4 мин) |
- предлагаю задание по установлению соответствия между графиками функций и формулами, их задающими. В результате будет расшифрована фамилия математика, который впервые использовал термин «функция» (приложение 3) | | - выполняют задание и сдают на проверку; | Умение находить соответствие между геометрической и аналитической записью линейной функции | Л – умение контролировать результат учебной деятельности; П – установление причинно- следственных связей; Р – адекватная оценка трудности учебной задачи и собственных возможностей её решения; |
8 Рефлексия деятельности.Цель: Зафиксировать новый способ действий, изученный на уроке; провести анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся; зафиксировать затруднения, которые остались.(4 мин) |
- акцентирую внимание учащихся на конечные результаты урока с помощью вопросов (слайд 9): ( можно вернуться к слайд 4) - оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, сообщаю критерии оценивания: 9-11 баллов – «5» 7- 8 баллов – «4» 5 – 6 баллов – «3» -выражаю удовлетворенность работой класса, задаю домашнее задание: | - вопросы (слайд 9): Какую цель ставили на уроке? Удалось ли её осуществить? Каким способом? Какие получили результаты? Как могут на плоскости располагаться две прямые? ( можно вернуться на слайд 4) А вы хотите узнать отчего это зависит? Какова цель дальнейшей работы? - домашнее задание: §9 №4аб, 3б, 15 Узнать, как называется функция y = kx | - формулируют конечный результат работы на уроке; - формулируют цель на следующие уроки; - подсчитывают количество полученных баллов, выставляют оценки, сдают оценочные листы; - записывают домашнее задание. | | Л – самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности; П – рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности; Р – выделение того, что уже усвоено и что нужно усвоить; К – формулирование своего мнения, учет разных мнений. |
Приложение 1. Лист самооценки.
Приложение 2.
1.Построить график линейной функции у = 3х. Выписать коэффициент k.
Выяснить, возрастает или убывает заданная функция, объяснить почему.
2.Построить график линейной функции у = -2х. Выписать коэффициент k.
Выяснить, возрастает или убывает заданная функция, объяснить почему.
4. Выяснить, как расположены эти графики в системе координат; ( что общего у этих графиков?) (гипотеза)
__________________________________________________________________________________________
точку (1; 4). Найти k и задать эту функцию формулой.
Приложение 3.
Расшифруйте фамилию математика, который впервые использовал термин функция. Для этого в квадратиках впишите букву, соответствующую графику заданной функции. В оставшийся квадратик впишите букву Ц. Дополните чертеж графиком соответствующей функции.