Организационный момент | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Организует внимание детей.
Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь! Я рада приветствовать Вас на уроке математики и прошу обратить внимание на доску. «Учиться надо весело…. Чтобы усваивать знания, надо переваривать их с аппетитом» А. Франц. Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? Абсолютно верно! Это высказывание будет девизом нашего сегодняшнего урока! | Учащиеся готовы к началу работы. Включаются в деловой ритм урока.
Читают высказывание и предлагают варианты ответов. Примерный ответ ученика: на уроке не место скуке и унынию. Мы будем активно и весело работать: мыслить, рассуждать, исследовать и только так получать знания по математике! | Личностные: самоопределение к учебной деятельности.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Этап актуализация знаний. | Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: 1.Раскройте скобки: -3+(а+b+с+d); -7+(-a-b-c-d); 10+(a+b-c+d); (5a-2b+4c-3d)∙(-3); -12(-2a+5b-4c+3d); (-3a-2b+5c+4d) ∙ (-15) 2. Открываем тетради, записываем число, классная работа. 3. Обратите внимание на записи. На доске: 5(x-3)=20; a-4+b; x+8=-15; 4b; 7,5s-3k; 5x=2x+6; 6m -1. Внимательно их изучите и ответьте на вопросы: а) На какие две группы можно разделить написанное? б) Как можно назвать каждую из групп? в) Интересна ли для нас 1 группа: выражения? г) А вторая? Почему?
4. Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
5. Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.
6. Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?
|
1. Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ
2. Делают записи в тетради.
3.Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы:
а) На уравнения и выражения б) Уравнения, выражения в) Нет г) Да, потому что уравнения можно решить. 4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: «Решение уравнений». 5. Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать. 6. Формулируют задачи: а) вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям; б) изучить материал учебника по этой теме; в) внимательно слушать учителя; делать необходимые записи в тетрадях. | Личностные: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний; Познавательные : формулировать информационный запрос; Регулятивные : определять цели учебной деятельности; планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи ; -планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения. |
Этап изучение нового материала | 1.Подготовительный этап. – А что значит «решить уравнение»?
– Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы встречаемся с понятием равенство?
Актуализация и постановка проблемы. – Давайте посмотрим. Весы находятся в равно-весии. Что произойдет, если с одной чаши весов убрать груз? – А что надо сделать, чтобы весы снова оказались в равновесии? – Это свойство «весов» нам еще пригодится. Давайте вернемся к началу нашего урока. В тетрадях запишем 1 уравнение и решим его. Какие существуют способы решения данного уравнения? - Хорошо! Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения: 1 способ 5(x-3) = 20 5x-15=20 5x=20+15 5x=35 x=35:5 x=7 - А сейчас по правилу отыскания неизвестных компонентов 2 способ 5(x-3) = 20 - Что неизвестно в уравнении?
- Как найти неизвестный множитель? x-3=20:5 x-3=4 x=4+3 x=7 - Что мы получили в итоге? - Что называется корнем уравнения?
-Число 7 является корнем уравнения x-3=4 и уравнения 5(x-3) = 20, так как 7-3=4 и 5(7-3)=20. - Как из первого уравнения можно получить второе? Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число. Поэтому: Корни уравнения не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно и тоже число , не равное нулю. 2. Снова вернемся к началу урока и теперь рассмотрим второе уравнение: x+8= - 15. Как его можно решить? Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе. - Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел? - Как можно получить в левой части уравнения только с x? - Рассмотрим решение этих уравнений. x+8= - 15 x+8-8= -15-8 x=-23 Мы видим, что слагаемые без переменной перешли из левой части уравнения в правую с противоположным знаком. А сейчас рассмотрим третье уравнение и решим его: 5х=2х+6 Чем данное уравнение отличается от предыдущего? Как его можно решить? 5х=2х+6 5x+ (-2x) = 2х+6+ (-2x) 5x+ (-2x) = 6 3x=6 x=6:3 x=2 Хорошо! Давайте рассмотрим такой вопрос: Вы собираетесь за границу. О чем в первую очередь вы должны подумать, когда пересечете границу? Правильно, пересекая границу, вам обязательно надо поменять паспорт. Давайте представим, что знак «=» - это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак. Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак. | 1. Отвечают на вопросы: 1)Найти все значения неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство или установить, что таких значений нет. 2) Называют возможные варианты, например, при взвешивании. 3) Чаша с гирями перевесит. 4) Убрать гири. 5)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения. 6) Вспоминают распределительное свойство умножения и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения. 7) Отвечают на вопросы: Множитель 8)Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
9) Корень уравнения x=7 Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство.
10) Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 5 или умножив обе части на 1/5. 11) Записывают в тетрадях вывод. 2. 1) Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение. 2) Нулю. 3) Прибавить или отнять числа, противоположные числам в левой части. 4) Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения. 5) Предлагают варианты решения уравнения. 6) Для этого надо к обеим частям уравнения прибавить (-2 x). Решают уравнение. 7) Слушают, отвечают на вопросы 8) Записывают в тетрадях вывод. | Познавательные : извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; структурировать знания;
Коммуникативные : вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные : давать определения новым понятиям темы; называть способы решения уравнения. |
Первичное осмысление и закрепление знаний | Учитель: Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа. Решить №1314 и 1315 с комментированием на месте. | - Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места. | Предметные: различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы Познавательные: анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие; |
Физкультминутка | Дружно с вами мы решали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я и вы, друзья, вместе дружная семья. | Выполняют упражнение | |
Этап закрепление изученного материала | Решить уравнение №1316( а- г) на доске и в тетрадях, проговаривая правила.
3. Решить уравнение №1319(а;б) с комментариями на месте. | 1)Осмысливают и приступают применять новый способ решения на практике. 2) Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Один из учеников решает у доски с комментарием. 3)Решают самостоятельно, сверяют с доской, один из учеников решает у доски. | Предметные : различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы Познавательные : анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие; |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Вариант 1. 1.Решите уравнения: а) -8х = 48; б) 16х – 24 = 9 + 5х; в) 1 – 2х = 12х + 1; г)24х – 18= 27х - 24;
Вариант 2. 1.Решите уравнения: а) 9х = -36; б) 18х – 21 = 6 + 9х; в) 7 – 4х = 14х + 7; г)19х – 13= 23х - 21;
Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. - У кого всё правильно? - У кого есть ошибки? - В каком месте ошибки? - В чём причина? - Исправьте ошибки. | Выполняют задание самостоятельно, выбирая, сколько уравнений решать. Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «!», «?». Оценивают свою работу (по 1 баллу за каждое уравнение). 4 балла - оценка «5»; 3 балла - оценка «4»; 2 балла - оценка «3»; 1-0 баллов - надо еще поработать. Эталон для самопроверки: Вариант 1. а) -8х = 48; х =48:(-8); х= -6. б) 16х – 24 = 9 + 5х; 16х -5х = 9 +24; 11х =33; х = 33:11; х =3. в) 1 – 2х = 12х + 1; - 2х – 12х =1 - 1; - 14х = 0; х=0. г)24х – 18= 27х - 24; 24х – 27х =- 24 +18; - 3х =- 6; х = -6:(-3); х =2. Вариант 2. а) 9х = -36; х = -36:9; х = - 4. б) 18х – 21 = 6 + 9х; 18х - 9х =6 +21; 9х = 27; х =3. в) 7 – 4х = 14х + 7; - 4х – 14х =7 – 7; - 18х =0; х = 0. г)19х – 13= 23х - 21; 19х – 23х = -21 +13; -4х =-8; х = 2. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | Регулятивные : Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей ; Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. |
Домашнее задание. Этап подведение итогов | -Наш урок подходит к концу, с начала запишем домашнее задание, затем подведем итоги. - На доске: Домашнее задание: п. 42, выучить правила; решить №1342(а; б; в; г) – на оценку «3», №1346 – на оценку «4», №1349– на оценку «5» - Ваши вопросы по домашнему заданию. - А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? - Давайте еще раз вспомним определение уравнения, корня уравнения. - Итог урока каждый из вас подведет с помощью листа самооценки. | 1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках. 2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы. 3)Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила; определение уравнения, корня уравнения. 4) В конце своей работы каждый ученик заполняет лист самооценки . | Регулятивные : констатировать необходимость продолжения действий
Познавательные : решать различные виды уравнений |