kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алгебраическое выражение является одним из ключевых понятий математики .На уроках математики 5 класса в целях пропедевтики данного понятия рассматривается понятие буквенное выражение. С помощью буквенных выражений учащиеся записывают законы математических действий. Буквенные выражения находят применение и при описании реальных ситуаций: составление математических моделей. В этом случае используются такие виды буквенных выражений как уравнения и формулы. В процессе работы учащиеся видят, что буквенные выражения возникают при решении задач, когда какие-то данные в их условиях могут меняться, с их помощью можно записать зависимость между различными величинами.

Краткое описание урока

Краткое описание урока

Тип урока

Урок изучения нового материала

Тема урока 

Формула

Актуальность использования средств ИКТ

Использование ИКТ позволяет создать условия для формирования культуры учебной деятельности и информационной культуры обучаемого и обучающего;

индивидуализации и дифференциации процесса обучения

Цели урока

Методическая цель: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению материала

Образовательная цель: обеспечение усвоения учащимися учебного материала по теме на ознакомительном уровне

Развивающая цель: содействие развитию представлений учащихся о видах буквенных выражений

Задачи урока

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Создать условия для формирования умения записывать зависимости между различными величинами

Способствовать формированию представление о математическом языке; развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

умению описывать реальные ситуации математическим языком

Содействовать развитию мышления и информационной культуры

воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютерная презентация (Приложение 1),

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер учителя, проектор

 

Дидактические материалы к уроку

·         Компьютерная презентация (Приложение 1)

 

  • Лист самоконтроля (Приложение 2)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2.Лист самоконтроля»

Лист самоконтроля ___________________________________________ Дата_____________









Задание 1. Задание 2.

Перед вами таблица. Пожалуйста, определите В каждой строчке найдите

возможную скорость разных предметов. лишнюю величину: 

Велосипедист

60 км/ч

Автомобиль

7200 км/ч



Ракета

72 км/ч

Поезд

12 км/ч

Самолет

24 км/ч

Теплоход

800 км/ч

10 км; 10 м; 10 ч; 10 мм

12 км/мин; 22 км/ч; 320 км/ч; 42 км/ч

Тонна, час, век, минута

3 м 7см, 3т7кг, 3м 7дм, 37дм, 370см


Самостоятельная работа

Используя формулу s = vt, найдите неизвестную величину:

1 вариант


2 вариант

v (км/ч)

27

60



v (км/ч)

23


70

t (ч)

6


4


t (ч)

9

3


S(км)


480

520


S(км)


420

280



Используя формулу S = ab, найдите неизвестную величину

1 вариант


2 вариант

а (м)

5


4


а (м)

5



b (м)

74

3



b (м)

94

4

3

S (м2)


840

96


S (м2)


92

720



Дополнительные задания

 1 вариант 2 вариант
1. Запишите цифрами число: 1. Запишите цифрами число:
а)74 миллиона 146 тысяч 27 а) 17 миллионов 36 тысяч 5
б)215 миллиардов 724 тысячи б) 31 миллиард 247
в) два миллиона две тысячи в) два миллиона две тысячи два

2. Округлите 2. Округлите
1)до десятков:348 1)до десятков: 457

2743 3256

17 246 25 322
2)до сотен: 2486 2) до сотен: 7167

5542 6417

77 777 55 555
3) до миллионов: 33 569 243 3) до миллионов: 3 124 539





Просмотр содержимого документа
«открытый урок урок 15.10.2014»

План-конспект урока

Формулы.

ФИО Подгорнова Татьяна Новомировна

Место работы – МОУ «СОШ №17 г. Вольска Саратовской области»

Должность – учитель математики

Предмет – математика

Класс – 5б

Тема и номер урока в теме – «Формулы», первый урок в теме (45 мин)

Тип урока - комбинированный

Цели урока:

Главная дидактическая цель: формировать представление о математическом языке, ввести понятие «формула»; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; фиксировать индивидуальные затруднения в пробном учебном процессе; уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные: ввести понятие «формула»; формировать умение учащихся пользоваться

формулами. Формировать умение составлять различные формулы по определенным правилам или схемам, вычислять значения переменных по формуле при заданных значениях остальных переменных. Научить решать задачи.

Ресурсы урока

Основные: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Москва, издательство «Мнемозина», 2012 г.

мультимедиа проектор, компьютер, рабочая тетрадь.

Дополнительные: листы самооценки

Методы обучения: наглядно-практический, частично-поисковый, самостоятельная работа.


Граница знания – незнания.

Знают

Не знают

Формулы пути, площади и периметра.

Умеют решать задачи с числовыми данными по этим формулам.

Определение понятия формула.

Как составлять формулу по условию задачи.











Структура и ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.


(Сл. 2). Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране математики. Ведь МАТЕМАТИКА – самая древняя из наук, она была и остаётся необходимой людям! Ну что ж…

Нам урок пора начать.

Пришло время вычислять.

И на трудные вопросы

Вы ответ сумейте дать!

Сегодня будем работать не только в тетрадях, но и на бланках ответов. Подпишите бланк и отметьте ручкой тот смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.


II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель этапа: обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения.


Жила – была в стране МАТЕМАТИКА загадочная принцесса. Она была непоседа и постоянно путешествовала из государства Алгебра в государство Геометрия. Во время одного путешествия она перепутала соответствия между величиной и её определением. Поможем ей определить, с какой скоростью она может передвигаться на данных видах транспорта. (Сл. 3,4)

  1. Соедините стрелочками величину и её определение.


Велосипедист

60 км/ч

Велосипедист

12 км/ч

Автомобиль

7200 км/ч



Автомобиль

60 км/ч

Ракета

72 км/ч

Ракета

7200 км/ч

Поезд

12 км/ч

Поезд

72 км/ч

Самолет

24 км/ч

Самолет

800 км/ч

Теплоход

800 км/ч

Теплоход

24 км/ч


2) Все жители этой страны разговаривали на особом языке – на математическом. Что это за язык?

(Математический язык – это язык чертежей, букв, цифр, знаков действий и других символов).

3) В каждой строчке найдите лишнюю величину: (Сл.5)

10 км; 10 м; 10 ч; 10 мм

12 км/мин; 22 км/ч; 320 км/ч; 42 км/ч

Тонна, час, век, минута

3 м 7см, 3т7кг, 3м 7дм, 37дм, 370см


Принцесса имела множество имён и так часто менялась, что подданные не узнавали её в лицо. То она Формула Пути, то Формула для вычисления Площади прямоугольника. Она очень добра и всегда готова помочь тому, кто не только узнаёт её с первого взгляда, но и знает наизусть все её имена. Потому что Принцесса ФОРМУЛА – это …?

А хотели бы вы узнать, что такое формула?

Какова же тема нашего урока? Запишем тему в тетрадь.


III. Постановка учебной задачи.

Цель этапа: организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации достижения поставленной цели.


(Сл.6) C помощью ключевых вопросных слов “Что?”, “Какие?”, “Зачем?”, “Где?”, “Как?” задайте один вопрос, который может у вас возникнуть в связи с этой темой. (определение формулы; какие бывают формулы; как составлять формулы и т.п)


IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель этапа: реализовать построенный проект в соответствии с планом, закрепить новое знание в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Что же такое формула? (Сл.7) – вопросы – ответы:

– как найти площадь прямоугольника, если известны его стороны?
– как найти периметр прямоугольника, если известны его стороны?
– как найти путь, если известны время и скорость?

Что общего в этих предложениях?

Как записать правила на математическом языке?

Что же такое формула? (Сл.8)


  1. Физминутка (Сл.9)

1. Аккуратно положите ручку.
2. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза (4 раза).
Голову держите прямо,

глаза подняли вверх,

опустили вниз,

посмотрели влево,

посмотрели вправо (4 раза).
3. Все встали.
Крутим – вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо – влево).
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимаем колени).
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивание, руки вверх, в стороны, вперёд)
И за парты все вернулись-
Вновь урок у нас идёт.


  1. Первичное закрепление

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий, формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Работа с учебником Стр. 63 № 206 (а.б), №207 (а, б) №208 (а,б)

Давайте решим все задачи по порядку, а потом вернемся к вашим листам.

Задачи решаем в парах (1-2 минуты). Потом обсуждаем вместе.

Договоримся, как мы будем решать все задачи. (Сл.10)

  • Читаем внимательно условие

  • Составляем схему

  • Пишем формулу

  • Подставляем числовые значения

206 а) a = 25 см S = a b б) а = 48 см S = a b

b = 24 см S = 25 ∙ 24 b = 125 см S = 48 ∙ 125

S = ? см2 S = 600 см2 S = ? см2 S = 600 см2

207а) a = 12 м P = (a + b)∙2 б) а = 34 м P = (a + b)∙2

b = 15 м P = (12 + 15)∙2 b = 25 м P = (48 + 15)∙2

P = ? м P = 54 м P = 126 м

№ 208 а) v = 15 км/ч S = v t б) а = 70 км/ч S = v t

t = 4 ч S = 15 ∙ 4 b = 2 ч S = 70 ∙ 2

S = ? км S = 600 км S = ? км S = 140 км


VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия


Прежде чем выполнить самостоятельную работу, вспомним, как найти неизвестный множитель? Принцесса Формула часто меняет своё лицо, постарайтесь узнать её.

(Сл. 11-14). (После выполнения работы меняемся бланками, проверяем)


VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Итак, ребята как вы считаете, что было самым важным сегодня на уроке?

Научились ли вы сегодня чему-то новому, чего раньше не умели делать?

Принес ли этот урок вам какую-то пользу?

Отметьте карандашом смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас.


А моѐ мнение ребята такое: Самое главное, что показал этот урок, это то, что математика просто необходима нам в жизни, для решения самых разнообразных жизненных задач.


Вы сегодня хорошо потрудились, а плата за ваш труд это оценки, которые я вам выставлю, когда проверю ваши работы и математические диктанты. Выставляя оценки, я обязательно учту, отличные ответы по устному опросу. Во время устного опроса хорошие знания

показали следующие учащиеся….


IX. Домашнее задание Стр. 63, выучить определение

(Сл. 15) № 206 (в,г), №207 (в,г), №208 (в,г),

Дополнительное задание № 209 (в,г),

составить задачу на применение

изученных формул









Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1. урок в 5 классе, 15.10.2014»

формулы Математика 5 класс И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович Составила учитель математики  МОУ СОШ № 17  г. Вольска Саратовской области» Подгорнова Татьяна Новомировна

формулы

Математика 5 класс И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович

Составила учитель математики

МОУ СОШ № 17

г. Вольска Саратовской области» Подгорнова Татьяна Новомировна

24км/ч 5 км/ч 800 км/ч 12км/ч 72 км/ч 7200 км/ч 60 км/ч

24км/ч

5 км/ч

800 км/ч

12км/ч

72 км/ч

7200 км/ч

60 км/ч

5 км/ч 800 км/ч 60 км/ч 7200 км/ч 12 км/ч 72 км/ч 24км/ч

5 км/ч

800 км/ч

60 км/ч

7200 км/ч

12 км/ч

72 км/ч

24км/ч

В каждой строчке найдите лишнюю величину:   10 км; 10 м; 10 ч; 10 мм 12 км/мин; 22 км/ч; 320 км/ч; 42 км/ч Тонна, час, век, минута 3 м 7см, 3т7кг, 3м 7дм, 37дм, 370см
  • В каждой строчке найдите
  • лишнюю величину: 

10 км; 10 м; 10 ч; 10 мм

  • 12 км/мин; 22 км/ч; 320 км/ч; 42 км/ч
  • Тонна, час, век, минута
  • 3 м 7см, 3т7кг, 3м 7дм, 37дм, 370см

“ Что?”, “Какие?”, “Зачем?”, “ Где?”, “Как?”

Что?”, “Какие?”, “Зачем?”,

Где?”, “Как?”

a ФОРМУЛЫ Что общего в записанных предложениях? b S = a ∙ b ПРАВИЛА Как записать эти правила на математическом языке? Как найти площадь прямоугольника, если известны его стороны? Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон P = a + a + b + b или P = 2(a + b) Как найти периметр прямоугольника, если известны его стороны? Периметр прямоугольника равен сумме длин его сторон s = v ∙ t  Как найти пройденный путь, если известны время и скорость движения? Пройденный путь – это произведение скорости на время движения Правило, вычисления той или иной величины, записанное на математическом языке, – это формула 7

a

ФОРМУЛЫ

Что общего в записанных предложениях?

b

S = a ∙ b

ПРАВИЛА

Как записать эти правила на математическом языке?

Как найти площадь прямоугольника, если известны его стороны?

Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон

P = a + a + b + b или

P = 2(a + b)

Как найти периметр прямоугольника, если известны его стороны?

Периметр прямоугольника равен сумме длин его сторон

s = v ∙ t

Как найти пройденный путь, если известны время и скорость движения?

Пройденный путь – это произведение скорости на время движения

Правило, вычисления той или иной величины, записанное на математическом языке, – это формула

7

Формула площади прямоугольника ФОРМУЛЫ Формулы периметра прямоугольника S = a ∙ b P = a + a + b + b или P = 2(a + b) Формула пути s = v ∙ t  В дальнейшем вы узнаете еще много новых формул…

Формула площади прямоугольника

ФОРМУЛЫ

Формулы периметра прямоугольника

S = a ∙ b

P = a + a + b + b или

P = 2(a + b)

Формула пути

s = v ∙ t

В дальнейшем вы узнаете

еще много новых формул…

Физкультминутка Крутим – вертим головой, Разминаем шею. Стой!    И на месте мы шагаем,  Ноги выше поднимаем. Потянулись, растянулись  Вверх и в стороны, вперёд  И за парты все вернулись-  Вновь урок у нас идёт.

Физкультминутка

Крутим – вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

 

И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем.

Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд

И за парты все вернулись- Вновь урок у нас идёт.

Схема решения задачи Читаем внимательно условие Составляем схему Пишем формулу Подставляем числовые значения  8

Схема решения задачи

Читаем внимательно условие

Составляем схему

Пишем формулу

Подставляем числовые значения

8

Математический диктант 1. 2 вариант 1 вариант Используя формулу s = vt , найдите неизвестную величину: 23 60 27 70 V (км/ч) V (км/ч) 4 6 9 3 t (ч) t (ч) 520 480 420 280 S (км) S (км)

Математический диктант

1.

2 вариант

1 вариант

Используя формулу s = vt , найдите неизвестную величину:

23

60

27

70

V (км/ч)

V (км/ч)

4

6

9

3

t (ч)

t (ч)

520

480

420

280

S (км)

S (км)

Математический диктант 2 вариант 1 вариант 2. Используя формулу S = ab , найдите неизвестную величину  : a (м ) a (м ) 4 5 5 94 4 b (м ) 3 3 b (м ) 74 840 92 720 96 S (м 2 ) S (м 2 )

Математический диктант

2 вариант

1 вариант

2.

Используя формулу S = ab , найдите неизвестную величину :

a )

a )

4

5

5

94

4

b )

3

3

b )

74

840

92

720

96

S 2 )

S 2 )

Проверьте себя: 1. 1 вариант 2 вариант Используя формулу s = vt , найдите неизвестную величину: 130 140 70 23 60 27 V (км/ч) V (км/ч) 4 4 8 3 6 9 t (ч) t (ч) 420 280 162 207 520 480 S (км) S (км)

Проверьте себя:

1.

1 вариант

2 вариант

Используя формулу s = vt , найдите неизвестную величину:

130

140

70

23

60

27

V (км/ч)

V (км/ч)

4

4

8

3

6

9

t (ч)

t (ч)

420

280

162

207

520

480

S (км)

S (км)

Проверьте себя: 2 вариант 1 вариант 2. Используя формулу S = ab , найдите неизвестную величину  : a (м ) 240 a (м ) 23 5 280 5 4 4 94 3 b (м ) 74 3 b (м ) 24 370 470 720 92 S (м 2 ) 840 96 S (м 2 )

Проверьте себя:

2 вариант

1 вариант

2.

Используя формулу S = ab , найдите неизвестную величину :

a )

240

a )

23

5

280

5

4

4

94

3

b )

74

3

b )

24

370

470

720

92

S 2 )

840

96

S 2 )

Домашнее задание Стр. 63, выучить определение № 206 (в,г), №207 (в,г), № 208 (в,г), Дополнительное задание № 209 (в,г), составить задачу на применение  изученных формул

Домашнее задание

  • Стр. 63, выучить определение
  • № 206 (в,г), №207 (в,г),

№ 208 (в,г),

Дополнительное задание

№ 209 (в,г),

  • составить задачу на применение

изученных формул

СПАСИБО  ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!

Запишите формулу для вычисления периметра прямоугольника Р=2(а+b) b а Запишите формулу для вычисления  периметра квадрата Р=4а Придумайте задачи на эти формулы. а

Запишите формулу для вычисления периметра прямоугольника

Р=2(а+b)

b

а

Запишите формулу для вычисления

периметра квадрата

Р=4а

Придумайте задачи на эти формулы.

а

14

14

14

14


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок математики в 5 классе

Автор: Подгорнова Татьяна Новомировна

Дата: 15.10.2014

Номер свидетельства: 119264

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Мой опыт на уроке математики! "
    ["seo_title"] => string(30) "moi-opyt-na-urokie-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "244351"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445927333"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урок математики в 5 классе "Решение задач на составление уравнений""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-urok-matiematiki-v-5-klassie-rieshieniie-zadach-na-sostavlieniie-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "255218"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447874386"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "УРОК МАТЕМАТИКИ   В 4   КЛАССЕ. («Решение задач на кратное и разностное сравнение») "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-matiematiki-v-4-klassie-rieshieniie-zadach-na-kratnoie-i-raznostnoie-sravnieniie"
    ["file_id"] => string(6) "104731"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402754590"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "«Повторение по темам «Считаем предметы», «Сравниваем числа», «Рисуем и измеряем» урок математики "
    ["seo_title"] => string(101) "povtorieniie-po-tiemam-schitaiem-priedmiety-sravnivaiem-chisla-risuiem-i-izmieriaiem-urok-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "128088"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415435906"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Презентация для урока математики на тему "Квадраты"( для интерактивной доски) "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-dlia-uroka-matiematiki-na-tiemu-kvadraty-dlia-intieraktivnoi-doski"
    ["file_id"] => string(6) "107515"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403280580"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства