План-конспект урока
Формулы.
ФИО – Подгорнова Татьяна Новомировна
Место работы – МОУ «СОШ №17 г. Вольска Саратовской области»
Должность – учитель математики
Предмет – математика
Класс – 5б
Тема и номер урока в теме – «Формулы», первый урок в теме (45 мин)
Тип урока - комбинированный
Цели урока:
Главная дидактическая цель: формировать представление о математическом языке, ввести понятие «формула»; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение; фиксировать индивидуальные затруднения в пробном учебном процессе; уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные: ввести понятие «формула»; формировать умение учащихся пользоваться
формулами. Формировать умение составлять различные формулы по определенным правилам или схемам, вычислять значения переменных по формуле при заданных значениях остальных переменных. Научить решать задачи.
Ресурсы урока
Основные: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, Москва, издательство «Мнемозина», 2012 г.
мультимедиа проектор, компьютер, рабочая тетрадь.
Дополнительные: листы самооценки
Методы обучения: наглядно-практический, частично-поисковый, самостоятельная работа.
Граница знания – незнания. |
Знают | Не знают |
Формулы пути, площади и периметра. Умеют решать задачи с числовыми данными по этим формулам. | Определение понятия формула. Как составлять формулу по условию задачи. |
Структура и ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
(Сл. 2). Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране математики. Ведь МАТЕМАТИКА – самая древняя из наук, она была и остаётся необходимой людям! Ну что ж…
Нам урок пора начать.
Пришло время вычислять.
И на трудные вопросы
Вы ответ сумейте дать!
Сегодня будем работать не только в тетрадях, но и на бланках ответов. Подпишите бланк и отметьте ручкой тот смайлик, который соответствует вашему настроению в начале урока.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель этапа: обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; выявить место затруднения; зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Жила – была в стране МАТЕМАТИКА загадочная принцесса. Она была непоседа и постоянно путешествовала из государства Алгебра в государство Геометрия. Во время одного путешествия она перепутала соответствия между величиной и её определением. Поможем ей определить, с какой скоростью она может передвигаться на данных видах транспорта. (Сл. 3,4)
Соедините стрелочками величину и её определение.
Велосипедист | 60 км/ч | Велосипедист | 12 км/ч |
Автомобиль |
| Автомобиль | 60 км/ч |
Ракета | 72 км/ч | Ракета | 7200 км/ч |
Поезд | 12 км/ч | Поезд | 72 км/ч |
Самолет | 24 км/ч | Самолет | 800 км/ч |
Теплоход | 800 км/ч | Теплоход | 24 км/ч |
2) Все жители этой страны разговаривали на особом языке – на математическом. Что это за язык?
(Математический язык – это язык чертежей, букв, цифр, знаков действий и других символов).
3) В каждой строчке найдите лишнюю величину: (Сл.5)
10 км; 10 м; 10 ч; 10 мм |
12 км/мин; 22 км/ч; 320 км/ч; 42 км/ч |
Тонна, час, век, минута |
3 м 7см, 3т7кг, 3м 7дм, 37дм, 370см |
Принцесса имела множество имён и так часто менялась, что подданные не узнавали её в лицо. То она Формула Пути, то Формула для вычисления Площади прямоугольника. Она очень добра и всегда готова помочь тому, кто не только узнаёт её с первого взгляда, но и знает наизусть все её имена. Потому что Принцесса ФОРМУЛА – это …?
А хотели бы вы узнать, что такое формула?
Какова же тема нашего урока? Запишем тему в тетрадь.
III. Постановка учебной задачи.
Цель этапа: организовать постановку цели урока, составление совместного плана действий по реализации достижения поставленной цели.
(Сл.6) C помощью ключевых вопросных слов “Что?”, “Какие?”, “Зачем?”, “Где?”, “Как?” задайте один вопрос, который может у вас возникнуть в связи с этой темой. (определение формулы; какие бывают формулы; как составлять формулы и т.п)
IV. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель этапа: реализовать построенный проект в соответствии с планом, закрепить новое знание в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.
Что же такое формула? (Сл.7) – вопросы – ответы:
– как найти площадь прямоугольника, если известны его стороны?
– как найти периметр прямоугольника, если известны его стороны?
– как найти путь, если известны время и скорость?
Что общего в этих предложениях?
Как записать правила на математическом языке?
Что же такое формула? (Сл.8)
Физминутка (Сл.9)
1. Аккуратно положите ручку.
2. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза (4 раза).
Голову держите прямо,
глаза подняли вверх,
опустили вниз,
посмотрели влево,
посмотрели вправо (4 раза).
3. Все встали.
Крутим – вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо – влево).
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте, высоко поднимаем колени).
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд. (Потягивание, руки вверх, в стороны, вперёд)
И за парты все вернулись-
Вновь урок у нас идёт.
Первичное закрепление
Цель этапа: построение учащимися нового способа действий, формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Работа с учебником Стр. 63 № 206 (а.б), №207 (а, б) №208 (а,б)
Давайте решим все задачи по порядку, а потом вернемся к вашим листам.
Задачи решаем в парах (1-2 минуты). Потом обсуждаем вместе.
Договоримся, как мы будем решать все задачи. (Сл.10)
№ 206 а) a = 25 см S = a b б) а = 48 см S = a b
b = 24 см S = 25 ∙ 24 b = 125 см S = 48 ∙ 125
S = ? см2 S = 600 см2 S = ? см2 S = 600 см2
№ 207а) a = 12 м P = (a + b)∙2 б) а = 34 м P = (a + b)∙2
b = 15 м P = (12 + 15)∙2 b = 25 м P = (48 + 15)∙2
P = ? м P = 54 м P = 126 м
№ 208 а) v = 15 км/ч S = v t б) а = 70 км/ч S = v t
t = 4 ч S = 15 ∙ 4 b = 2 ч S = 70 ∙ 2
S = ? км S = 600 км S = ? км S = 140 км
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия
Прежде чем выполнить самостоятельную работу, вспомним, как найти неизвестный множитель? Принцесса Формула часто меняет своё лицо, постарайтесь узнать её.
(Сл. 11-14). (После выполнения работы меняемся бланками, проверяем)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Итак, ребята как вы считаете, что было самым важным сегодня на уроке?
Научились ли вы сегодня чему-то новому, чего раньше не умели делать?
Принес ли этот урок вам какую-то пользу?
Отметьте карандашом смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас.
А моѐ мнение ребята такое: Самое главное, что показал этот урок, это то, что математика просто необходима нам в жизни, для решения самых разнообразных жизненных задач.
Вы сегодня хорошо потрудились, а плата за ваш труд это оценки, которые я вам выставлю, когда проверю ваши работы и математические диктанты. Выставляя оценки, я обязательно учту, отличные ответы по устному опросу. Во время устного опроса хорошие знания
показали следующие учащиеся….
IX. Домашнее задание Стр. 63, выучить определение
(Сл. 15) № 206 (в,г), №207 (в,г), №208 (в,г),
Дополнительное задание № 209 (в,г),
составить задачу на применение
изученных формул