2.Актуализа-ция знаний | А чтобы путешествие наше было успешным, мы сначала вспомним тот материал, который нам поможет в работе. Выполним задания. Одновременно с нами несколько ребят будут выполнять индивидуальные задания на карточках и за доской. 1)Прочитайте числа в порядке возрастания. Определите, сколько всего десятков, сотен, тысяч в числе, которое подчеркнуто. 111, 63250, 4362, 67823000, 503, 1678. 2) Найдите лишнее число в ряду и объясните свой выбор. 99, 135, 9, 23, 81, 18. 3)Определите количество цифр в частном: 324:3, 285:5, 482:2 4) Найдите значения выражений и назовите компоненты действия деления: 650:5, 77:11 5) выполните деление с остатком. О чем нужно помнить при делении с остатком? 50:7, 49:3 5)Решите задачу: Петя сгоряча поспорил с друзьями, что выпьет целую бочку кваса. В бочке 700 литров, а Петя может выпить 2 литра кваса в день. Сколько недель ему нужно, чтобы выиграть пари? 6) Геометрическое задание. Рассмотрите чертеж. Сколько на нем треугольников и четырехугольников? Итак, мы сейчас вспомнили много нужного для предстоящей нам сегодня работы. Мы повторяли устные приемы деления. | 111, 503, 1678, 4362, 63250, 67823000. Всего десятков: 6325, сотен: 632, тысяч: 63. 23, потому что все остальные числа делятся на 9, а это – нет. 3, 2, 3. 650:5=130, 77:11=7 Делимое, делитель, частное. Остаток всегда меньше делителя. 1)700:2=350 (д.)-понадобится дней. 2) 350:7=50 (н.) Ответ: 50 недель. 12 треугольников и 3 четырехугольника. |
| А сейчас предлагаю одному из вас роль учителя. Объясните ребятам, как выполнено письменное деление: _ 972 !4___ 8_ 243 _ 17 . . . 16_ _12 12_ 0 Теперь нам предстоит решить такой пример: 7395:3 Что изменилось по сравнению с предыдущим примером? Как вы думаете, изменится ли алгоритм деления многозначных чисел на однозначное? Сейчас нам предстоит это проверить. Поставьте для себя цель на урок. Сформулируйте тему урока? Поработаем в группах. Каждая группа будет решать пример на деление, составлять и записывать алгоритм деления на листок. 7395:3, 49368:4, 6524:7 Группы рассказывают свой алгоритм. Какой вывод можно сделать? | Ученик у доски объясняет: -Сначала определим количество цифр в частном, выделим неполное делимое; -Будем делить 9 сотен: делим, в частное пишем 2, умножаем, пишем под сотнями 8.Столько сотен разделили; - Вычитаем, находим остаток, сравниваем его с делителем… Делимое четырехзначное. Делитель так и остался однозначным числом. Нет (Да). Составить алгоритм деления многозначного числа на однозначное, решать примеры с применением алгоритма. Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное. Дети решают примеры, обсуждают и записывают алгоритм. Алгоритм деления: 1) Выделяем неполное делимое. 2) Делением находим цифру частного. 3) Умножаем – узнаем, сколько разделили. 4) Вычитаем – находим остаток. 5) Остаток сравниваем с делителем. Алгоритм письменного деления трехзначных чисел подходит и для четырехзначных чисел и для пятизначных, т. е. он одинаковый для всех многозначных чисел. |
Первичное закрепление с проговарива-нием. | Применим алгоритм при решении примеров № 389, с 78. Один пример на доске с комментированием, 2 пример – 1 вариант, 3 пример – 2 вариант, 2 человека за доску. | Дети решают примеры, сверяют решение с доской. |
Включение в систему знаний и повторение | - Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные? Решим задачу №391: « В магазине было 280 кг пшена. За день продали две седьмых его части. Поставь вопрос и реши задачу». -Какое дано задание? -О чем говорится в условии задачи? -Что известно? -Какой вопрос можно поставить к этому условию? -Запишем краткое условие задачи. Составим план решения задачи. Решите задачу с вопросами. Фермер собрал 9548 пшеницы. Это в 7 раз больше, чем ржи. Придумайте вопросы к этому условию и решите задачу. | Чтобы решать задачи. Дети читают задачу Было – 280 кг Продали - ? 2/7 части Осталось - ? 1) 280:7*2=80 (кг) – продали 2) 280-80=200 (кг) Ответ:200 кг пшена осталось. Сколько кг ржи собрал фермер? Или Сколько всего килограммов пшеницы и ржи собрал фермер? |