kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики «Решение уравнений»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: ОНЗ

Тема: «Решение уравнений»

Основные цели:

1) сформировать способность к решению уравнений;

2) повторить и закрепить: действия с рациональными числами, решение уравнений на нахождение неизвестного множителя.

 

Оборудование, демонстрационный материал: интерактивная доска; раздаточный материал (эталоны для самопроверки, алгоритмы);  слайды

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики «Решение уравнений» »

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2 г. Мамадыш»



 



Методическая разработка урока
математики
 



 

«Решение уравнений»

(для учащихся 6-го класса)

 



Автор разработки
учитель математики

высшей квалификационной

категории


Ачинцева Татьяна Анатольевна

 





г. Мамадыш

2014 год



Тип урока: ОНЗ

Тема: «Решение уравнений»

Основные цели:

1) сформировать способность к решению уравнений;

2) повторить и закрепить: действия с рациональными числами, решение уравнений на нахождение неизвестного множителя.


Оборудование, демонстрационный материал: интерактивная доска; раздаточный материал (эталоны для самопроверки, алгоритмы); слайды

1) задание для актуализации знаний

1. Не решая, найдите уравнения с положительным корнем и уравнения с отрицательным корнем. (слайд 1)

; (–) ; (–) ; (+) . (–)

2. Решите уравнения: (слайд 2)

а) 2х = 18 б) 5 + х = 12

в) 28 : у = 7 г) 3х – 12 = 0

д)3х – 2 = 10


2) Индивидуальное задание (выполняют в группах, на листах ватмана выписывают решения) (слайд 3)

Решите уравнение:

2х – 2 = 10 – х.

3)алгоритмы

Правила нахождения неизвестных компонент

арифметических действий.

  1. Множитель

  2. Слагаемое

  3. Делитель

  4. Делимое

  5. Вычитаемое

  6. Уменьшаемое














Если перед скобками стоит знак «+», знаки в скобках не меняют.

Если перед скобками стоит знак «- », знаки в скобках меняют на противоположные.

Слагаемые можно переносить
из одной части в другую, меняя знак на противоположный.













Распределительное свойство

a(b + c) = ab + ac












Алгоритм решения уравнений:

  1. раскрыть скобки;

  2. привести подобные слагаемые;

  3. перенести слагаемые с переменной в одну часть уравнения, а числа – в другую; привести подобные слагаемые;

  4. разделить обе части уравнения на коэффициент при переменной;

  5. записать ответ.
























4) образец выполнения задания в парах

580 в в парах с проверкой по образцу

в) 33 – 5х = 15 – 8х

-5х + 8х = 15 – 33 перенести слагаемые из одной части в другую, меняя знак на противоположный

3х = -18 │: 3 разделить обе части уравнения на коэффициент при х.

х = -6

Ответ: -6 записать ответ




582 б в парах с проверкой по образцу.

б) 4х – 2(3 + х) = 9 – х

4х – 8 – 2х = 9 – х раскрыть скобки

2х – 8 = 9 – х привести подобные слагаемые

2х + х = 9 + 8 перенести слагаемые из одной части в другую, меняя знак на противоположный

3х = 17│: 3 разделить обе части уравнения на коэффициент при х.

х = 17/3

Ответ: 17/3 записать ответ





5) эталон для самопроверки самостоятельной работы

580 а

4х – 7 = 2х + 15

4х – 2х = 15 + 7 перенести слагаемые из одной части в другую, меняя знак на противоположный;

привести подобные слагаемые;

2х = 22│: 2 разделить обе части уравнения на коэффициент при х.

х = 11

Ответ: 11 записать ответ



581 а

- 15х + 31 = - 7 + 4х

- 15х – 4х = - 7 – 31 перенести слагаемые из одной части в другую, меняя знак на противоположный;

привести подобные слагаемые;

-19х = -38 │: (-19) разделить обе части уравнения на коэффициент при х.

х = 2

Ответ: 2 записать ответ


582 а

7(2 + у) – 3у = 5у – 6

14 + 7у – 3у = 5у – 6 раскрыть скобки;

14 + 4у = 5у – 6 привести подобные слагаемые;

4у – 5у = -6 – 14 перенести слагаемые из одной части в другую, меняя знак на противоположный;

привести подобные слагаемые;

- у = - 20 │: (-1) разделить обе части уравнения на коэффициент при у.

у = 20

Ответ: 20 записать ответ.


6) для этапа рефлексии

Я понял тему урока


Я умею раскладывать на множители сумму и разность кубов


Я не совсем понял тему урока, мне нужна будет дополнительная консультация учителя


Я совсем не понял тему урока

















Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа:

1) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) определить содержательные рамки урока («могу»).

Организация учебного процесса на этапе 1:

– Здравствуйте, ребята!

Что мы изучали на прошлых уроках? (приведение подобных слагаемых; раскрытие скобок)

– Где используется приведение подобных слагаемых и раскрытие скобок? (при упрощении выражений, при решении уравнений)

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать с уравнениями.


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа:

1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: решение простейших уравнений;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивация учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: решение уравнений, содержащих переменную в обеих частях.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1. Не решая, найдите уравнения с положительным корнем и уравнения с отрицательным корнем.(слайд1)

; (–) ; (–) ; (+) . (–)

2. Решите уравнения (слайд 2):

а) 2х = 18 б) 5 + х = 12

в) 28 : у = 7 г) 3х – 12 = 0

д)3х – 2 = 10

На доску вывешиваются алгоритмы нахождения неизвестных компонентов арифметических действий. (слайд 3)

Универсальные учебные действия

-самоопределение (Л)

-смыслообразование (Л)

-целеполагание (П)

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)













- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- использование занково – символических средств (П);

-выполнение пробного действия (Р);

- подведение под понятие (П);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- учет разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К).












3. Индивидуальное задание (выполняют в группах, на листах ватмана выписывают решения) (слайд 4)



2х – 2 = 10 – х.


3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, - где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения и способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

– Хорошо, ребята, какое задание вы должны были выполнить? (решить уравнение).

- Почему у вас получились разные ответы? (мы не умеем решать такие уравнения).



4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа:

1) организовать коммуникативное взаимодействие для

согласования цели и темы урока;

2) выбрать способ, построить план достижения цели;

3) определить средства, ресурсы и сроки.


Организация учебного процесса на этапе 4:

– Какова же цель нашего урока? (Мы будем работать с уравнениями.)

– Сформулируйте тему урока. («Решение уравнений»)

– Верно. Сегодня на уроке мы с вами узнаем новые способы решения уравнений и будем решать уравнения.

На доске цель урока: 1. Открыть способ решения

2. Учиться решать уравнения.

- Запишите тему урока в тетрадь: «Решение уравнений».

(приложение 1)


5. Реализация построенного проекта.

Цель этапа:

1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;






- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- постановка и формулирование проблемы (П);

- структурирование знаний (П);











- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

-выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

- планирование (П);

- прогнозирование (П);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)









- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- самостоятельное осознание способов решения

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.


Организация учебного процесса на этапе 5:


- Как вы думаете, можно ли при решении данного уравнения применить способ нахождения неизвестного компонента? (нет, так как в этом уравнении переменная находится в обеих частях).

- Примените при решении «метод весов» для решения уравнений

г) 3х – 12 = 0 д)3х – 2 = 10

3х – 12 + 12 = 0 + 12 3х – 2 + 2 = 10 + 2

3х = 0 + 12 3х = 10 + 2

3х = 12 3х = 12

А теперь решите уравнение 2х – 2 = 10 – х применяя «метод

весов»

Решение:

2х – 2 = 10 – х

2х – 2 + 2 + х = 10 – х + 2 + х

2х + х = 10 + 2

3х = 12

х = 4

Ответ: 4

- Сравните уравнение, выделенное жирным шрифтом, с исходным уравнением. Подумайте, как его можно получить из исходного уравнения без промежуточных действий. (перенести слагаемые из одной части уравнения в другую, изменив знак). (слайд 5)



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа:

1) организовать коммуникативное взаимодействие (в парах, в группах, фронтально) для решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух;

2) зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Придумайте алгоритм решения уравнений. (работают в группах, предлагают варианты, обсуждают). На доске проецируется алгоритм рещения уравнений (слайд 6). Алгоритм раздать (приложение 2).

-Вспомнить правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+» и «-« (слайд 7). Распределительное свойство (слайд 8). (Вывесить на доску (приложение 3)

проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

-построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л)


















-выполнение действий по алгоритму (П);

-построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)





580 б,г у доски с комментированием в громкой речи

б) 7х + 12 = 10х – 3 г) -24 + 3х = 9х + 18

7х – 10х = - 3 – 12 3х – 9х = 18 + 24

-3х = -15 │: (-3) -6х = 42 │: (-6)

х = 5 х = - 7

Ответ: 5 Ответ: -7


580 в в парах с проверкой по образцу

в) 33 – 5х = 15 – 8х

-5х + 8х = 15 – 33

3х = -18 │: 3

х = -6

Ответ: -6


582 в,г у доски с комментирование в громкой речи

в) 17 + 3(15 – с) = (4 – с) - 2(с – 5)

17 + 15 – 3с = 4 – с – 2с + 10

32 – 3с = 14 – 3с

-3с + 3с = 14 – 32

0 с = - 18

Ответ: решений нет.


г) – 3(5а – 1) + 4а = 2а + 7(5 – 3а)

- 15а + 3 + 4а = 2а + 35 – 21а

- 11а + 3 = 35 – 19а

- 11а + 19а = 35 – 3

8а = 32 │: 8

а = 4

Ответ: 4



582 б в парах с проверкой по образцу.

б) 4х – 2(3 + х) = 9 – х

4х – 8 – 2х = 9 – х

2х – 8 = 9 – х

2х + х = 9 + 8

3х = 17│: 3

х = 17/3

Ответ: 17/3


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа:

1) проверить своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки;

2) организация для каждого ученика ситуации успеха,









































- использование знаково-символических средств (П);

- выполнение действий по алгоритму (П);

- доказательство (П);

- контроль (Р);

мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Организация учебного процесса на этапе 7:

№ 580 а, № 581 а, № 582 а


После выполнения соответствующих заданий учащиеся проверяют их по эталону (приложение 4). Анализируют и исправляют ошибки, фиксируя их.




8. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа:

1) выявить границы применимости нового знания и выполнять задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг;

2) тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: решение уравнений на разных множествах чисел;

3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках: составление уравнения и решение его методом «весов», методом проб и ошибок, методом перебора.

Организация учебного процесса на этапе 8:


№ 584в, г

№ 587




9. Рефлексия деятельности на уроке

Цель этапа:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;

5) обсудить и записать домашнее задание.



Организация учебного процесса на этапе 9:

– Что нового вы сегодня узнали?

– Какой способ вам помог вывести новый способ решения уравнений?

– Проанализируйте свою работу на уроке.

Анализ проводят, заполняя таблицу (приложение 5)


- коррекция (Р);

- оценка (Р);

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);








- нравтственно-этическое оценивание усваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

-моделирование, преобразование модели (П);

- использование знаково-символических средств (П);










-рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);









Я понял тему урока


Я умею решать уравнения


Я не совсем понял тему урока, мне нужна будет дополнительная консультация учителя


Я совсем не понял тему урока



Домашнее задание

П. 19 чит. , алг. учить; № 583 в, г; 585 в, г; 572 б


































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики «Решение уравнений»

Автор: Ачинцева Татьяна Анатольевна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Технологическая карта урока математики Решение уравнений _6_класс"
    ["seo_title"] => string(69) "tiekhnologhichieskaiakartaurokamatiematikirieshieniieuravnienii6klass"
    ["file_id"] => string(6) "279530"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453252060"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Урок математики "Решение уравнений" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-matiematiki-rieshieniie-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "100715"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402390595"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по математике "Решение уравнений" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-rieshieniie-uravnienii"
    ["file_id"] => string(6) "158177"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421691918"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Урок по математике  « Решение уравнений высших степеней». "
    ["seo_title"] => string(64) "urok-po-matiematikie-rieshieniie-uravnienii-vysshikh-stiepieniei"
    ["file_id"] => string(6) "166393"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422957270"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Урок математики "Решение уравнений""
    ["seo_title"] => string(34) "urok_matematiki_reshenie_uravnenii"
    ["file_id"] => string(6) "614312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1664800263"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1750 руб.
2500 руб.
1310 руб.
1870 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1680 руб.
2400 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства