Форма урока: модульный урок по технологии «Критическое мышление»; эвристическая беседа; подведение итогов урока с использованием технологии « ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Форма урока: модульный урок по технологии «Критическое мышление»; эвристическая беседа; подведение итогов урока с использованием технологии « ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»
Цель урока:
обучающая: вывести правило умножения десятичных дробей, развивать умения выполнять умножение десятичных дробей;
развивающая: формирование навыков правильного воспроизведения знаний и умений, развитие аргументированной математической речи, навыков работы в паре, способности самооценки;
формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью исследовательской работы, самостоятельного поиска информации, учебного диалога.
воспитывающая: создание условий для воспитания культуры учебного труда, воспитание самостоятельности, сосредоточенности, концентрации внимания, воспитание чувства сопереживания успехам и неудачам товарищей;
создание психологически комфортной среды на уроке, диагностики личных исходных и конечных знаний, формирование самооценки.
Методы обучения: эвристические;
поисковые;
исследовательские;
объяснительно-иллюстративные;
репродуктивные.
Средства обучения: карточки с заданиями к уроку (на каждую парту); карточки для проведения этапа рефлексии (каждому ученику); индивидуальные планшеты с прозрачной откидной пластиной для письма маркером, шляпы шести различных цветов – «шляпы мышления»; ПК в компьютерном классе с доступом в интернет, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Структура урока:
Вызов
Реализация (осмысление)
Рефлексия
Оформление доски:
1 Тема: «Умножение дробей»
Корзина идей
Знаю-Умею
Н не Знаю
Х-Хочу знать
Ход урока.
Организационный момент. Психологическая минутка
Добрый день, ребята. На ваших партах лежат картинки с изображением лица. Как вы думаете, чего не хватает на рисунке? Верно, улыбки. Улыбка ничего не стоит. Так нарисуйте её на картинках и подарите соседу по парте.
Устные упражнения.
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме.
Работа в парах: Работа с перфокартами
Рассказать правило умножения десятичных дробей на натуральное число.
Мы с вами уже изучили правила умножения десятичных дробей на натуральное число, а так же умножение десятичной дроби на 10; 100; 1000 и т.д., много действий умеем выполнять с десятичными дробями. И в какой-то мере являемся специалистами в этой области, как вы думаете?
- В течение одной минуты каждый из вас подумает и запишет на листочках то, что по-вашему мнению должен знать каждый, чтобы правильно выполнять умножение дробей. (Мозговой штурм- побуждение учащихся к активной работе).
- Приступайте к заданию (Учащиеся думают и записывают на листочках свои идеи).
- Сделали? Молодцы! Кто уверен, что может очень хорошо работать с дробями? Кто хочет проверить свои знания и умения, выполнив работу по индивидуальным карточкам?
(Учитель раздает планшеты с индивидуальными заданиями учащимся- 5 человек будут работать самостоятельно. Планшет- карточка с откидной прозрачной пластиной применяется, как для контроля ЗУН, так и для самоконтроля выполненной работы учащимися)
- Ребята, работающие по карточкам, могут приступать к выполнению задания. У вас на работу -10 минут.
Задания на планшетах:
- Все остальные работают в парах, в течение минуты сравните свои записи на листочках с записями сидящего рядом, дополните свои записи, выберете ключевые знания, умения.
- А теперь выполняем следующее: перед вами на столе лежат карточки с магнитами, впишите в эту карточку одну из ваших идей.
Итак: - Какими идеями вы готовы со мной поделиться? Отвечая, не повторяйте уже сказанное! Каждая новая идея отправится с вашей помощью в корзину идей (Учащиеся дают ответ и прикрепляют на магнит карточку со своей идеей в корзине на доске ).
Корзина идей, понятий- прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока; Принимаются все идеи, какие появились у учащихся; В результате этой работы корзина наполнилась следующими идеями:«знание таблицы умножения», «знать правило умножения столбиком», «знать, как ставить запятую в произведении» и т.п.
Учитель: Молодцы! В конце урока мы с вами посмотрим, чьи идеи нашли свое применение сегодня во время нашей работы с дробями. А пока предлагаю взять в руки маркеры и планшеты и настроиться на работу устно.
-Молодцы! Я думаю, с вашими знаниями и умениями вы легко справитесь со следующими заданиями.
Дифференцированная работа по карточкам (задания на действия с дробями)
- Посмотрите внимательно на карточки, которые вы получили и скажите, какие задания вы поместите в колонку « Знаю – умею», а какие « Не знаю – хочу узнать». А значит, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Выполнять умножение десятичных дробей). Кто может назвать тему нашего урока? (Умножение десятичных дробей). Можем записать тему урока в своих тетрадях. А теперь выполните работу в тетрадях. То задание, которое вы выполните без труда, запишите на доске слева в указанном месте под заданием. Все записи делаем аккуратно.
- Тех ребят, кто не получил от меня карточки- задания, прошу сесть за стол экспертов. Вам необходимо будет провести исследования, сделать вывод и защитить свою работу. Все задания и исходные данные у вас в карточке. Приступайте. На работу всем дается 10 минут.
Пока учащиеся работают, учитель проверяет работы, выполненные учащимися напланшетах-карточках
Исследовательская работа в группе (проблема- поиск)
Карточка-задание для исследования:
Задание:
Внимательно изучи готовое решение;
Сделай вывод, запиши его;
Сформулируй правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь;
Выполни практическую часть.
2,87 3,45
* 5,6 * 0,0003
1722 0,001035
1435
16,072
Практическая работа:
8,5*1,04=8,84
0,25*0,0008=0,0002
4,76*1,4=6,664
Вывод: Чтобы десятичную дробь умножить на десятичную дробь, надо:
Учитель: Время, ребята, вышло. Давайте подведем итоги.
Смотрим на доску:
Что вы хорошо знаете и умеете (читает записи на магнитных табличках в первой колонке таблицы, которые в ходе работы в таблицу поместили дети):
- сравнение дробей
- округление дробей
- умножение десятичной дроби на натуральное число
- умножение десятичной дроби на 10; 100; 1000; и т.д.
- Молодцы! Много уже знаете! Смотрим на левую доску - туда ,где ваши решения, проверяем их верность(если задания выполнены верно- учащиеся, выполнившие их получают оценки, если в работах ошибки или недочеты- они исправляются учащимися)
- А что же не знаете, но хотите знать:
- умножение десятичной дроби на десятичную дробь;
Учитель: Я думаю, что решить эту проблему нам помогут ребята- эксперты, выступив с защитой своей работы.
(Учащиеся представляют всем результат своего исследования. Они сформулировали правило умножения десятичной дроби на десятичную дробь. Объяснения по слайду)
Учитель: Молодцы! Вы все верно поняли! И доходчиво нам разъяснили! Вся ваша группа за работу на уроке получает «5» ! А теперь, друзья, вы можете решить примеры, которые расположили в правой части нашей таблицы
(Каждый ученик самостоятельно решает свой пример- тот, что у него остался не решен при работе с индивидуальными карточками).
Попробуйте теперь все проверить это правило на №1397 (1 столбик).
Два человека за доской, остальные самостоятельно.
. Самостоятельная работа
Работа проводится в разных формах:
Самостоятельная работа на ПК, подключенных к сети Интернет, используя Интернет-ресурс
http://www.matematika-na.ru/5class/mat_5_29.php
Для сильных учеников: задания 1-2
Работа по карточкам (остальные).
Работа предполагает 2 уровня. Задания первого уровня сопровождаются алгоритмом сложения двух чисел с разными знаками. Самопроверка по образцу.
Обратная связь: А теперь поднимите руки, кто получил «5»? А теперь, кто получил «4», «3» «2». Молодцы! Я надеюсь, что это поможет вам без труда справиться с домашним заданием.
8. Домашнее задание.
П.36, выучить правило. Выполнить №1432.
9. Итог урока. А подвести итог урока нам помогут шесть шляп мышления. Я ещё раз напомню, что означает каждая цветная мыслительная шляпа:
Белая Шляпа. Информация. Мыслим фактами, цифрами. Назвать тему сегодняшнего урока.
Желтая Шляпа. Преимущества. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, но и объяснить почему. « +», что понравилось.
Черная Шляпа. В чем недостатки? Что здесь неправильно? Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины. « - », что показалось сложным и почему.
Красная Шляпа. Эмоции. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Впечатления от урока.
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Задайтесь вопросами: «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?». Где можно применить.
Синяя Шляпа. Это – философская, обобщающая шляпа. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? Сделать выводы.