Предмет: математика
Класс: 4 а
Учебник (УМК): Александрова Э.И.Математика.4 класс. Программа Эльконина-Давыдова.
Тема урока: Строение задачи
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: карточки с задачами, цветные кружки для рефлексии, листы для работы в группе.
Этапы урока
Задачи этапа
Методы, приёмы обучения
Формы учебного взаимо
действия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и учебные действия
1.Мотивационно-целевой
-Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;
• вызвать познавательный интерес к проблеме;
• организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели
Беседа
Составление задач по схемам
фронтальная
индивидуальная
-Сегодня у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их кивком головы и не забывайте здороваться в школе, на улице.
-Откройте тетради, запишите число.
Приветствуют учителей, записывают в тетради число.
Познавательные УУД:
воспроизводить знания в устной
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное
Личностные УУД:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Регулятивные УУД:
определять цели учебной деятельности
(На слайде схемы)
-Какое задание я могла бы вам предложить по данным схемам?
-Составьте задачи к схеме.
Составляют по схемам задачи, решают их.
Создание проблемной ситуации сомнения
фронтальная
-Докажите, что вы составили задачи, а не уравнение или текст.
-А вы задумывались над тем, что такое задача?
-Какова цель урока? Чему будем учиться?
Отвечают на вопросы учителя
Предполагают цель урока
2. Поисково-исследовательский
Организо
вать поиск решения проблемы
Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формули-рование выводов)
фронтальная
парная
Групповая
индивидуальная
фронтальная
-Из каких частей состоит задача?
-Что содержится в условии задачи?
-Из текстов №128 на с.85 попробуйте определить, что является задачей. (В паре)
-Как по-другому назвать текст, который не является условием задачи? (Ловушка) Почему это ловушка?
-В своём исследовании ученик 3 класса тоже искал задачи с ловушками. Прочитайте условие такой задачи:
Длина кита от хвоста до головы 16м, а длина головы на 12м меньше. Какова длина головы кита?
Подумайте, в чём заключается ловушка. Как обозначить знаками типы ловушек?
-Что такое задача с «ловушкой»?
-Избавьтесь от ловушек в этих задачах. Запишите решение полученных задач под №4, 5, 6.
-Используя данные опроса из исследовательской работы ученицы 4 класса, составьте задачу с «ловушкой». (В группе)
Любят рисовать гуашью-7 чел.
Цветными карандашами-7 чел.
Фломастерами-3 чел.
Мелками-3 чел.
Не любят рисовать-2 чел.
-А как вы считаете, какие задачи с точки зрения математики являются одинаковыми?
-Прочитайте задачи из №129.
-Они одинаковые или разные?
-По каким признакам?
Делают вывод, что задача состоит из условия и вопроса.
Записывают решение задач №4,5,6.
Составляют задачу с «ловушкой».
Делают вывод, что «ловушкой» в задаче может быть отсутствие вопроса, несоответствие вопроса условию задачи, отсутствие в условии данных, лишние данные.
Схематически составляют типологию ловушек
1.?-
2.лишние данные
3.У В-
4.нет данных
5.не научно
Читают текст, выделяют в нем необходимую информацию, делают выводы
Познавательные УУД:
- искать и выделять необходимую. информацию;
- структурировать знания;
- строить логическую цепь рассуждений, доказывать;
- формулировать вопросы
- формулировать выводы
-выявлять задачи с ловушками, избавляться от них
3. Практический
Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения
-Проанализируйте задачи из №130.
-Итак, какие задачи являются одинаковыми?
Делают вывод, что задачи могут быть одинаковыми по сюжету, по данным и отношением между ними
Познавательные УУД:
- подведение под понятия, выведение следствий
Предметные УД:
- определять одинаковые с точки зрения математики задачи
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции
Физкульминутка
Самостоя
тельная работа
Другие ученики тоже придумывали задачу. Что у них получилось, узнаете из №132.
-Кому понравилась задача?
-Кто с чем-то не согласен? Почему?
-Что нужно изменить?
-Решим новую задачу.
1) 3875+187=4062 (п.)- испекли во второй день
2) 3875+4062=7937 (п.)
Ответ: 7937 пирожных испекли за два дня.
Записывают решение задачи в тетрадь
Отвечают на вопросы учителя
групповая
-А сейчас придумайте задачи с одинаковым сюжетом, одинаковыми данными и разным отношением между ними. Составьте к ним схемы.
Вам помогут данные из исследовательской работы Маши.
Как вы помните, она составила рецепт домашних конфет. Для их приготовления взяла:
Чернослив-100г
Орехи-120г
Мёд-400г
Составляют задачи.
4.Рефлексив
ный
осмысление процесса и результата деятельнос
ти
фронтальная
индивидуальная
-Что такое задача?
-Какие задачи считаются одинаковыми?
-Какими могут быть ловушки в задаче?
- Покажи значок зелёный, если:
На уроке тебе было интересно, ты ни в чём не затруднялся и всё делал сам.
Жёлтый, если: на уроке тебе помогали, т.к. у тебя возникали затруднения.
Красный, если: по теме урока у тебя остались вопросы.
Отвечают на вопросы учителя
Самооценка
Регулятивные УУД:
санкционировать факт завершения действий
Коммуникативные УУД:
адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании
5.Д.З.
индивидуальная
С.87 №131
Читают задание, задают вопросы