· развивать мелкую моторику и навыки работы с бумажным материалом, линейкой, ножницами.
Воспитательные:
воспитывать художественный вкус, умение видеть красоту симметричных фигур.
По окончании урока учащиеся должны:
иметь представление:
· что такое симметрия?
· что такое ось симметрии?
· о методах обнаружения симметрии геометрических фигур.
знать:
· слово симметрия, словосочетание ось симметрии, симметричные фигуры (смысл, звучание, правописание)
· виды симметричных фигур
уметь:
· определять симметричность плоской фигуры методом “сгибания” восстанавливать фигуру по её симметричной части (путем совмещения оси симметрии со сгибом материала)
· уметь применять ось симметрии для изготовления поделок (из бумаги)
использовать:
· представление о симметрии для изготовления поделок.
видеть, чувствовать:
· красоту симметричных объектов реального мира.
Оборудование:
для учителя:
· набор геометрических фигур
· таблички с новыми понятиями (симметрия, ось симметрии)
· рисунки симметричных и несимметричных фигур)
· образец поделки “Сердце”
для учащихся:
· наборы симметричных и несимметричных геометрических фигур с нанесенными на них осями симметрии
· шаблоны сердца
· ножницы, лист красной бумаги, простой карандаш.
ХОД УРОКА
(слайд)
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Здравствуйте ребята! Сегодня урок математики я бы хотела начать с высказывания великого британского учёного Бертрана Рассела:
(слайд)
- Математика владеет не только истиной, но и красотой.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о красоте в математике и в жизни)
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
(слайд)
- На партах карандаши, линейки и геометрические фигуры, значит, какой у нас урок? (геометрия)
- Что изображено на слайде? (геом. фигуры)
- Значит, какую работу мы выполняем на уроке?(Работаем с геометрическими фигурами, изучаем их свойства, выполняем построения)
- Посмотрите на парты, чего у вас не хватает? (нет тетрадей)
(слайд)
- Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование, все задания будем выполнять в Листах исследования, обозначать баллами результаты работы, в конце урока переведём их (слайд) в оценки по данным критериям.
Работать будем коллективно, парами или группами и самостоятельно.
(слайд)
3.Рефлексия на начало урока
Эмоциональный настрой на работу
- Все ли фигуры являются геометрическими? (сердце лишнее)
- Как вы думаете, почему оно среди наших фигур? (скоро праздник, День св. Валентина, день всех влюблённых, вы будете дарить друг другу частичку своего сердца. Сегодня я тоже хочу подарить вам частичку своего сердца, хочу, чтобы наши сердца услышали друг друга и всё на уроке у нас получилось)
II. Введение в тему
1. Организация внимания.
И так, сегодня мы будем говорить о красоте. Ведь красота бывает внешняя и внутренняя. И человек больше красив, когда у него доброе сердце, тогда всё вокруг ему кажется красивым: и люди, и природа, и все окружающие его предметы. Но на самом деле это ему не только кажется, окружающий нас мир на самом деле очень красив и это благодаря одному свойству.
(слайд)
- Я вам подарила сегодня сердечки. Посмотрите внимательно на и на моё сердце на слайде. Что у него необычно? (есть линия)
- Возьмите свои фигуры, посмотрите, на них тоже есть линия.
- Как вы думаете, для чего она? Что можно сделать? (согнуть по этой линии)
- Согните. Что интересного заметили?( части фигур совпадают)
- Согните ещё раз. (теперь части не совпадают)
- А сколько теперь линий получилось? (две)
- Можно ещё раз его согнуть? (согнуть можно, линия ещё одна получится, но части уже не совпадут)
- Какой можно сделать вывод?
- При сгибании фигуры получается линия, при которой обе части фигуры могут полностью совместиться.
III. Изуxение нового
(слайд)
- Обратите внимания на картинки, что необычного заметили?
- А сейчас? (появляется линия) Как построены все предметы, здания? (левая и правая части одинаковые, как бы отражают друг друга)
- Многие предметы и явления природы обладают одним свойством, это красота в построении или в строении. Другими словами, если при сгибании фигуры левая и правая части полностью совместятся, то эта фигура будет обладать одним понятием. Давайте разгадаем ребус и определим тему нашего исследования.
(слайд)
Эту красоту другими словами можно назвать «Соразмерность, одинаковость в расположении частей», а в жизни и в науке обозначают греческим термином «симметрия».
- Записать тему исследования.
(слайд)
- Давайте определим цель и основные задачи нашего исследования.
(слайд)
(слайд)
- И проблемные вопросы исследования обозначим в Плане исследования,
по которому в конце урока мы проведём небольшую защиту.
1. Что такое симметрия? (здесь мы вспомним понятия и основные свойства некоторых геом. фигур)
2. Как фигуры называются симметричными?
3. Где в жизни мы сталкиваемся с этими понятиями?
4. Как на практике можно использовать это свойство?
IV. Закрепление материала.
Задание 1
Составим правильное определение этому понятию.
Проверка - ключ
(слайд)
Задание 2
- А как вы думаете, будет называться эта линия? (Выбрать правильный ответ) (линия по-другому называется ось = Ось симметрии)
- Как вы думаете, наша линия сгиба будет являться осью симметрии? (да, потому что части совместились полностью)
(слайд)
- Как будут называться фигуры, у которых есть ось симметрии? Составить определение(симметричные)
Проверка - ключ
Задание 3
(слайд)
Все ли фигуры будут симметричными? (предположения)
1 ряд - работа с прямоугольником
2 ряд - работа с квадратом
Вывод. У прямоугольника - 2 оси, у квадрата - 4
Задание 4
Работа с учебником.
Посчитать количество осей у круга.
Самостоятельно определить количество осей (у кого больше)
(слайд)
Задание 5
- Какие треугольники изображены на слайде и в след. задании ЛИ?
равнобедренный треугольник
равносторонний треугольник
разносторонний треугольник
Начертить оси симметрии, сравнить с учебником.
Физминутка
- для глаз
- релаксация
Задание 6
Определить количество осей симметрии, записать в таблицу.
Практическая работа
- Рассмотреть шаблон сердца, почему половинка? (чтобы вырезать сердце правильной формы удобнее нарисовать только половинку фигуры, согнуть лист и вырезать фигуру)
Выполнение поделки по плану:
1. Возьми лист красной бумаги.
2. Сложи его пополам.
3. Нарисуйте одну часть сердца (первая группа)
4. Приложите шаблон линией симметрии к сгибу, обведите (вторая группа)
5. Вырежьте.
6. Разверните. Получилось сердце.
- Это вам пригодится при подготовке к праздникам. Скоро, 14 февраля, люди отметят День Святого Валентина. Это день любви. Праздник всех влюбленных. Возьмите это сердце, частичку вашей души и подарите ее дорогим, близким вам людям.
Защита исследования
По презентации – ответы на основные вопросы исследования
Слайд(ученик 1)
Вопрос 1
Что такое симметрия?
Если правая и левая части фигур про сгибании совпадают, то говорят, что фигура обладает свойством симметрии
Вопрос 2
Линия, при сгибании которой части фигур совпадают, называется
Линия сгиба
Ось симметриb
Линия симметрии
Вопрос 3
Все ли фигуры имеют ось симметрии?
- Рассмотреть фигуры и определить, все ли они имеют ось симметрии.
Линия симметрии делит фигуру на две одинаковые части. Но не все фигуры можно разделить симметрично. Посмотрите на эти рисунки и решите, является ли пунктирная линия линией симметрии этих фигур?
Итак, симметрия есть в окружающих нас предметах. Картинки на слайде тому подтверждение.
( бабочка, стрекоза, морская звезда, снежинка, жук, здание Московского государственного университета им. Ломоносова, кастрюля, стакан, орнамент, буквы русского алфавита.)
У.: Симметрия наблюдается не только у геометрических фигур. Она есть у многих творений природы: листья, бабочки, стрекозы, морские звезды, снежинки, жуки.
(учитель)
Во все времена люди стремились сделать свое жилье, одежду, посуду красивыми. Для украшения использовали различные орнаменты. В основе которых тоже симметрия.
Вопрос 3
Сколько осей симметрии могут иметь фигуры?
таблица
Вопрос 4
Где в жизни сталкиваемся с понятием «Симметрия»
Слайд
V. Подведение итога урока.
Выставление оценок
- А сейчас проверим, услышали ли наши сердца друг друга.
Слайд Критерии
- самооценка и взаимооценивание с комментарием учителя
- перевод баллов в оценки
Рефлексия
- Положить сердца в те ладони, которые соответствуют вашему внутреннему состоянию.
1- моё сердце билось ровно, потому что мне было всё понятно и интересно
на уроке
2- моё сердце волновалось, потому что мне было не всё понятно на уроке
3- моё сердце расстроено, потому что мне было непонятно и скучно на уроке
Домашнее задание
Инд. карточки дорисовать предметы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать мелкую моторику и навыки работы с бумажным материалом, линейкой, ножницами.
Воспитательные:
воспитывать художественный вкус, умение видеть красоту симметричных фигур.
По окончании урока учащиеся должны:
иметь представление:
что такое симметрия?
что такое ось симметрии?
о методах обнаружения симметрии геометрических фигур.
знать:
слово симметрия, словосочетание ось симметрии, симметричные фигуры (смысл, звучание, правописание)
виды симметричных фигур
уметь:
определять симметричность плоской фигуры методом “сгибания”восстанавливать фигуру по её симметричной части (путем совмещения оси симметрии со сгибом материала)
уметь применять ось симметрии для изготовления поделок (из бумаги)
использовать:
представление о симметрии для изготовления поделок.
видеть, чувствовать:
красоту симметричных объектов реального мира.
Оборудование:
для учителя:
набор геометрических фигур
таблички с новыми понятиями (симметрия, ось симметрии)
рисунки симметричных и несимметричных фигур)
образец поделки “Сердце”
для учащихся:
наборы симметричных и несимметричных геометрических фигур с нанесенными на них осями симметрии
шаблоны сердца
ножницы, лист красной бумаги, простой карандаш.
ХОД УРОКА
(слайд)
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Здравствуйте ребята! Сегодня урок математики я бы хотела начать с высказывания великого британского учёного Бертрана Рассела:
(слайд)
- Математика владеет не только истиной, но и красотой.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о красоте в математике и в жизни)
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
(слайд)
- На партах карандаши, линейки и геометрические фигуры, значит, какой у нас урок? (геометрия)
- Что изображено на слайде? (геом. фигуры)
- Значит, какую работу мы выполняем на уроке?(Работаем с геометрическими фигурами, изучаем их свойства, выполняем построения)
- Посмотрите на парты, чего у вас не хватает? (нет тетрадей)
(слайд)
- Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование, все задания будем выполнять в Листах исследования, обозначать баллами результаты работы, в конце урока переведём их (слайд) в оценки по данным критериям.
Работать будем коллективно, парами или группами и самостоятельно.
(слайд)
3.Рефлексия на начало урока
Эмоциональный настрой на работу
- Все ли фигуры являются геометрическими? (сердце лишнее)
- Как вы думаете, почему оно среди наших фигур? (скоро праздник, День св. Валентина, день всех влюблённых, вы будете дарить друг другу частичку своего сердца. Сегодня я тоже хочу подарить вам частичку своего сердца, хочу, чтобы наши сердца услышали друг друга и всё на уроке у нас получилось)
II. Введение в тему
Организация внимания.
И так, сегодня мы будем говорить о красоте. Ведь красота бывает внешняя и внутренняя. И человек больше красив, когда у него доброе сердце, тогда всё вокруг ему кажется красивым: и люди, и природа, и все окружающие его предметы. Но на самом деле это ему не только кажется, окружающий нас мир на самом деле очень красив и это благодаря одному свойству.
(слайд)
- Я вам подарила сегодня сердечки.Посмотрите внимательно на и на моё сердце на слайде. Что у него необычно? (есть линия)
-Возьмите свои фигуры, посмотрите, на них тоже есть линия.
- Как вы думаете, для чего она? Что можно сделать? (согнуть по этой линии)
- Согните. Что интересного заметили?( части фигур совпадают)
- Согните ещё раз. (теперь части не совпадают)
- А сколько теперь линий получилось? (две)
- Можно ещё раз его согнуть? (согнуть можно, линия ещё одна получится, но части уже не совпадут)
- Какой можно сделать вывод?
- При сгибании фигуры получается линия, при которой обе части фигуры могут полностью совместиться.
III. Изучение нового
(слайд)
- Обратите внимания на картинки, что необычного заметили?
- А сейчас? (появляется линия) Как построены все предметы, здания? (левая и правая части одинаковые, как бы отражают друг друга)
- Многие предметы и явления природы обладают одним свойством, это красота в построении или в строении. Другими словами, если при сгибании фигуры левая и правая части полностью совместятся, то эта фигура будет обладать одним понятием. Давайте разгадаем ребус и определим тему нашего исследования.
(слайд)
Эту красоту другими словами можно назвать «Соразмерность, одинаковость в расположении частей», а в жизни и в науке обозначают греческим термином «симметрия».
- Записать тему исследования.
(слайд)
- Давайте определим цель и основные задачи нашего исследования.
(слайд)
(слайд)
- И проблемные вопросы исследования обозначим в Плане исследования,
по которому в конце урока мы проведём небольшую защиту.
Что такое симметрия? (здесь мы вспомним понятия и основные свойства некоторых геом. фигур)
Как фигуры называются симметричными?
Где в жизни мы сталкиваемся с этими понятиями?
Как на практике можно использовать это свойство?
IV. Закрепление материала.
Задание 1
Составим правильное определение этому понятию.
Проверка - ключ
(слайд)
Задание 2
- А как вы думаете, будет называться эта линия? (Выбрать правильный ответ) (линия по-другому называется ось = Ось симметрии)
- Как вы думаете, наша линия сгиба будет являться осью симметрии? (да, потому что части совместились полностью)
(слайд)
- Как будут называться фигуры, у которых есть ось симметрии? Составить определение(симметричные)
Проверка - ключ
Задание 3
(слайд)
Все ли фигуры будут симметричными? (предположения)
1 ряд - работа с прямоугольником
2 ряд - работа с квадратом
Вывод. У прямоугольника - 2 оси, у квадрата - 4
Задание 4
Работа с учебником.
Посчитать количество осей у круга.
Самостоятельно определить количество осей (у кого больше)
(слайд)
Задание 5
- Какие треугольники изображены на слайде и в след. задании ЛИ?
равнобедренный треугольник
равносторонний треугольник
разносторонний треугольник
Начертить оси симметрии, сравнить с учебником.
Физминутка
- для глаз
- релаксация
Задание 6
Определить количество осей симметрии, записать в таблицу.
Практическая работа
- Рассмотреть шаблон сердца, почему половинка? (чтобы вырезать сердце правильной формы удобнее нарисовать только половинку фигуры, согнуть лист и вырезать фигуру)
Выполнение поделки по плану:
Возьми лист красной бумаги.
Сложи его пополам.
Нарисуйте одну часть сердца (первая группа)
Приложите шаблон линией симметрии к сгибу, обведите (вторая группа)
Вырежьте.
Разверните. Получилось сердце.
- Это вам пригодится при подготовке к праздникам. Скоро, 14 февраля, люди отметят День Святого Валентина. Это день любви. Праздник всех влюбленных. Возьмите это сердце, частичку вашей души и подарите ее дорогим, близким вам людям.
Защита исследования
По презентации – ответы на основные вопросы исследования
Слайд(ученик 1)
Вопрос 1
Что такое симметрия?
Если правая и левая части фигур про сгибании совпадают, то говорят, что фигура обладает свойством симметрии
Вопрос 2
Линия, при сгибании которой части фигур совпадают, называется
Линия сгиба
Ось симметрии
Линия симметрии
Вопрос 3
Все ли фигуры имеют ось симметрии?
- Рассмотреть фигуры и определить, все ли они имеют ось симметрии.
Линия симметрии делит фигуру на две одинаковые части. Но не все фигуры можно разделить симметрично. Посмотрите на эти рисунки и решите, является ли пунктирная линия линией симметрии этих фигур?
Итак, симметрия есть в окружающих нас предметах. Картинки на слайде тому подтверждение.
( бабочка, стрекоза, морская звезда, снежинка, жук, здание Московского государственного университета им. Ломоносова, кастрюля, стакан, орнамент, буквы русского алфавита.)
У.: Симметрия наблюдается не только у геометрических фигур. Она есть у многих творений природы: листья, бабочки, стрекозы, морские звезды, снежинки, жуки.
(учитель)
Во все времена люди стремились сделать свое жилье, одежду, посуду красивыми. Для украшения использовали различные орнаменты. В основе которых тоже симметрия.
Вопрос 3
Сколько осей симметрии могут иметь фигуры?
таблица
Вопрос 4
Где в жизни сталкиваемся с понятием «Симметрия»
Слайд – рисунки
Люди каких профессий используют понятие симметрии в своей работе?
V. Подведение итога урока.
- По какой теме мы провели исследование?
- Определить симметричные фигуры в классе.
Внимательно посмотреть друг на друга. Мы уже сказали, что человек тоже обладает этим свойством. Посмотрите на наших двух девочек. Что необычного? Про таких людей говорят, что они как две капли воды похожи, как будто в зеркале отражает другую. Это тоже вид симметрии, о нём и о других видах симметрии мы узнаем на следующих уроках.
Выставление оценок
- А сейчас проверим, услышали ли наши сердца друг друга.
Слайд Критерии
- самооценка и взаимооценивание с комментарием учителя
- перевод баллов в оценки
Рефлексия
- Положить сердца в те ладони, которые соответствуют вашему внутреннему состоянию.
1- моё сердце билось ровно, потому что мне было всё понятно и интересно
на уроке
2- моё сердце волновалось, потому что мне было не всё понятно на уроке
3- моё сердце расстроено, потому что мне было непонятно и скучно на уроке
Домашнее задание
Инд. карточки дорисовать предметы.
Доп.
В слове симметрия пять симметричных букв. Найдите их.
Литература
1. Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов
специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011. – 224 с.
2. «Математика», учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Т.В. Алышевой, Москва «Просвещение», 2011 г.