Тема урока: Сложение и вычитание в случае 26+34, 60-26.
Цель урока: опираясь на такие знания, как состав числа, выполнение действий с десятками и единицами, объяснить способ сложения и вычитания двузначных чисел.
Задачи урока: 1. Обучающая: формирование умения правильного применения способа сложения и вычитания; чтения, написания и сравнения двузначных чисел;
2. Развивающая: развитие вычислительных навыков, мыслительной деятельности, математической речи;
3. Воспитательная: воспитание в себе любви к устному народному творчеству, интереса к изучаемому предмету.
Тип урока: урок-путешествие.
Формы: индивидуальная, коллективная.
Методы: беседа, работа с книгой, познавательный метод, практический.
Оборудование: картинки (сказочные герои), карточки с примерами.
Ход урока:
1. Организационный момент. /психологический настрой, подготовка к уроку/.
-Сегодня у нас необычный урок. Много гостей. Давайте ребята поздороваемся, поприветствуем их.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
-Садитесь, открыли тетради, записали число, «Классная работа».
-Минутка чистописания /письмо цифры 63, разбор числа/.
2. Основная часть урока: сообщение темы, цели урока.
- рассказ учителя: Жил-был у бабушки серенький Козлик (демонстрация картинки). Бабушка его сильно любила и не разрешала выходить из дому. Но однажды Козлёнку стало скучно сидеть дома одному. Решил он, что, пока бабушка не видит, можно немного прогуляться. Выскочил на двор и пошел по зелёной травке, а навстречу ему — Курица (картинка). Бежит, торопится, крыльями машет.
-Что случилось, Курица? – спрашивает Козлик.
- Да вот, было у меня 9 цыплят, а осталось только 8. Потеряла я девятого. Как найти его? Задумался Козлёнок. Помогите ему, ребята.
-устный счёт. Игра «Поиск девятого».(плакат, картинки с цыплятами, примеры).
-Молодцы! Нашли девятого цыплёнка, но курица просит вас, ребята, помочь ей построить щит для курятника от Лисы Патрикеевны.
- математический диктант:
1) запишите число, следующее за числом 11.
2) запишите соседей числа 15.
3) запишите самое наибольшее однозначное число.
4) запишите число, предыдущее числу 19.
5) запишите самое наименьшее двузначное число.
6) запишите число, в котором 4 десятка и 5 единиц.
7) запишите число, которое на 1 больше числа 19.
12,14,16,9,18,10,45,20 – проверка.
- Козлёнок поскакал дальше по тропинке и не заметил как со двора вышел. Солнышко светит, птички поют, шелестит трава под копытцами. Оглянулся Козлик, а дома не видать. Впереди лес. И тут его Заяц чуть с ног не сбил.
- Куда так торопишься, Косой? – спрашивает Козлёнок.
- Да вот от Лисы убегаю, следы закутываю, — отвечает Заяц.
- «Интересно» — подумал Козлик, а я смогу их распутать? И решил попробовать. Да и запутался. Давайте, ребята, выручать Козлёнка.
- выполнение действий с двузначными числами, объяснение способов + и – двузначных чисел.
26+34 20+30 6+4 50+10
- вопросно-ответная работа: сколько десятков и единиц в сумме 26+34? Назови соответствующую сумму. 20+30=50.
Сколько единиц в числах 26 и 34? Назови соответствующую сумму.
6+4=10. Это 1 десяток.
Сколько теперь стало десятков? Сколько десятков и единиц в сумме 26+34? Какими ещё способами можно найти значение суммы 26+34? (работа по таблице) 26+34=(26+30)+4 26+34=(26+4)+30
- Какой способ удобнее?
60-26 50-20 10-6 30+4
А) Сколько дес. и ед. в числе 60? А в числе 26?
Б) Можно ли из единиц числа 60 вычесть единицы числа 26? Почему?
В) Можно ли представить число 60 в виде суммы чисел 50и 10?
Г) Какими ещё способами можно найти значение разности 60-26?
60-24=(60-20)-4 60-24=(60-4)-20
-Какой способ удобнее?- Молодцы. Прибавляли, отнимали. Очень, очень вы устали.
-Физминутка./Раз, два, встали, похлопали в ладоши,
Побежали, побежали, встали на носочки.
Присели, как грибочки, встали, как дубочки.
Встали, сели, встали, сели. И за парту тихо сели./
-Бежит Козлик, песни поёт и вдруг видит из-за ёлки Волка. В зубах у него учебник математики и тетрадь.
-Слушай Серенький Козлик, — говорит Волк, даю тебе шанс вернуться домой живым.
-Решить задачу — живым уйдёшь,ещё и дорогу домой укажу – не злой. А не сможешь, значит, съем я тебя. И быстро, а то я в школу опаздываю. Поможем, ребята, нашему другу?
- вопросно-ответная работа.(о Казахстане )
(плакат-рисунок с изображением музыкальных инструментов.)
-работа по учебнику с. 126 №5 (1)
-разбор и решение задачи (запись в тетради)
Домбры – 40
Кобызы -?, на 16 меньше
Всего — ?
Решение: 40+(40 – 16)=64 (и)
Ответ: сделали всего 64 инструмента.
-Прибежал Козлик домой, бабушка хоть и обрадовалась, но всё же решила немного проучить проказника за непослушание. Она дала ему задание-решение примеров у доски./ столбиком/
36+12 25+11 44-40 60-21 90-15
-решение уравнений: 65-с=50 а+26=40
-Итог урока.
-Вот и закончилась наша сказка.
-Кому сегодня мы помогали?
-За что огорчилась бабушка?
-Можно без спроса уходить гулять?
-А почему? Где по ПДД разрешается гулять учащимся?
Д/з №5(2) с. 126 с объяснением.
Выставление оценок с комментированием.
-Какой стих о математике мы знаем. Давайте хором прочтем его.
Математику, друзья. Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука. Очень точная наука.
Интересная наука. Это математика!