МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Семенихина Л. М.
Сценарий урока математики
Тема:
5 класс
Выполнила учитель математики МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района
Курской области
Семенихина Л. М.,
I квалификационная категория
Ноябрь, 2014г.
Сценарий урока
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема: «Задачи на части»
Цели урока: знакомство обучающихся с новым типом задач, методами решения задач на части.
Задачи урока:
Личностные:
содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;
развивать умения извлекать необходимую информацию, формулировать выводы, обосновывать суждения.
Метапредметные:
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
находить вариант решения этой задачи;
уметь самостоятельно ставить цели и задачи;
понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
оценивать привлекательность выполнения действий на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные:
выражать свои мысли, обосновывая суждения;
расширять кругозор, содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умению общаться, общей культуры;
работать самостоятельно;
развивать навыки взаимоконтроля.
Познавательные:
выполнять учебные действия в письменной и устной форме;
осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники;
осуществлять анализ объекта, делать выводы.
Предметные:
Технологии, элементы которых используются:
- обучение в сотрудничестве;
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- частично-поисковые.
Оборудование: для показа мультимедийной презентации, наборное полотно, демонстрационный материал, линейка.
Раздаточный материал:
2.
3.
Алгоритм решения задач на части: Вычисление 1 части. Вычисление тех частей, о которых спрашивается в задаче. |
4.
Самостоятельная работа. Для приготовления оконной замазки берут 4 части мела и 1 часть олифы. Сколько надо взять олифы для приготовления замазки, если мела взято 36 кг? Для изготовления раствора берут 3 части извести и 5 частей песка. Сколько килограммов извести и песка в отдельности надо взять для изготовления 560 кг раствора? |
5.
Эталон для самопроверки самостоятельной работы:
№1. М 4 части – 36 кг О 1 часть - ? | 36:4=9 (кг) – 1 часть, 9*1=9 (кг) – олифа. Ответ: 9 кг. |
№2 И 3 части П 560 кг 5 частей | 3+5=8 (ч) – всего, 560:8=70 (кг) – 1 часть, 70*3=210 (кг) – известь, 70*5=350 (кг) – песок. Ответ: 210 кг, 350 кг. |
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности (организационный момент)
Цель:
включение обучающихся в учебную деятельность;
организовать деятельность обучающихся по установке тематических рамок: задачи на части;
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на I этапе:
- Добрый день, дорогие друзья! Мне приятно видеть вас и я очень хочу начать наш урок.
- Поднимите, пожалуйста, тот смайлик настроения, который соответствует вашему настроению в данный момент. Спасибо.
- Я надеюсь, что в конце урока у вас будут такие же позитивные эмоции, как сейчас. Желаю вам интересной и плодотворной работы. Чтобы процесс познания был захватывающим, мысли умными.
- К нам сегодня на урок пришли гости посмотреть, как хорошо и активно мы умеем работать, и я уверена, что мы их не разочаруем.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: решения задач на части;
зафиксировать актуализированные способы действий в речи;
организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания;
мотивировать к выполнению пробного действия;
организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении обучающимися пробного учебного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на II этапе:
- Марк Иванович Башмаков, математик, ученый-педагог, как-то заметил: « Главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создает общие приемы и способы, применимые во многих ситуациях, которые не всегда можно предвидеть.»
- Ребята, а как короче можно выразить эту мысль, что здесь главное? (Решая конкретную задачу мы учимся решать разные задачи).
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (О задачах, решении задач).
- Верно. А вот о каких задачах, узнаем далее.
Устный счет «Найди слово» (задания записаны на доске):
52*13+48*13;
438*9-238*9;
50*73-49*73;
6*52.
Ответы: 1300 –С, 73 – И, 1500 – А, 1800 – Ч, 312 – Т. (ответы нужно расположить в порядке убывания). Получилось слово «Части».
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
- обучающиеся ставят цель проекта;
- обучающиеся уточняют и согласовывают тему урока;
- обучающиеся формулирую шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организация учебного процесса на III этапе:
- Так какая тема нашего урока? (Задачи на части).
- Сформулируйте цель нашей деятельности? (Мы должны получить представление о том, какие задачи можно отнести к задачам на части, вывести алгоритм решения таких задач.)
- Давайте откроем рабочие тетради, запишем число 18.11. 2014г., классная работа, и тему урока «Задачи на части».
IV. Реализация построенного проекта.
Цель:
организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;
организовать фиксацию нового способа действия в речи;
организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);
организовать фиксацию преодоления затруднения;
организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
Организация учебного процесса на IV этапе:
- В повседневной жизни человеку нередко приходится сталкиваться с «рецептами» приготовления (или изготовления чего либо), в составе которых указаны части.
- Ребята, давайте прочитаем с вами рецепты, которые вы видите на экране.
Овощной салат Помидоры – 10 частей, Баклажаны – 5 частей; Лук – 1 часть. Сколько граммов нужно взять каждого продукта, чтобы получить салат массой 800 грамм ? | Жидкость для выведения пятен Вода – 10 частей; Нашатырный спирт – 2 части; Соль – 1 часть. Сколько будет весить вся жидкость, если воды в ней будет 20 грамм? | Настойка для лечения зубов Ромашка – 3 части; Календула – 2 части; Шалфей – 4 части. Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы 100 грамм ? |
- Какие слова повторяются в задачах? (Части)
- Ну что ж, попробуем решить эти задачи. У вас на столе есть предметы, которые помогут это сделать. Как вы думаете, что это может быть? Поднимите их. (Изображения овощей)
- И какую задачу нам помогут решить овощи? (Правильно, первую, приготовление овощного салата).
- Итак, еще раз внимательно читаем условие. (по условию выкладывается схема). - А теперь, ребята внимательно посмотрите на схему. Подумайте и ответьте: какое важное условие (которое не оговаривается, но принимается по умолчанию) должно выполняться в задачах на части? (Все части, о которых идет речь в задаче, равные).
- Сколько частей в нашей задаче? (16)
- Сколько гамм они составляют? (800 г).
- Подумайте и ответьте: что первым делом необходимо найти при решении задачи на части? ( Нужно узнать, сколько составляет одна часть).
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько приходится на оду часть? (нужно всю массу разделить на количество частей).
- Зная, сколько приходится на одну часть, можем узнать, можем узнать, сколько грамм, нужно взять каждого продукта? (да. Нужно количество частей умножить на вес 1 части).
- Итак, давайте попробуем построить алгоритм решения такого типа задач:
1) Сколько частей содержится в смеси?
2) Сколько граммов приходится на одну часть?
3) Сколько граммов каждого продукта содержится в смеси?
- Хорошо. Но это наше предположение. А давайте сравним нашу идею решения с тем способом, который описан в учебнике.
- Откроем стр. 74 учебника. Задача 2. Итак, внимательно прочитаем условие этой задачи. (Читаем условие).
- Казалось, что может быть общего в этой задаче с нашей? Но давай продолжим читать. (п.1)
- Как теперь можно переформулировать задачу? (Шоколадных конфет – 1 часть, карамели – 3 части. Сколько нужно взять каждого вида конфет, если месте их 20 кг?
- Ребята посмотрите внимательно на поля учебника. Здесь схема к этой задаче. Как изображены части? (отрезками равной длины).
- Конечно, в математике мы схемы ко многим видам задач делаем с помощью отрезков, потому что их проще изображать, чем конфеты , помидоры, и другие предметы.
- Продолжим читать. (п.2,3,4).
- Так каков алгоритм решения этой задачи?
- Похож он на тот алгоритм, который мы составили? (да)
- Мы молодцы. Но тогда давайте мы с вами вернемся к «овощному салату» и оформим это решение на доске и в тетрадях. (Ученик работает у доски).
Схема: П ----------
Б ----- 800г
Л –
10+5+1=16 (ч) – всего.
800:16=50 (г) – 1 часть.
50*10=500 (г) – помидоры.
50*5=250 (г) – баклажаны.
50*1=50 (г) – лук.
Ответ: 500г, 250г, 50г.
-Можно ли проверить, правильно мы решили задачу? (Да, сложив массу всех индигриентов).
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.
Организация учебного процесса на V этапе:
- А теперь решим задачу о жидкости для выведения пятен. Давайте, ее еще раз внимательно прочитаем и сделаем схему. (ученик работает у доски)
В ----------20г
Ж— ?
С-
- Чем математически похожа, а чем отличается эта задача от предыдущей? (Известны части, но в предыдущей задаче известна масса всей смеси, а здесь только воды)
- Задача отличается, но давайте все-таки попробуем применить алгоритм.
1) 10+2+1=13 (ч) – всего.
2) 20:10=2 9г) – 1 часть.
3) 2*13=26(г) – вся жидкость.
Ответ: 26г.
- Что изменилось в алгоритме? (п.3)
_ как по другому мы этот пункт можем переформулировать? (Вычислить те части, о которых говорится в задаче)
- Рассмотрим третью задачу.
Р --- 100г
К –
Ш ----?
- Чем математически похожа, а чем отличается эта задача от предыдущей?
1)2+3=5 (ч) – ромашка и календула.
2) 100:5-20 (г) – 1часть.
3) 20*4=80 (г) – шалфей.
Ответ: 80г.
- Что изменилось в алгоритме? (п.1)
- Тогда все-таки, каков будет общий алгоритм для решения задач на части?
Алгоритм решения задач на части:
Вычисление 1 части.
Вычисление тех частей, о которых спрашивается в задаче.
- Решение задач – практическое искусство, подобное плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно. “Если вы хотите плавать, смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их”, – советовал учащимся известный американский математик Джорж Пойа в книге “Как решить задачу”. Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится. “Ум без догадки гроша не стоит”. Поэтому сейчас мы закрепим навык решения таких задач.
- Открываем задачники на стр. 28. №186(1), 187 (а). ( У доски)
№186 (1)
2600:2=1300 (г) – 1 часть
1300*3 – 3900 (г) – сахар
Ответ: 3900г=3 кг 900г
№ 187 (а)
5+2+3=10(ч) – всего
700:10 = 70 (г) – 1 часть
70*5=350 (г) – вода
70*2=140 (г) – молочный жир
70*3=210 (г) – сахар
Ответ: 350г, 140г, 210г.
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Работа в парах. Задачник №186 (2), 187 (б).
Проверка на экране.
VI. VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия;
организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;
по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
Организация учебного процесса на VI этапе:
А теперь я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. (зеленая карточка)(Звучит музыка)
- У кого возникли затруднения при выполнении заданий?
- В каком месте?
- Почему возникло затруднение?
- Кто правильно выполнил задание?
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Во время самостоятельной работы звучала красивая музыка. Ребята, может из вас кто то знает композитора, который сочинил это замечательное произведение? ( Г. Свиридов «Венский вальс)
- Я не случайно выбрала это произведение. Как вы думаете, почему? ( Потому что он наш земляк и в этом году мы отмечаем юбилей Свиридова – 100 лет).
- Совершенно верно. Но еще и потому, что его произведения математически красивы, но об этом мы с вами поговорим на другом занятии.
- А сейчас наш фирменный пирог, не можем же мы сегодня отпустить гостей без угощения.
Для приготовления пирога необходимо 10 частей хорошего настроения, 3 части везения, 2 части смекалки, 1 часть улыбки. Сколько нужно грамм хорошего настроения, чтобы приготовить пирог массой 1 кг 600г. (Решение устно.)
- И конечно пирогом мы угостим наших гостей. (Два ученика дарят пирог со словами: Дорогие гости, угощайтесь нашим пирогом. Мы хотим, чтобы у вас было хорошее настроение, вам везло и вы всегда улыбались.)
VIII. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных обучающимся;
3) организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке;
4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;
5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Закончи предложение:
Сегодня я узнал… |
Было интересно… |
Было трудно… |
Я выполнял задания… |
Я понял, что… |
Теперь я могу… |
Я почувствовал, что… |
Я приобрел… |
Я научился… |
У меня получилось … |
Я смог… |
Я попробую… |
Меня удивило… |
Урок дал мне для жизни… |
Мне захотелось… |
Поднимите смайлики настроения.
Организация учебного процесса на этапе VIII:
Домашнее задание:
У. стр. 74, №244,245, 248(а) (алгоритм)
Итог урока:
- Сейчас мне сдадите рабочие тетради, и с учетом домашней работы я поставлю оценки за урок в журнал. Но хочу отметить, что вы сегодня молодцы, хорошо поработали.
Спасибо Вам за работу на уроке, до новой встречи.
10