· Учебная : формировать умения решать задачи с помощью уравнения; создать условия для понимания зависимости между величинами, отработать умение составлять план-схему и таблицу по условию задачи, совершенствовать вычислительные навыки, способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения и выделения главного
Оборудование и наглядность: Компьютер, проектор, экран. Презентация PowerPoint.
Ход урока
I. Организационный момент.
Настрой учащихся на работу. Приветствие учителя. (Слайд 1).
II. Начало урока.
Сообщение темы, постановка целей и задач на уроке. (Слайд 2).
III. Устная работа.
1) Устный счёт : математическая цепочка.
Учащимся демонстрируется Слайд 3, на котором представлены математические цепочки. Учитель фронтально работает с классом.
2) Блиц – турнир.
Учащимся демонстрируются Слайды 4–7, на которых представлены задачи на составление буквенных выражений.
Задачи блиц – турнира.
1. Утром Маша сделала х бумажных журавликов, что в 2 раза меньше, чем вечером. Сколько бумажных журавликов всего сделала Маша?
2. В саду у кустов чёрной смородины, а красной в 2 раза меньше. Во сколько раз больше кустов чёрной смородины, чем красной?
3. Купили а коробок ёлочных игрушек по 4 игрушки в каждой. Сколько ёлочных игрушек купили?
4. х кг яблок разложили в 5 ящиков. Сколько кг яблок положили в 13 таких ящиков ?
IV. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. Учащиеся получают бланк с заданием.
1-й вариант
2-й вариант
1)3х больше, чем х на 48,
1) 27х на 12 меньше, чем 201;
2) 8х вдвое меньше, чем 208;
2) 380х в 19 раз больше, чем 101;
Составьте краткую запись и запишите в виде равенства:
3) У Вани было х яблок, у Пети на 8 яблок больше, а у Нины на 3 яблока меньше, чем у Вани. Вместе у них было 41 яблоко.
3) В первый сосуд налили х л жидкости, во второй – на 7 л меньше, чем в первый, а в третий на 10 л больше, чем во второй. В третьем сосуде оказалось столько жидкости, сколько в первом и во втором вместе.
Ученики самостоятельно работают 7–10 минут, а в это время 2 ученика (один из 1 варианта, другой из 2 варианта) выполняют это же задание на задней части доски. (на экране Слайд 8). Проверка выполнения самостоятельной работы осуществляется с использованием Слайда 9.
V. Физкультминутка.(Слайд 10).
VI. Объяснение нового типа задач.
1) Знакомство учащихся с алгоритмом решения задач на части. Разбор задачи № 583,используя объяснительный текст учебника.
– Прочитайте задачу.
– Это задача на части.
– Прочитайте её решение. Обратите внимание на то, что надо обозначить за х
– Итак, х – это масса одной части.
– Какие компоненты надо взять, чтобы приготовить вишнёвый сироп?
– Сколько частей каждого компонента надо взять?
– Обратите внимание на схему в учебнике.
2) А сейчас мы с Вами по такому образцу составим схему и решим задачу на части. Посмотрите на экран. На экране появляется текст задачи № 622.
(Разбор задачи № 622, текст которой у детей на бланке к уроку и на слайде № 11.)
Идёт фронтальная работа с классом.
– Прочитайте задачу.
– Что следует обозначить за х?
– Какие компоненты берут для приготовления вишнёвого варенья ?
– Как составить схему к задаче?
(Учащиеся объясняют,и постепенно всё решение появляется на Слайде 12.)
– Объясните, как составить уравнение?
Учащиеся записывают решение задачи в тетради.
3) Самостоятельное решение задачи на части (Слайд 13) с последующей самопроверкой. (Слайд 14).
Условие задачи: В смеси цукатов содержится 3 части авокадо, 4 части киви и 2 части ананасов, 7 частей бананов. Какова масса смеси цукатов, если в ней бананов больше, чем киви на 177 г?
VII. Повторение
1) Разбор нестандартной задачи на составление уравнения (Слайды 16, 17, 18, 19), похожая задача рассматривалась на предыдущем уроке.
Текст задачи: В первом бидоне было в 3 раза больше подсолнечного масла, чем во втором. Когда из первого бидона перелили во второй 10 л, то во втором бидоне стало масла в 2 раза больше, чем в первом бидоне. Сколько литров масла стало в каждом бидоне?
Идёт фронтальная работа учителя с классом.
– Что примем за х? Почему?
(За х лучше принимать количество литров масла во втором бидоне, то есть – меньшую величину.)
– Тогда, что можно сказать о первом бидоне?
(3х л – в первом бидоне)
– Когда из первого бидона перелили во второй, то сколько стало литров масла в первом бидоне? Сколько – во втором?
– Теперь составим и заполним таблицу.
– На основании какого утверждения можно составить уравнение?
Составленное уравнение учащиеся решают самостоятельно, один ученик на задней части доски, с последующей проверкой в классе.
2) Далее учащиеся самостоятельно решают уравнения из бланка по вариантам. Первые двое учеников, правильно решивших уравнение (по одному от каждого варианта ) демонстрируют своё решение классу. Дети меняются тетрадями и друг у друга проверяют решение уравнения.
1-й вариант
2-й вариант
Х:16=324+284
1344:у=543-487
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– С какими задачами мы сегодня познакомились на уроке?
– Каков план решения задач на части?
– Что Вам понравилось на уроке?
– Какие были затруднения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок математики 5 класс »
Современный урок по ФГОС ООО "Уравнение" 5 класс
Тема «Уравнение»
Тип урока: урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений.
Цели урока:
Личностные: создание педагогических условий для формирования у обучащихся положительной мотивацию к учению,
умения преодолевать посильные трудности, чувства коллективизма, взаимовыручки и уважения друг к другу, умения вести диалог, аккуратности.
Метапредметные:формирование умения ставить цели и задачи, планировать и контролировать деятельность,
умения классифицировать объекты, создавать, применять и преобразовывать модели, повышать алгоритмическую культуру
обучающихся, развивать логическое мышление, познавательную активность и навыки научной речи.
Предметные: формирование умения построения математической модели, решения уравнений, содержащих одно или более одного
арифметического действия и задач с помощью уравнений.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, репродуктивный.
Основные этапы урока: - организационный этап;
- этап включения учащихся в активную деятельность;
- актуализация опорных знаний, умений и навыков;
- физкультминутка;
- этап закрепления, первичной проверки и коррекции изученного материала;
- рефлексия
- этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению;
- итог урока.
План урока:
Вводное слово учителя.
Разминка. Устный счет.
Актуализация знаний учащихся. Вопросы теории.
Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний.
Физкультминутка.
Самостоятельная работа.
Рефлексия.
Информация учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Подведение итогов урока.
Этапы урока
Хроно логия урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы обучения
Формы организации познавательной деятельности
Реальный
результат
1.Организа-ционный этап
2 мин.
Вводное слово учителя. Учитель организует учащихся для работы на уроке; проверяет готовность класса; вопросы по домашнему заданию, мотивирует обучающихся сформулировать тему; говорит о важности данной темы, о связи темы с ранее изученным материалом; цели урока. Собирает иллюстрации к домашней задаче.
Слушают учителя. Формулируют и записывают тему, дату.
Словесный
Общеклассная
Кратковременность этапа,
постановка цели урока.
Готовность обучающихся к уроку.
2. Этап включения учащихся в активную деятельность.
(разминка – устный счет)
4 мин.
Учитель демонстрирует слайды 2-3 с заданиями устного счета. При демонстрации слайда 3 задает вопросы:
-какой компонент действия неизвестен?
- как его найти?
Обучающийся выполняют примеры, формулируют правила нахождения неизвестных компонентов действия.
Наглядный, практический
Фронтальная, индивидуальная
Учащиеся включаются в активную
деятельность.
3. Актуализация опорных знаний
8 мин.
Учитель демонстрирует слайд 4.
-Есть ли среди записанных утверждений уравнения?
- По каким признакам вы это установили?
- Как назвать другие утверждения?
- Что значит решить уравнении?
- Давай те решим уравнения.
- Какие правила вы использовали при их решении?
Учитель демонстрирует слайд 5.
Какие свойства использовались при решении этих примеров?
120-(20+15)=120-20-15=85 (свойство вычитания суммы из числа)
(50+12)-10 =50-10+12= 52 (свойство вычитания числа из суммы).
Как еще можно решить эти примеры?
Демонстрация через документ-камеру иллюстраций к домашней задаче
Учитель демонстрирует слайды 6-8.
-Составьте уравнение для решения задачи
- Решите уравнение.
Обучающиеся с места отвечают на поставленные вопросы по поднятию руки.
Обучающиеся с места предлагают второе решение.
Обучающиеся с места решают задачи с помощью уравнений.
Словесный, практический,
наглядный, репродуктивный
Фронтальная, индивидуальная
Проверка, полученных ранее,
теоретических знаний и умения
применять их на простейших
примерах.
4. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний
12 мин
(Класс предварительно разбит на группы по 4 человека) Каждая группа получает карточку с уравнением. Задание: решить уравнение с помощью правил нахождения неизвестных компонентов действий; решить уравнение с помощью свойств сложения и вычитания. Дополнительное задание: составить задачу, решением которой служит данное уравнение.
Учитель демонстрирует решение через документ - камеру, а представитель группы защищает решение.
Обучающиеся в группах решают уравнения и готовят защиту решения.
Представитель группы защищает решение.
Практический
Групповая
Проверка полученных ранее навыков решения уравнений различными способами.
5. Физкультминутка
3 мин
Слайд 11
Выполняют упражнения физкультминутки
6. Самостоятельная работа в группах с взаимопроверкой.
12 мин
Каждая группа получает задания: 4 упражнения различной степени сложности. Упражнения распределяются обучающимися внутри группы (по одному на каждого участника).