|        Т ехнология развивающего обучения                                                                                                                                                                  МБОУ Добринская ООШ       Учитель Силаева Г.М.                       Тема: Нумерация чисел в пределах 20.       Цели: совершенствовать вычислительные навыки, развивать мышление, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества.       Оборудование: учебник математики, карточки с числами, индивидуальные карточки для самостоятельной работы, картинки с изображением вагончиков со сказочными героями, таблицы с задачами, доска, цветные мелки.         Ход урока.       Оргмомент.   - Дети, слышали звонок?   Начинается урок!      Сели правильно и красиво. Молодцы, ребята, у всех порядок на рабочем месте. Готовы трудиться? Какое настроение? Тогда за дело!       Постановка учебной задачи.       - Сегодня на уроке математики мы будем решать примеры, составлять и объяснять задачи, сравнивать числа и выражения, учиться отвечать полным ответом, помогать товарищам. Вы любите сказки? Тогда сегодня мы отправимся в путешествие со сказочными героями. Улыбнулись! С каким настроением мы отправляемся в путь?     (с хорошим)   -Путешествие начинается! Нас встречает Лисичка Считаевна. «Купите билетик,- говорит -, ребята, а я посмотрю кого из вас взять в путешествие».   - Все включаемся в активную деятельность! Пусть не сомневается хитрая Лисичка, что считаем мы быстро и правильно!         Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.         18-4 13-0   12+2 10+10   10+5 19-10   17-6 13+7        - Молодцы. Билеты купили, идём на посадку. Ой, что это? На нас посыпался математический дождь!       Устный счёт.   Считаем до 20 и обратно;  5 - считай дальше:  14 – считай обратно;  Какое число стоит за числом 16? 7?  Какое число стоит перед числом 20? 8?  Какое число на 1 больше, чем13?  Какое число на 1 меньше, чем 15?           -Убежали от дождя.     Нас встречает Колобок Румяный Бок и предлагает сложные примеры. Покажите Колобку, как вы умеете считать.       (дети работают по индивидуальным карточкам)        5+4-6 10+7-5   20-3+0 8+5-10     19-6+2 17-2+5   6+10-6 18-4+6        Сверить с ответами на обратной стороне карточки. Самоконтроль.   - Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.        -Замечательно! Как весело улыбается Колобок. Он доволен работой.        Кого видим, дети? Узнали? Из какой сказки он пришёл?        Серый Волк ребят встречает и задачки предлагает:         Задачи в стихах.        1. Бабушка, милая, хочу пирожок!   Хорошо, испеку. Сколько надо, дружок?   Два для мамы, два для папы,     Для сестрёнки тоже два.   Нам с тобой по два испечь.   Ох, мне всех не перечесть!   Кто малышу помочь готов?   Сколько надо пирогов? (10)         Тринадцать весёлых ребят-медвежат     За красной малиной в рощу спешат.   Но самый маленький устал-   От товарищей отстал.   А теперь ответ найди:   Сколько мишек впереди? (12)        Ёж спросил ежа соседа:   - Ты откуда, непоседа?   - Запасаюсь я к зиме:   Видишь яблоки на мне?   Собираю их в лесу.   7 принёс да 5 несу.   Призадумался сосед:   Это много или нет? (12)             - Ребята, чем ловил волк рыбу в сказке? (хвостом). Правильно. А пока сидел и думал, он задачку вам придумал.        1. На хвост Волку попалось 10 лещей и 16 карасей. На сколько лещей попалось меньше, чем карасей?        ( На 6 лещей меньше, чем карасей).   -Верно. Как узнали? Каким правилом пользовались?   ( Чтобы узнать, на сколько больше или на сколько меньше, надо из большего вычесть меньшее).      - Волк трудился: рыбу ловил. А вы помогаете дома? Посмотрим, кто из вас лучший помощник? Тот и задачку решит быстро.         Дочка вымыла 10 тарелок, а мама на 4 тарелки больше. Сколько тарелок вымыла мама?           Папа принёс 12 вёдер воды, а сын на 6 вёдер меньше. Сколько вёдер воды принёс сын?           Будешь книги читать – будешь много знать. Дима прочитал 7 книг и Денис столько же. Сколько всего книг прочитали мальчики?             -Мы умеем не только задачки решать,   Но ещё интереснее их составлять!   Творческая работа в парах.   ( дети составляют две задачи по краткой записи на доске и две по рисунку в учебнике на странице 46.)        Хорошо мы потрудились,   И пора всем отдохнуть.         Физкультминутка «Хомка».        Хомка, хомка, хомячок,   Полосатенький бочок.   Хомка раненько встаёт,   Шейку моет, щёчки трёт.   Подметает хомка хатку   И выходит на зарядку.   Раз, два, три, четыре, пять –   Хочет хомка сильным стать.             - Путешествие продолжается. Нас встречает Красная Шапочка. Какие – то интересные знаки у неё в корзинке. Назовите их скорей!   ( больше, меньше и равно, плюс, минус)        Задание от Красной Шапочки: сравнить числа.        А) Устно: задание записано на доске.               9*13 12*18   20*11 6*16   5*11 20*12   20*15 14*4        Б) Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.        8*18 3+6*12 9+2*7+4   15*13 17*7+10 14-3*20-8   14*16 18-3*5 6+5*8+4   0*10 20*18-6 20-15*19-17   Самоконтроль. В процессе работы учитель следит за выполнением задания.        - Удивилась Красная Шапочка быстрому выполнению заданий, обрадовалась встрече с такими   хорошими детьми и решила с вами поиграть.        Игра «Плюс или минус?»             15 * … = 14 13 * … = 16   20 * … = 17 19 * … = 19        -С заданием справились! Молодцы!     - Кто кричит нам «Кукареку!?»   - Верно, это наш дружок - Петушок Золотой Гребешок.        Петушок Золотой Гребешок желает знать, как вы умеете работать по таблице:        Открываем учебник математики на странице 42 и выполняем номер 3.        - Какое задание нужно выполнить? Кто желает ответить?   ( Числа 10, 8, 12, 6, 0, 15 увеличить на 4)   - Как рассуждаем?     ( увеличить на 4, значит надо прибавить 4)        Ребята, угадайте, с чем путешествует Крокодил Гена! Что это за предмет?         Загадка Всё, что я ни захочу –   Очень быстро начерчу.   Отгадать её сумей-ка:   Это ровная (линейка)   - Кто догадался, что хочет предложить вам Крокодил Гена?   (начертить фигуры)     -Правильно, но прежде        игра «Назови фигуру».    ( прямая линия, кривая линия, отрезок, ломаная линия, треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, пятиугольник.)   - Вы хорошо знаете фигуры, а теперь выполним практическую работу.         Практическая работа     Начертиь два отрезка: первый отрезок 12 дм, а второй на 3 см короче.        (взаимопроверка)        - Понравились отрезки Крокодилу Гене. Но ему непонятно: почему вы поставили вот эти точки?        ( дети показывают и говорят: эта точка – начало отрезка, а эта точка – конец отрезка.)        -С геометрическим материалом вы справились хорошо, поэтому наш герой хочет проверить кто из вас самый внимательный?        Игра «Стук-стук».        На доске таблица с двумя разрядами:    десятки единицы         ( Учитель стучит указкой 1 раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Дети внимательно слушают и показывают соответствующее число на карточках.)          - Мы так увлеклись игрой, что даже не заметили парашютиста.        На парашюте я летел,   «Спасибо» вам сказать хотел.   От такой работы захватило дух.      - Кто, ребята, вас так хвалит? Ну, конечно,…….(Вини Пух)          - Дети, Вини Пух дарит вам сладкие подарки:          Угощайтесь, ребята,   Это сладкая вата.      - Вини Пух угощает вас сказочной ватой и каждому предлагает выполнить дома интересное задание.     Задание выполните и вату оставите на память об уроке.           Индивидуальные домашние задания от Вини Пуха на сладкой вате.       Задание для Дениса    Дополни числа до одного десятка:          3 6 2 1 4 5 7 9 8   ? ? ? ? ? ? ? ? ?       Задание для Алёны    Зачеркни неправильные ответы:        10+6= * 15, 16, 17, 14.   18-8=* 11, 10, 12, 8.      Задание для Димы   3. Подчеркни примеры с ответом 14:        9+4 9+5   9+8 7+7   8+6 2+12         Задание для Вики   4. Какие числа надо поставить вместо *?        13 15 17   8+* 8+* 8+*                    Задание для Наташи    Обведи в кружок двузначные числа:          1, 10, 2, 5, 20, 11.               Подведение итога урока. Рефлексия.         - Дети, чему мы учились сегодня на уроке математики?     -Что понравилось на уроке? А что не понравилось? Почему?        - У меня, ребята, очень хорошее настроение! Как вы думаете, отчего так?   ( потому что мы хорошо трудились)   Учитель даёт общую оценку деятельности детей на уроке. А в процессе урока комментирует их ответы.   -Действительно так. Я вас благодарю и желаю, чтобы на всех уроках вы, не стесняясь, высказывали своё мнение. Не бойтесь ошибаться. Ведь на ошибках учатся. Спасибо, дети. Урок закончен.                                                  |