Цель:
- разъяснить смысл действия деления в ходе решения задач на равные части;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать внимание и логическое мышление;
- воспитывать интерес к математике.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся моделировать с помощью схематических рисунков и записывать решение задач на деление на равные части;
- выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100;
- решать задачи на нахождение произведения;
- находить периметр прямоугольника;
- выполнять задания творческого и поискового характера;
- контролировать и оценивать свою работу и ее результат;
І. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с присутствующими гостями. Я надеюсь, что сегодня вы порадуете меня, своих друзей и наших гостей своими успехами. Тихонько все сядьте. Проверьте свою посадку. Откройте тетради, положите их правильно и запишите число, классная работа. Пока вы записываете дату, я пройду и проверю, как вы выполнили домашнее задание. Более подробно я проверю, когда соберу тетради на проверку в конце урока.
Стук в дверь. Вахтёр школы вносит небольшую посылку и вручает учителю.
- Ребята, нам принесли посылку. Давайте проверим нам ли эта посылка.
На посылке надпись, учитель читает её:
Куда: п. Ромашки, «Джатиевская школа»
Кому: ученикам 2 класса
Отправитель:
Мудрая сова
- Да, действительно нам. Посмотрим, что прислала нам сова?
Учитель достаёт содержимое посылки.
- Мудрая сова прислала нам много заданий, которые мы должны будем выполнять на уроке (достаёт карточки с заданиями). Здесь ещё есть рисунок - это гора знаний, которую каждый из вас будет покорять сегодня на уроке. Мы её повесим на доску, и каждый из вас сможет оценить свои достижения в конце урока с помощью флажков, которые вы сами изготовили на уроке технологии. А вот на какую высоту горы знаний вы взберётесь, покажут ваши оценки в конце урока.
- Свои успехи вы будете отмечать на полях тетради, выставляя за каждое правильно выполненное задание 1 балл. Сколько баллов вы наберёте, такую оценку и получите. Ну, что вы согласны покорять гору знаний?
- Ну, тогда вперёд к покорению вершины горы знаний!
II. Минутка чистописания.
- Начнём мы с минутки чистописания. Проверьте еще раз свою посадку, положите правильно тетрадь и, отступив 2 клеточки вниз, правильным, каллиграфическим почерком запишите один раз цифру 2. Вспомните, как правильно она пишется (показ учителем на доске). Затем, отступив одну клетку вправо, запишите две цифры 22 (по 2 возьмём два раза). Как вы думаете, что запишем дальше?
- Следующая запись 2222 (по 2 возьмём четыре раза), и ещё одна запись 22222 (по 2 возьмём пять раз).
ІІI. Устный счёт
- Давайте сосчитаем, какой результат мы получим, если по 2 возьмём 1 раз? (ответ 2).
- если по 2 возьмём 2 раза? (ответ 4)
- если по 2 возьмём 3 раза? (ответ 6)
- если по 2 возьмём 4 раза? (ответ 8)
- если по 2 возьмём 5 раз? (ответ 10)
- Как находили результат?
ІV. Актуализация знаний.
- Скажите, ребята, какие новые, сложные, но интересные темы мы недавно начали проходить?
- Скажите, а что мы уже знаем и умеем?
- Итак, давайте повторим, что мы уже знаем. Чтобы нам взбодриться и настроиться на работу Мудрая сова предлагает вам решить весёлые задачи.
Фронтальная работа.
1.Носил орехи бурундук.
По два за каждою щекой.
Насыпал доверху сундук –
Не будет голоден зимой.
Сколько орехов за один раз приносил бурундук?
- Замените сложение примером на умножение.
- Прочитайте этот пример, используя математический язык.
2.Дарит бабушка – лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте»
Сколько всех, пересчитайте!
Проводится аналогичная работа
2+2+2=6 2*3=6
- Почему мы смогли заменить сложение умножением?
3.В коробке сидят пауки. У них всего 16 лап. Сколько голов у пауков?
- Каким действием решается эта задача?
- Почему разделили на 8?
V. Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы.
- А теперь Мудрая сова предлагает вам сделать к задаче рисунок в тетради и решить её.
Задача 1. У мамы было 10 груш. Она разложили их на тарелки по 2 на каждую. Сколько тарелок маме потребовалось?
- Какой ответ получили в задаче?
- Каким действием выполняли?
- Проверьте себя по слайду. (Слайд №1).
-Кто решил задачу правильно поднимите руку. За правильно выполненное задание поставьте на полях 1 балл (можно +).
Задача № 2.
- Мудрая сова в посылке прислала ещё вам пакет с конфетами и просила раздать всем ребятам в классе поровну. В пакете 30 конфеты. Скажите, сколько я должна дать конфет каждому из вас?
- Известно ли, сколько человек у нас в классе? (15).
- Известно ли, сколько конфет я должна дать каждому из вас? (Нет).
- Может, кто ни будь, подскажет, как мне раздать конфеты?
- Но я не знаю, по сколько конфет дать каждому из вас.
- В чём возникла трудность? Чего мы не знаем?
- Кто догадался, какие задачи мы сегодня будем решать?
Учитель: Действительно, мы будем решать задачи на деление на равные части. И когда научимся их решать, в конце урока сможем разделить конфеты на всех поровну.
VI. Работа по теме урока.
1. Решение задачи.
Учитель: Скольким ученикам нужно раздать тетради?
- Как нужно раздавать?
- Сколько надо взять тетрадей, чтобы каждый из 4 учеников получил по 1 тетради?
- Сколько тетрадей роздано?
- Остались ли ещё тетради?
- Что нужно сделать дальше?
- Сколько тетрадей было роздано во второй раз?
- Остались ли ещё тетради?
- Что делать дальше?
- Сколько было роздано в третий раз?
- Остались ли ещё тетради?
- Сколько раз из 12 брали по 4 тетради?
- Сколько тетрадей получил каждый ученик?
- Значит, каждый ученик получил столько тетрадей, сколько раз по 4 содержится в 12. Каким действием будем решать эти задачи?
- Запишите решение и ответ задачи.
2. Объяснение решения задачи с помощью электронного приложения к учебнику М.И. Моро «Математика» 2 класс.
- Давайте проверим, правильно ли мы рассуждали при решении задачи?
3. Работа по учебнику. №1 (с.60)
- Сколько было апельсинов?
- На сколько тарелок их разложили?
- Что нужно узнать?
- Сколько апельсинов надо взять, чтобы на каждую тарелку положить по 1?
- Что делать дальше?
- Что мы узнали?
- Запишите решение и ответ задачи.
VII. Комплексная физкультминутка.
4. Первичное закрепление. Самостоятельное решение задач.
Работать вы будете в парах.
1. У мамы было 6 помидоров. Она разложила их на 2 тарелки поровну. Сколько помидоров мама положила на каждую тарелку?
Проверка ведётся по слайду №2.
- Как нам проверить? Показ на слайде.
- Какое действие используем для решения задачи?
- Как запишем решение? Показ на слайде
- Почему эта задача решается делением? - Поднимите руку, чья пара выполнила задачу правильно. Оцените себя, поставив балл на полях тетради. Не огорчайтесь те, у кого задача не получилась. У вас есть возможность получить балл, решив следующую задачу. Будьте внимательны.
Слайд № 3.
2. У повара было 9 кочанов капусты. Ей нужно было разложить их на три сковороды. Сколько кочанов ей нужно положить на одну сковороду?
- Задачи этого вида мы будем решать ещё на следующем уроке. А сейчас Мудрая сова предлагает повторить то, что мы уже умеем делать.
VIII. Закрепление изученного материала.
- Выполнение письменных видов вычислений в пределах 100.
Рабочая тетрадь №2 стр.25 №62.
2. Работа в группах. Нахождение периметра прямоугольника.
- В зоопарк Санкт–Петербурга привезли новых животных (показ животных). Но работник зоопарка не успел приготовить для них загоны. Мудрая сова предлагает вам помочь ему. Каждой группе я выдаю по одному животному и листочек. На нём начерчен прямоугольник. Это загон для животных. Но он полностью не достроен. У меня на столе стоят уже готовые загоны, на них указан периметр. Ваша задача измерить загон на листочке, найти периметр и выбрать загон по периметру прямоугольника на столе, чтобы животные больше не покидали его. Причём, периметр нужно найти разными способами. (Загоны для животных нужных размеров, заранее приготовленные, стоят на столе учителя. Дети находят периметр прямоугольника, выбирают нужный загон и ставят себе на лист, помещают в него животного. Сравнивают и убеждаются в правильности выполнения задания).
За выполненное правильно задание каждый получает 1 балл.
IX. Рефлексия.
X. Домашнее задание. Задача №3 стр.60.