Образовательная цель: повторение координат на плоскости, решение неравенств, закрепление умений работать с графиками.
Развивающая цель: развитие умения излагать мысли, анализировать ответы, систематизировать знания по теме.
Воспитательная цель: воспитание самоконтроля, самооценки деятельности на уроке.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, устный контроль знаний, познавательные игры, самостоятельная работа.
Формы обучения: общеклассная, групповая, парная .
Ход урока
Оргмомент.
Слово учителя. Сообщение темы и целей урока. На сегодняшнем уроке математики мы отправляемся в плавание за кладом c моряками и пиратами приключенческого романа Роберта Луиса Стивенсона «Остров сокровищ», который поможет закрепить координаты на плоскости и приобрести умения работать с графиками.
(флипчарты с изображением «Острова сокровищ»; обложки популярного детского издания; изображение корабля «Эспаньола», на котором ученики-моряки совершат заочное плавание к острову сокровищ в поисках клада)
Повторение темы «Неравенства». О каком дереве идет речь?
Решите неравенства:
-16 2х -10
-10 -2х -8
-5 2х + S 5
/2х + 1/ 5
Ответ: (-3; 2) – С
(-5; 4) – Н
( 4; 5) – И
(-3; 2) – С
(-8; -5) – Т
Устный рассказ учителя или подготовленного ученика о красном дереве ТИСС, его свойствах, о том, что лодки, шхуны, корабли изготавливали из ствола очень устойчивого к воде красного дерева. (флипчарт на доске с заданием и рисунком дерева)
Устный опрос-повторение. Игра «Блиц-турнир для моряков»
Какие прямые называются перпендикулярными?
Что такое координатная прямая?
Что такое прямоугольная система координат?
Что такое координатная плоскость?
Как называются координаты точек?
Что называется графиком? (флипчарт на доске, вопросы скрыты под рисунками)
Слово учителя. На острове была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован и найти его мог только старый пират Бен Ган. Перед смертью Бен Ган решил оставить для потомков шифрованное письмо-описание пути, ведущего к кладу, и места, где он спрятан. Поскольку старый пират получил в свое время неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом координат. Он взял карту острова, нарисовал на ней оси координат, выбрал единицы. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырех дубов. Клад находился в точке пересечения прямых АС и ВД, соединяющих дубы. (флипчатр с изображением карты)
Задание на координатной плоскости: мореплавателям провести прямые АС и ВД. Координаты точек:
А ( - 3; 8 ); С ( -4; - 2 )
В ( 6; - 1 ); Д ( 3; 4 )
На пересечении отрезков находится клад. Успехов Вам, мореплаватели! (флипчатр с изображением задания на координатной плоскости)
Слово учителя. Коварный и жестокий Джон Сильвер умен, ловок и немного привлекателен. Он один из тех, кто мешает нам найти клад, Он просит нас выполнить его задания для получения заветного клада. (флипчарт с ихображением героя на интерактивной доске, координатной плоскости для выполнения общеклассного задания по теме «Графики») Найдите по графику:
В какой промежуток времени температура на острове была отрицательной, положительной?
Время суток, когда температура на острове была -2; +1С.
Время суток, когда температура на острове была наибольшей, наименьшей.
Температура воздуха на острове в 5 часов, в 11 часов.
Промежуток времени, когда температура падала от 3 до 2С.
Используя график, заполни таблицу:
t, ч
0
3
15
t , С
- 4
- 2
Работа в группах. Закрепление материала. Используя графики, заполнить таблицы. Ученики работают на интерактивной доске.
t, ч
0
1
8
t , С
0
5
t, ч
0
1
18
t , С
3
0
(флипчатр с изображением графиков на доске)
Слово учителя. Во время романтического плавания на щхуне «Эспаньола» моим ученикам-мореплавателям удалось найти клад. (Учитель вручает сладкие призы всем мореплавателям) Зашифруйте слово, которое увидели на крышке ящика с кладом. (это слово «оригами») (флипчарт с изображением букв на координатной плоскости на доске)
Подведение итогов урока. Оценки за работу на уроке.