ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема «Графический способ решения уравнений»
1. ФИО: Козак Татьяна Ивановна
2. Место работы: МОУ СОШ №20 пгт Прогресс Амурской области
3. Должность: учитель математики
4. Предмет: алгебра
5. Класс: 8
6. Тема и номер урока в теме: Графический способ решения уравнений, урок №1
7. Базовый учебник: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.
8. Цель урока: способствовать усвоению алгоритма решения уравнений графическим способом.
9. Задачи:
обучающие: формирование умений решать уравнения графическим способом, сопоставлять графики с формулами, задающими функции;
развивающие: формирование навыков самостоятельной работы, работы с информационными источниками; развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи, выводы; развитие устной речи (через беседы с учителем); развитие мышления (через обоснование своих ответов);
воспитательные: формирование познавательного интереса к математике, ответственности, умений работать в коллективе, воспитание культуры общения; формирование общеучебных умений (учебно-организационных – умение организовать выполнение проверочной работы, учебно-коммуникативных – умение общаться с учителем и друг с другом).
10. Тип урока: урок формирования новых знаний.
11. Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, диалог, работа с текстом слайда, работа в тетради, парная, работа с компьютерными моделями, компьютерное тестирование.
12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, слайдовая презентация, инструменты ЭОР, тест по теме в оболочке «КРАБ» и на бумажных носителях, карточки.
13. Структура и ход урока:
Организационный момент – 1 мин
Актуализация знаний – 10 мин
Изучение новой темы и её первичное закрепление – 15 мин
Физминутка – 1 мин
Закрепление изученного материала – 8 мин
Домашнее задание – 2 мин
Проверочная работа – 6 мин
Рефлексивно-оценочный этап. Итог урока – 2 мин
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ п/п | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1. | Организационный момент. | №1. Презентация «Графический способ решения уравнений». | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, мотивирует учащихся на изучение новой темы. (Демонстрация слайда 1 презентации) | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | 1 мин |
2. | Актуализация знаний. | | Вызывает 3-х учащихся к доске для самостоятельной работы по карточкам для решения уравнений. (Приложение 2) | 3 ученика самостоятельно решают уравнения. Остальные работают с учителем фронтально. | 10 мин |
Фронтальная работа с классом. | №1. Презентация «Графический способ решения уравнений». | Задаёт учащимся вопросы по теме «Функция, графики функций». (Демонстрация слайдов 2, 3 и 4 презентации) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. |
Проверка самостоятельной работы по карточкам. | №1. Презентация «Графический способ решения уравнений». | Проверяет выполнение заданий по карточкам, задаёт вопросы. Подводит к новой теме. (Демонстрация слайда 5 презентации) | Слушают, дополняют, задают вопросы. Выявляют проблему при решении уравнения №3, называют тему урока, формулируют цель. |
3. | Изучение новой темы и её первичное закрепление. | №2. Графический способ решения уравнений. | Демонстрирует слайд из раздела «Теория». | Учащиеся смотрят, находят способ решения уравнения х2=. Записывают решение и ответ. | 15 мин |
№1. Презентация «Графический способ решения уравнений». | Демонстрирует слайд 6 презентации, ссылка на «Живую геометрию» | Составляют алгоритм решения уравнений графическим способом. |
№2. Графический способ решения уравнений. | Демонстрирует практические задания. | |
4. | Физминутка. | | Демонстрирует упражнения для глаз. | Вместе с учителем выполняют упражнения. | 1 мин |
5. | Закрепление изученного материала. | №3. Графическое решение уравнения. П2 | Демонстрирует модуль, формулирует задание, задаёт вопросы. Оценивает. | Выполняют задание, состоящее из 5 шагов, которое направлено на проверку умения решать графически уравнения. Отвечают на вопросы учителя. Один учащийся работает у доски. | 8 мин |
№4. Графическое решение уравнения, содержащего функцию обратной пропорциональности. П2 | Открывает модуль. Формулирует задание. Проверяет решение, консультирует. Оценивает. | Самостоятельно решают. Один учащийся у доски. |
6. | Домашнее задание. | | Даёт задание: п.26; № 623 (а), № 624(а); №4.10 на стр.117 (сборник Л.В.Кузнецовой) – индивидуально. Комментирует задание. | Записывают задания в дневники, знакомятся с заданиями, задают вопросы. | 2 мин |
7. | Проверочная работа. | №5. Тест «Функции и их графики» в оболочке КРАБ и бумажный вариант. | Раздаёт учащимся тесты на бумажных носителях в 2-х вариантах. (Приложение 3) Желающих можно посадить за компьютер для выполнения теста в компьютерном варианте. Для взаимопроверки демонстрирует ответы. (Демонстрация слайда 8 презентации) | Выполняют задание. По окончании времени – взаимопроверка, смотрят слайд 8 презентации. Выставляют оценки. | 5 мин + 1 мин |
8. | Рефлексивно-оценочный этап. Итог урока. | №1. Презентация «Графический способ решения уравнений». | Демонстрирует слайд 9 презентации: 1) Тремя предложениями выразить содержание урока: а) На данном уроке говорилось о … б) Урок мне понравился (не понравился), потому что… в) Сегодня я понял(а), что… 2) Оценка: а) за теоретический опрос; б) за фронтальную работу; в) за самостоятельную работу. Подводит итог урока. Выставляет оценки. | Отвечают письменно в тетрадях. Сдают тетради учителю. | 2 мин |
Приложение 1 к плану-конспекту урока
____ Графический способ решения уравнений_______
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ п/п | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Графический способ решения уравнений | Презентация | Для сопровождения изучаемого материала – иллюстрации, текст, соотнесение. | Презентация |
2. | Графический способ решения уравнений | Теория, практика, контроль | Ресурс содержит демонстрации и задания по теме «Решения сложных уравнений с помощью графиков» | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/253f44a5-bb2a-4221-ae16-5b990bb69526/112636/?interface=pupil&class=50&subject=17 |
3. | Графическое решение уравнения. П2 | Практический модуль | Данный модуль представляет собой задание повышенной сложности и состоит из 5 шагов. Задание направлено на отработку умения учащихся решать графически иррациональные уравнения. При прохождении шагов учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки. | http://eor.edu.ru/card/11836/graficheskoe-reshenie-uravneniya-p2.html |
4. | Графическое решение уравнения, содержащего функцию обратной пропорциональности. П2 | Практический модуль | Данный модуль представляет собой задание с пошаговым контролем и состоит из пяти шагов. Задание направлено на формирование умения учащихся решать уравнения, содержащие функцию обратной пропорциональности, графическим способом. При прохождении шагов учащемуся предоставляется возможность использовать подсказки. | http://eor.edu.ru/card/11123/graficheskoe-reshenie-uravneniya-soderzhashego-funkciyu-obratnoy-proporcionalnosti-p2.html |
5. | Тест «Функции и их графики» в оболочке КРАБ. | Проверочное задание | Позволяет проверить знания учащихся по теме «Функции и их графики» | Тест в оболочке КРАБ, вариант 1 Тест в оболочке КРАБ, вариант 2 |
Приложение 2
№1. Решите уравнение 4х + 8 = –17 + 9х.
№2. Решите уравнение х2 + х – 2 = 0.
№3. Решите уравнение х2 = .
Приложение 3
Тест «Функции и их графики»
В – 1:
1. Какая из функций, приведённых ниже, является линейной:
а) у = – 2; б) у = х – 2; в) у = х2 – 2.
2. График функции у = называется:
а) прямой; б) гиперболой; в) параболой.
3. Установите соответствие между функциями и их графиками:
1) у = ; 2) у = 2х2; 3) у = х – 2; 4) у = 2х.
А. Б. В. Г.
4. На рисунке изображены графики функций у = х3 и у = –2х – 3. Используя графики решите уравнение: х3 = –2х – 3.
а) –3; б) –1; в) –1,5.
В – 2:
1. Какая из функций, приведённых ниже, является линейной:
а) у = + 1; б) у = + 1; в) у = х5 + 1.
2. График функции у = 3х2 называется:
а) прямой; б) гиперболой; в) параболой.
3. Установите соответствие между функциями и их графиками:
1) у = – ; 2) у = х2 – 1; 3) у = – х; 4) у = 1 – х.
А. Б. В. Г.
4. На рисунке изображены графики функций у = – х2 + 2 и у = . Используя графики решите уравнение: – х2 + 2 = .
а) –2; б) 2; в) –1,5.
Ответы: В – 1: 1. б 2. б 3. 1 – Б; 2 – А; 3 – В; 4 – Г 4. б
В – 2: 1. а 2. в 3. 1 – В; 2 – Г; 3 – А; 4 – Б 4. а
3