kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок алгебры, 8 класс, "Степень с целым показателем и ее свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе по теме «Степень с целым показателем и её свойства»                                                        

 

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить  учащихся  с понятием  степени  с  целым   показателем   и  её свойствами. Научить применять изученные понятия и свойства при вычислениях и преобразованиях.
  • Развивающие: развивать умения применять теоретические знания на практике. Развивать познавательную активность, мышление, внимание и память, умение слушать товарища, математическую речь.
  • Воспитательные: воспитание интереса к  математике, активности, аккуратности, дисциплинированности, умение общаться.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Мотивация урока.

Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и радость. И мы, работая в коллективе, покажем свою одарённость.

Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.

3. Актуализация изучения темы.

А начать наш урок я хотела бы с выяснения вопроса: встречался кто-нибудь из вас в повседневной жизни со словом «степень»? Давайте приведем примеры словосочетаний из жизни, в которых оно используется, и попытаемся с их помощью разобраться, что же в жизни означает слово «степень».

Ответы учащихся:

- точности

-степень усвоения

- качества знаний

Учитель

  • Каким же близким по смыслу словом можно заменить слово “степень”?
  • А где мы можем уточнить его значение?

Ученик :(в толковом словаре)

-  Степень  – это мера, сравнительная величина; уровень чего-нибудь.

- Слово “ степень ” находит широкое применение  и  в  математике .

Группа «Информаторы»

1. Дайте определение  степени   с   натуральным   показателем . ( Степенью  числа а  с   натуральным   показателем  n, большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен а.)

2. Как называется число, которое возводим в  степень ? (Число, которое возводим в степень, называют основанием)

3. Как называется число, в которое возводим степень? (Число, в которое возводим степень, называют  показателем )

4. Какое число получаем при возведении в степень положительного числа? (При возведении в степень положительного числа получаем положительное число)

5. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с четным  показателем ? (При возведении отрицательного числа с четным  показателем  получаем положительное число)

6. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с нечетным  показателем ? (При возведении отрицательного числа с нечетным  показателем  получаем отрицательное число)

Также устно, с полным объяснением, вычислить:

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок алгебры, 8 класс, "Степень с целым показателем и ее свойства" »

Урок в 8 классе по теме «Степень с целым показателем и её свойства»


Цели урока:

  • Образовательные: познакомить  учащихся  с понятием  степени  с  целым   показателем   и  её свойствами. Научить применять изученные понятия и свойства при вычислениях и преобразованиях.

  • Развивающие: развивать умения применять теоретические знания на практике. Развивать познавательную активность, мышление, внимание и память, умение слушать товарища, математическую речь.

  • Воспитательные: воспитание интереса к  математике, активности, аккуратности, дисциплинированности, умение общаться.

Ход урока.

1. Организационный этап.

2. Мотивация урока.

Надеюсь, что сегодня на уроке нас ждет и успех, и радость. И мы, работая в коллективе, покажем свою одарённость.

Будьте внимательны в течение урока. Думайте, спрашивайте, предлагайте – так как дорогой к истине мы будем идти вместе.

3. Актуализация изучения темы.

А начать наш урок я хотела бы с выяснения вопроса: встречался кто-нибудь из вас в повседневной жизни со словом «степень»? Давайте приведем примеры словосочетаний из жизни, в которых оно используется, и попытаемся с их помощью разобраться, что же в жизни означает слово «степень».

Ответы учащихся:

- точности

-степень усвоения

- качества знаний

Учитель

  • Каким же близким по смыслу словом можно заменить слово “степень”?

  • А где мы можем уточнить его значение?

Ученик :(в толковом словаре)

-  Степень  – это мера, сравнительная величина; уровень чего-нибудь.

- Слово “ степень ” находит широкое применение  и  в  математике .

Группа «Информаторы»

1. Дайте определение  степени   с   натуральным   показателем . ( Степенью  числа а  с   натуральным   показателем  n, большим 1, называется произведение n множителей, каждый из которых равен а.)

2. Как называется число, которое возводим в  степень ? (Число, которое возводим в степень, называют основанием)

3. Как называется число, в которое возводим степень? (Число, в которое возводим степень, называют  показателем )

4. Какое число получаем при возведении в степень положительного числа? (При возведении в степень положительного числа получаем положительное число)

5. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с четным  показателем ? (При возведении отрицательного числа с четным  показателем  получаем положительное число)

6. Какое число получаем при возведении отрицательного числа с нечетным  показателем ? (При возведении отрицательного числа с нечетным  показателем  получаем отрицательное число)

Также устно, с полным объяснением, вычислить:

Решить №

4. Изучение нового материала.



Взгляните на число.

. Как вы думаете, это поло­жительное или отрицательное число?

"Не верь глазам своим" - сказал бы Козьма Прутков тому, кто считает это число отрицательным.  И  сейчас мы разберемся, что вообще означает такая запись.

Историческая справка .(Информаторы) Отрицательные  показатели   степени  ввел еще в 15 веке  математик  Шюке. Англича­нин Джон Валлис впервые рассмотрел вопрос о целесо­образности употребления отрицательных  показателей . Исаак Ньютон стал применять их систематически. В од­ном из писем в 1676 г. Ньютон указал: "Как алгебраисты вместо АА, ААА  и  т.д. пишут А2, А3 и т.д., так я ... вместо 1/а, 1/а2, 1/а3 пишу а-1, а-2, а-3и т.д."

Задание 1. Представьте каждое из этих чисел в виде сте­пени числа 10:

...1000,100,10, 1, 1/10, 1/100,1/1000...

(... 103, 102, 101, 10°, 1/101, 1/102, 1/103...)

Задание 2. Подпишите под этими числами  показатели  сте­пеней:

3, 2, 1, 0,....

Продолжив этот ряд, мы получим числа -1, -2, -3  и  т.д.

Сравним  показатели  соседних степеней.  Показатель  каждой степени на 1 меньше следующего. Распространим этот закон на числа справа от 10°. Получим: 1/101 = 10-1, 1/102 = 10-2...

Получается такая строка:

10-3, 10-2, 10-1, 10°, 101, 102, 103...

Вопрос. Можем ли мы взять  степень  с другим основани­ем? С любым?

Ответ. Кроме 0.

Вывод. Итак, мы можем это соглашение распространить на любое число а, отличное от нуля. Запишите в тетради формулу:











Работа  с учебником

Задание3.. Вычисли значение выражения:


обобщить алгоритм вычисления значений такого типа выражений (содержащих  степень  с отрицательным  показателем ).

1) Выполнить возведение в  степень ;

2) Выполнить действия с дробями;

3) Заменить  степени  с отрицательными  показателями  на  степени   с   натуральными   показателями .

Верная последовательность выполнения шагов:

  1. Заменить  степени  с отрицательными  показателями  на  степени   с   натуральными   показателями ;

  2. Выполнить возведение в  степень ;

3) Выполнить действия с дробями.

Вопрос. Имеет ли смысл выражение 0-5?

Ответ. Нет, т.к. основание  степени  с отрицательным  показателем  должно быть отлично от нуля.

Вывод. 0n имеет смысл только при положительных зна­чениях n.

Группа «Великаны»

Наша система счисления создана индусами. Она была завезена в Европу арабами и потом распространилась по всему миру.

Система названий, принятая почти во всем мире, связана с названием классов.

1 класс – класс единиц.

2 класс – класс тысяч.

3 класс – класс миллионов.

4 класс – класс биллионов или миллиардов.

5 класс – класс триллионов.

6 класс – класс квадриллионов.

7 класс – класс квинтиллионов.

8 класс – класс секстиллионов.

Далее идут септиллион, октиллион, нониллион, дециллион. Конечно, зная такие огромные числа, в этом случае запись числа занимает много места и мало наглядна, неудобно было бы с ними работать . Поэтому решено было изменить написание таких чисел. При записи больших чисел часто используют степень числа 10.

Таким образом,

Тысяча – 1000 = 103

Миллион – 1000000 - 106

Биллион – 1000000000=109

Триллион - 1000000000000 = 1012

Квадриллион – 1000000000000000=1015

Квинтиллион – 1000000000000000000 = 1018

Секстиллион – 1000000000000000000000=1021

Септиллион – 1000000000000000000000000=1024

Октиллион – 1000000000000000000000000000=1027.

Например, большим числом выражается масса Земли –
5980000000000000000000000 кг.


Давайте с помощью таблицы его прочитаем.

На доске таблица названий больших чисел.

МИЛЛИОН – 6

МИЛЛИАРД – 9

ТРИЛЛИОН – 12

КВАДРИЛЛИОН – 15

КВИНТИЛЛИОН – 18

СЕКСТИЛЛИОН – 21

СЕПТИЛЛИОН – 24

ОКТИЛЛИОН – 27

НОНИЛЛИОН – 30

ДЕЦИЛЛИОН – 33

Величайший числовой гигант скры­вается в том воздухе, которым мы ды­шим. Каждый кубический сантиметр воздуха, каждый наперсток заключает в себе 27 квинтиллионов (т. е. 27 с 18 нулями) мельчайших частиц, называе­мых «молекулами».

Невозможно даже представить себе, как велико это число. Если бы на свете было столько людей, для них буквально недостало бы места на на­шей планете. В самом деле: поверх­ность земного шара, считая все его материки и океаны,- равна 500 мил­лионам кв. км. Раздробив  в квадратные метры,  получим 500 000 000 000 000кв.м.

Поделим 27 квинтиллионов на это число, и мы полу­чим 54 000. Это означает, что на каждый квадратный метр земной поверхности приходилось бы более 50 тысяч человек!

Но эти названия почти не используются. Астрономы и физики, имеющие дело с большими числами, предпочитают записывать числа с помощью степени числа десять.

Есть еще одно число – 10100. Для этого числа придумано специальное название – гугол.

Примеры некоторых числовых великанов.

1). 509 000 000 кв.км – поверхность земного шара.
2). 149 500 000 км – расстояние от Земли до Солнца.
3). 6 000 000 000 000 000 000 000 т – масса земного шара.

Мы с трудом ориентируемся в больших числах, даже миллиона мы как следует себе не представляем.

Каждый из вас умеет складывать, отнимать, умножать и делить числа, которые выражены многими тысячами и даже миллионами.

Как представить себе 1 000 000 учащихся? Трудно? Чтобы это представить, посчитайте, на сколько километров протянулась бы шеренга в 1 000 000 учащихся, если бы каждые 2 из них заняли 1м. Почти от Москвы до Санкт-Петербурга протянулась бы эта шеренга!

Миллион можно назвать карликом по сравнению с таким числом, как миллиард..

Миллиард – это не просто великан, а великанище. Ведь совсем небольшой промежуток времени – 1 минута. А миллиард таких минут – эта более 19 столетий.

Секунда времени в сравнении с часом нам кажется мгновением. Но миллиард секунд – это около 32 лет.
Легенда о шахматной доске.

Шахматы – одна из самых древних игр. Эта игра была придумана в Индии, и когда индусский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен её остроумием. Царь хотел лично наградить изобретателя за удачную выдумку.

Изобретатель, его звали Сета, явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников. Сета удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы. Сета попросил выдать ему за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно, за вторую клетку – 2 зерна, за третью – 4, за четвертую – 8, за пятую – 16, за шестую – 32 и т.д.

Царь с раздражением сказал, что эта просьба недостойна его щедрости.

Придворные математики очень долго вели подсчет. Это оказалось чудовищное число: 18 446 744 073 709 551 615 (18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 биллиона 709 миллионов 551 тысяча 615.



Группа «Стандарты»

Стандарт, это образец эталон, с которого сопоставляется, т. е. когда говорят о стандарте людям легче представить, о чем идет речь.

Стандартный вид числа. В окружающем нас мире мы сталкиваемся с очень большими и с очень маленькими числами. Где вы встречались с такими числами? Если числа очень большие или маленькие удобно ли записывать числа в таком виде? Почему? (занимает много места, времени для записи, сложно запомнить)

Как вы считаете, какой выход нашли из этой ситуации. Записать с помощью степени.

598 000 000 000 000 000

Попробуйте записать это число короче.

598∙1015, 59,8∙1016, 5,98∙1017, 0,598∙1018

Все результаты верны. Подумайте, посоветуйтесь и выскажите свое мнение, какая же запись может быть стандартной.

5,98∙1017 –почему?

Мы представили число в виде двух множителей. Первый множитель число принадлежащее промежутку от 1 до 10 «положительный». Второй множитель число 10 в любой  степени  тоже положительно, а при умножении двух положительных чисел получается только положительное число.

-Итак, стандартным видом числа А называется запись вида а∙10n ,где 1≤ а

n- порядок числа, n-целое.

Группа «Умники»

- Ребята какие же действия можно выполнять с выражениями содержащими степень

Пример 2. Найти значение выражения

при a = - 1, b = 0, c = 1.




9. Итоги урока. Д/з.

Интегрированное домашнее задание

Творческий уровень: составьте математическую шифровку, используя  степень  с  целым  отрицательным  показателем .

10.Рефлексия.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок алгебры, 8 класс, "Степень с целым показателем и ее свойства"

Автор: Кравец Елена Витальевна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169184

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Презентация к обобщающему уроку "Степень с целым показателем. Стандартный вид числа" "
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-k-obobshchaiushchiemu-uroku-stiepien-s-tsielym-pokazatieliem-standartnyi-vid-chisla"
    ["file_id"] => string(6) "106024"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402934674"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Индивидуально-групповые консультации по математике в 8 классе по подготовке к ГИА "
    ["seo_title"] => string(89) "individual-no-ghruppovyie-konsul-tatsii-po-matiematikie-v-8-klassie-po-podghotovkie-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "195544"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913510"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока математики "Корень n-ой степени и его свойства", 11 класс."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekturokamatiematikikoriennoistiepieniiieghosvoistva11klass"
    ["file_id"] => string(6) "263044"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449475960"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Применение   новых   подходов  на   уроке   алгебры   в  седьмом   классе. "
    ["seo_title"] => string(69) "primienieniie-novykh-podkhodov-na-urokie-alghiebry-v-sied-mom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "190258"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427126655"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Урок по алгебре в 8 классе «Степень с отрицательным показателем»"
    ["seo_title"] => string(61) "urok_po_algebre_v_8_klasse_stepen_s_otritsatelnym_pokazatelem"
    ["file_id"] => string(6) "655786"
    ["category_seo"] => string(7) "algebra"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1725362306"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1650 руб.
2350 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1580 руб.
2260 руб.
1750 руб.
2500 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства