Тема урока: Умножение и деление на двузначное число.
Цель урока:
Закрепить умение умножать и делить на двузначное число;
Уметь решать задачи на нахождение дроби от числа;
Формировать у учащихся интерес к русским народным традициям;
Способствовать воспитанию любви к Родине, содействовать формированию интереса к историческому прошлому Росси и своего края.
В уроке принимают участие ученики, переодетые в скоморохов. Деда Мороза, Зиму, Бабу-Ягу и Весну.
Ход урока.
Объявление темы и цели урока.
Ребята на этом уроке мы будем решать примеры и задачи на умножение и деление на двузначное число. Вспомним русские народные традиции, историческое прошлое своего края и России. Какое время года сейчас? (Зима).Назовите зимние месяцы. Какой месяц зимы последний? С давних времен на Руси и у нас на территории современной России, в конце зимы на целую неделю, отмечается старинный славянский праздник проводов зимы – Масленица, во время. Которого пекутся блины устраиваются веселые праздники. Это была Масляная или сытная неделя, которая предшествует Великому посту и разделяет в славянском народном календаре зиму и весну. Хотите на такой праздник? Нас уже зазывают на него.
1-й скоморох. Ой, вы добры молодцы и красны девицы!
Спешите к нам,
Не проходите мимо,
Мы сегодня с вами
Провожаем зиму.
2-й скоморох. Подходи, честной народ,
Праздновать весны приход!
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать.
А мы, провожая зиму и встречая весну, покажем силу в математике. Для этого мы должны открыть ворота снежной крепости, которые заперты на огромный замок. Дверь вы сможете отпереть, если разгадаете код.
Закрепление изученного материала.
На доске зашифровано слово, с помощью которого мы сможем открыть замок. Вычислив значение выражения, найдите необходимый ответ на карточках. Решив все примеры, получится нужное слово.
3200 : 8 15× 100 700 : 7
27500: 100 10000 : 20 123 × 3
24× 10 171× 1 212 × 40
101 240 1500 400 369 500 275
И С Л М Ц Е А
8480 273 15 50 848 171
А У О В Д И
В результате выполнения задания у учащихся получается слово «Масленица».
- Молодцы, справились с заданием. Код разгадан, замок сорван. Вы смогли отворить ворота крепости.
В класс входят Дед Мороз и Зима.
Дед Мороз. Здравствуй. Весь честной народ.
Зима. Спасибо, что пришли нас проводить.
Дед Мороз. По озябшим городам
Уж спешит Весна-сестрица.
До ее прихода к нам
С вами надо бы проститься.
Зима. Мы пока еще в почете.
Пора подумать об отчете.
Дед Мороз. Ну что ж. начнем отчет
О проделанной работе.
Я всегда веду учет!
Попробуйте решить мои задачи.
Задача 1. Город Шумерля протянулся с востока на запад на 8 км, а севера на юг – на 5 км. Всю площадь, которую занимает город, Дед Мороз засыпал снегом. Вычислите площадь, засыпанную снегом.
Задача 2. Река Сура имеет ширину 25м. а длину. В районе города до 8000м.
Вычислите площадь льда, которой покрыта река.
- Все твои задания. Дедушка Мороз, ребята выполнили.
Дед Мороз. Молодцы, ребята! Теперь все в полном порядке, можно весну приглашать.
Баба-Яга. Тр-р! Приехали! Весну приглашали?
Дед Мороз. Приглашали. Да что-то весну я не вижу.
Баба-Яга. Ты что дед, Весну – раскрасавицу не признал? Приглашали? Встречай, как положено!
Дед Мороз. Ну. Раз у тебя большое желание быть Весной – Красной и ты такая же смышленая, как она, реши задачи.
Баба-Яга. Ну, это я мигом. Задавайте свои задачки!
Задача 1. Ученики двух школ при взятии снежной крепости слепили 1200 снежков. Ученики одной школы слепили 5/12 всех снежков, а другой – остальные снежки. Сколько снежков слепили ученики каждой школы?
Баба-Яга. Ой. Да как же я решу? Я не могу, вот если бы мне ребята помогли.
Дед Мороз. Ребята, помогите Весне – Красне справиться с заданием.
Задача 2. Дед Мороз за 10 часов намел сугробы высотой 210 см. какой высоты сугроб наметет Дед Мороз за 4 часа, если будет мести с той же скоростью?
Ученики помогают Бабе – Яге решить задачу.
- Молодцы, ребята! Дед Мороз, наши ребята тоже любят зимние забавы: в снежки поиграть, на санках и лыжах покататься, да и в математике они сильны и помогли Весне –Красне решить задачи.
Дед Мороз. Ни одной задачи ты не решила без помощи ребят. Узнали мы тебя, правда, ребята. Ты Баба – Яга, не быть тебе Весной – Красной.
Зима. Весна и словом,
И умом красна.
По земле она идет –
Все ликует, все цветет!
Входит Весна.
Весна. Спасибо, что меня с радость встречаете, но зимушку не обижайте. Сегодня еще ее день правления. Так давайте, ее проводим с почестями.
1-й скоморох. Русскую зиму проводить нужно
По-старинному, весело и дружно.
2-й скоморох. С пустыми руками от нас не уйдете.
Приз обязательно приобретете.
Проводы зимы на Руси сопровождались играми. У нас в Чувашии, особо популярными были кулачный бой и перетягивание каната. Наши богатыри всем демонстрировали, какой силищей они обладают.
Физкультминутка.
Для начала мы с тобой крутим головой (вращение головой)
Корпусом вращаем тоже это мы, конечно, можем (повороты вправо и влево)
Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись (потягивание вверх и в стороны)
От разминки раскраснелись и за парты вновь уселись.
От каждого ряда выходят к доске по одному ученику на кулачный бой. Один на один.
На доске задания:
777632 : 32 *26 = 350952:42*27=
24302 431852 8356 225612
В кулачном бою победит ученик, который быстро и правильно справится с заданием.
А мы поиграем в игру – перетягивание каната.
Задания
Для 1 ряда: 80*30 2400:60 2300:23 123* 20 170:10 16*100
Для 2 ряда: 3200:80 213*30 430:10 90*50 3500:35 43*100
- Вот мы и поиграли в игры, которых были во времена Масленицы.
1-й скоморох. Слушайте, слушайте все!
По старинному русскому обычаю –
Зиму провожаем,
Зиму – Масленицу сжигаем!
- В конце масленичной недели (в воскресенье) по улицам чувашских сел катали «Масленичную» бабу в виде чучела из соломы. У нас нарисованное чучело Масленицы, на которой ответы ваших заданий. Задания все разные, у каждого свое вы должны их решить. Взять в плен Масленицу и сжечь.
Задания на карточках.
А мы Масленицу прокатали,
Дорогую свою потеряли,
А мы в ямочку закопали,
А на лето мы раскопаем
И обратно ее раскидаем!
1-й скоморох.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь.
2-й скоморох.
Говорим всем: до свиданья,
До счастливых, новых встреч!
Итог урока.
- Закончился наш праздник Масленица, и мы говорим: «Прощай, Зимушка! Здравствуй, весна – Красна!» наш урок математики подошел к концу. Сегодня мы закончили тему: «Умножение и деление на двузначное». Все, кто отличился сегодня в силе и ловкости, в решении задач и примеров получат ели блины, символизирующие солнце. Наши повара знали, что у нас будет необычный урок, приготовили блины.
1-й скоморох.
Вот румяные блины,
Во все стороны равны!
2-й скоморох.
Что за праздник без блинов
Налетай без всяких слов!
1-й скоморох.
С пылу, с жару, разбирайте,
Похвалить не забывайте!
2-й скоморох.
С пылу, с жару из печи-
Все румяны, горячи!
С широкой Масленицей вас всех!