Дорогие ребята! Мне хотелось бы начать сегодня урок со слов древнего китайского философа Конфуция: (слайд 1) Три пути ведут к знанию:
Путь размышления – это путь самый благородный,
Путь подражаниея – это путь самый легкий,
Путь опыта – это путь самый горький.
Каким путем идти, вы должны выбрать сами. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Разложение многочлена на множители» (слайд 2)
II. Обобщение и систематизация полученных знаний
1.Вопросы классу:
- Что значит разложить многочлен на множители?
- Какие способы разложения на множители вы знаете?
- В чем состоит способ вынесения общего множителя за скобки?
2. (I этап) А все ли мы умеем раскладывать многочлен на множители этим способом? Сейчас мы это проверим. (слайд 3) . Вам предстоит выполнить эти задания по вариантам. На выполнение задания отводится 5-7 минут.
вариант 1
1. Разложите на множители:
а) 8х + 8у б) 20а – 4в
в) 7ав + 14ас г) - 3х 2 – 6х
2. Закончите разложение многочлена
на множители:
а) 5ах – 30ау = 5а (…)
б) 14 mn2 + 7n = 7n (…)
в) – 3а2у – 12 у2 = - 3у (…)
вариант 2
1. Разложите на множители:
а) 7х + 7у б) 10а – 2в
в) 8ав – 16ас г) - 5х2 -10х
2. Закончите разложение многочлена на множители:
а) 6ав – 30ах = 6а (…)
б) 5у + 15ху2 = 5у (…)
в) - 50ву2 – 25в2 = - 25в (…)
3. Вычислите :
а) 682 * 13 + 318 * 13
б) 42 * 0,59 – 0,49 * 42
3. Вычислите :
а) 296 * 12 + 704 * 12
б) 18 * 0,36 – 0,26 * 18
3. У вас у каждого на столе лежит лист оценивания. Напишите свою фамилию. Проверим правильность выполнения (слайд 4). Каждое задание оценивается 1 баллом. Занесите набранные баллы в таблицу.
Вариант 1
Задание 1.
а) 8 (х + у) б) 4 (5а - в)
в) 7а (в + 2с) г) - 3х (х + 2)
Задание 2
а) 5а (х – 6у) б) 7n (2mn + 1)
в) – 3у (а2 + 4у)
Задание 3
а) 13000 б) 4,2
Вариант 2
Задание 1
а) 7 (х + у) б) 2 (5а - в)
в) 8а (в – 2с) г) – 5х (х + 2)
Задание 2
а) 6а (в – 5х) б) 5у (1 + 3у)
в) -25в (2у2 + в)
Задание 3
а) 12000 б) 1,8
4. А в чем состоит алгоритм разложения многочлена на множители способом группировки? (слайд 5). Посмотрите на этот слайд и установите правильную последовательность алгоритма? Ответ учащихся.
Двум ученикам было предложено задание: разложить на множители многочлен х2 – ху – 5х + 5у. Один ученик в ответе получил (х-у) (х+5), а другой (х-у) (х-5). Кто из них прав? Ответ: второй ученик прав. Объясните почему? (если перед скобками поставить знак минус, то знаки слагаемых, заключенных в скобки, нужно поменять на противоположные)
Физкультминутка
5. (II этап). Я предлагаю вам сейчас выполнить следующие задания. Время работы также составляет от 5 до 7 минут (слайд 6)
вариант 1
Разложите на множители:
а) 3а – 3с + ха – хс
б) 6х + 7у + 42 + ху
в) ав – ас – 4в + 4с
г) ав + ас + аm+ ув + ус + уm
2. Найдите значение выражения:
а2 - 12а – ав + 12в при а = 12,7;
в = 7,7
3. Вычислите наиболее рациональным способом:
27 * 11 + 73 * 11 + 27 * 14 + 73 * 14
вариант 2
1. Разложите на множители:
а) 5а – 5у + ва – ву
б) 2х + 7у + 14 +ху
в) ав + ас – 9в – 9с
г) ах + вх + сх + ау + ву + су
2. Найдите значение выражения:
в2 - 19в – ав + 19а при в = 19,6;
а = 8,6
3. Вычислите наиболее рациональным способом
53 * 39 + 47 * 39 – 53 * 21 – 47 * 21
6. Проверим правильность выполнения задания. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, сверьте ответы (слайд 7) и оцените работу своего соседа по парте. (каждое правильное задание оценивается 1 баллом)
вариант 1
Задание 1.
а) (а – с ) (3 + х)
б) (7 + х) (6 + у)
в) (в – с ) (а – 4)
г) (а + у) (в + с + m)
Задание 2.
Ответ: 3,5
Задание 3.
Ответ: 1800
вариант 2
Задание 1.
а) (а – у) (5 + в)
б) (у + 2) (х + 7)
в) (в + с) (а – 9)
г) (а + в + с) (х + у)
Задание 2
Ответ: 6,6
Задание 3
Ответ: 2500
III. Развитие логического мышления учащихся
1. А всегда ли удается сгруппировать слагаемые того или иного многочлена? Как вы поступите вот с таким многочленом х2 + 7х + 12? Я предлагаю одному из вас выйти к доске и попытаться разложить этот многочлен на множители:
Решим ещё один пример у доски: х2 – 5х + 6 = х2 – 2х – 3х + 6 = х ( х - 2 ) – 3 (х - 2) = (х - 2) (х -3)
2.( III этап) А теперь я предлагаю вам поработать в паре: если кому – то что – то будет непонятно, вы можете обратиться за помощью к своему соседу или любому учащемуся в классе кто сможет вам помочь.
Проверим правильность выполнения этого задания. Оцените работу своего соседа: вы можете поставить ему от 0 до 2 баллов, все зависит от того, насколько самостоятельно он выполнял задание.
3. И ещё одно задание на логическое мышление: Дополните данный многочлен ещё одним членом так, чтобы в результате получился многочлен, который можно разложить на множители способом группировки: