Просмотр содержимого документа
«Тема: Теорема синусов»
Урок изучения нового материала по геометрии в 9 классе на тему: «Теорема синусов»
Цели урока:
а) образовательная
познакомить с формулировкой и доказательством теоремы синусов;
выработать у учащегося навыки решения задач с использованием тригонометрических функций;
развить умение решать треугольники.
б) развивающая:
развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности;
развитие устной и письменной речи;
развитие умений применять полученные знания на практике.
в) воспитательная:
воспитание самостоятельности, эстетичности;
воспитание интереса к предмету математики.
Метод урока: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: урок изучения и усвоения нового материала.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности – 1 мин.
Актуализация опорных знаний – 5 мин.
Мотивация практической необходимости рассмотрения теоремы синусов- проблемная ситуация – 7 мин.
Изучение нового материала – 10 мин.
Закрепление изученного материала – 10 мин.
Самостоятельная работа – 10 мин.
Рефлексия – 1 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1Актуализация опорных 3наний Вопросы после приветствия и орг.момента
– Чем мы занимались на прошлом уроке? (мы доказали теорему о площади треугольника)
– Какие задачи вы учились решать? (задачи на вычисление площади треугольника по двум сторонам и углу между ними)
– Сегодня на уроке мы продолжим работать с треугольником и расширим свои знания о нем.
2-й этап. Мотивация практической необходимости рассмотрения теоремы синусов- проблемная ситуация 1.В треугольнике АВС АС =b,,найдите высоту треугольника hc, если а) -острый, б) -тупой. 2.Дано а b= m n (а ,b,m ,n –числа , отличные от нуля).Составьте из чисел а ,b,m,n пропорцию. Всегда ли задача имеет решение? 3) Доказать теорему о площади треугольника.
(Докажите, что площадь параллелограмма равна произведению двух его смежных сторон на синус угла между ними)
4) Ученики решают задачи по данной теме.1. Как найти длину стороны ВС в треугольнике АВС, если АВ=3см, АС-4см,
В процессе решения данной и последующих задач учитель подчеркивает , что решение данных задач нерациональное , эти задачи можно решить проще, если будет известна теорема , называемая теоремой синусов.
2.Дано:
Найти:
Решение:
Правильность решения задачи проверяется.
Фронтальный опрос: (повторение формул для вычисления площади треугольника).
а) формулы площади треугольника
б) формулы приведения
в) определение sin, cos, tg острых углов прямоугольного треугольника.
Устные упражнения: 1.Найдите площадь треугольника АВС.
2.Найдите площадь параллелограмма АВСD.
3.Найдите высоту параллелограмма АВСD.
Проблемная ситуация.
1) Предлагается решить устно задачу.
Верно ли для прямоугольного треугольника равенство:?
c=c=c
После того, как учащийся убедился, что в прямоугольном треугольнике стороны пропорциональны синусам противолежащих углов, ставится вопрос: «Верно ли это утверждение для любого треугольника?».
Найдите отношения сторон ВС, АВ, АС к синусам противоположных углов.
Практическая работа. Учащиеся в группах по 4 человека работают, по окончании работы представители от групп выходят к доске и демонстрируют полученные результаты – отношения равны.
Карточка план – реализации практической работы
Выразите площадь треугольника через синус угла В, затем угла С, затем угла А. Пронумеровать равенства (1), (2), (3).
Приравняйте 1 и 2 равенства, разделите полученное равенство на (½ВС).
Запишите полученное равенство и составьте пропорцию: равенство. отношений сторон треугольника к синусам противолежащих углов.
Аналогично, приравняйте 2 и 3 равенства и проделайте аналогичные шаги.
Сделайте вывод.
– Найдите отношения сторон ВС, АВ, АС к синусам противоположных углов и докажите, что они равны.
– Чем отличается это задание от предыдущего? (нам нужно доказать, что отношения сторон к синусам противолежащих углов равны)
– Что вам придется доказывать? (равенство отношений)
– Как называется утверждение, которое требуется доказать? (теорема)
– Сформулируйте тему урока. ( Доказать теорему о том, чтоотношения сторон к синусам противолежащих углов равны)
– В геометрии эта теорема называется теоремой синусов. Историческая справка Впервые эту теорему доказал выдающийся азербайджанский учёный Насирэддин Туси(1201-1274гг.)
Согласованная тема записывается на доске и в тетрадях
«Теорема синусов». Попробуйте доказать теорему. На выполнение задания отводится 2 мин.
Давайте обобщим все сказанное и составим план доказательства.
Выразите площадь треугольника через синус угла В, затем угла С, затем угла А. Пронумеровать равенства (1), (2), (3).
Приравняйте 1 и 2 равенства, разделите полученное равенство на (½ВС).
Запишите полученное равенство и составьте пропорцию: равенство отношений сторон треугольника к синусам противолежащих углов.
Аналогично, приравняйте 2 и 3 равенства и проделайте аналогичные шаги.
Сделайте вывод.
4-й этап. Объяснение нового материала.
1) Теорема: Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.
Дано:Пусть в AB = c, BC = a, AC = b.
Доказать: .
Доказательство.
По теореме о площади треугольника
Из первых двух равенств получаем значит, аналогично, из второго и третьего равенств следует Итак, . Теорема доказана.
Теорему можно записать и в другом виде:
А где мы можем проверить правильность нашего решения?
Откроем учебники на стр. 256.
Итак, мы доказали теорему синусов.
1) Запишите теорему синусов для треугольников:
ΔМНР: ΔОКТ:
2) В теореме синусов в том виде, в каком мы ее получили, присутствуетнедоговоренность: мы узнали, что отношения сторон к синусам противолежащих им углов равны между собой, но чему же именно равны эти отношения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к задаче №1033.
Вывод: если в треугольнике против сторон a, b, c лежат углы α, β, γ соответственно,то .
где R – радиус окружности, описанной около треугольника.
Таким образом, мы получили дополнительное правило отыскания радиуса описанной около треугольника окружности.
5-й этап. Закрепление материала.
Чем вы сейчас будете заниматься? (будем выполнять задание, где используется теорема синусов)
1) Работа с учебником
№1025 а,б.
6-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по вариантам.
На экране эталон решения.
Выяснить у кого какие результаты.
Кто и где допустил ошибку.
1 ВАРИАНТ
Выразите х и у через синусы острых углов.
Решение:
Ответ:
2 ВАРИАНТ
Выразите х и у через синусы острых углов.
Решение:
Ответ: ;
7-й этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какую цель вы ставили перед собой на уроке? – Вы достигли поставленной цели?
– Что помогало выполнять задание? – Проанализируйте свою работу на уроке, заполнив карточку.
Карточка для этапа рефлексии.
Ответьте на вопросы: Данная тема мне понятна. Я хорошо понял теорему синусов.
Я знаю, как пользоваться теоремой синусов.В самостоятельной работе у меня все получилось.
Я понял теорему, но в самостоятельной работе на уроке допустил ошибки при вычислении Я доволен своей работой на уроке ..