kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Теорема синусов

Нажмите, чтобы узнать подробности

а) образовательная

  • познакомить с формулировкой и доказательством теоремы синусов;
  • выработать у учащегося навыки решения задач с использованием тригонометрических функций;
  • развить умение решать треугольники.

б) развивающая:

  • развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности;
  • развитие устной и письменной речи;
  • развитие умений применять полученные знания на практике.

в) воспитательная:

  • воспитание самостоятельности, эстетичности;
  • воспитание интереса к предмету математики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Теорема синусов»

Урок изучения нового материала по геометрии в 9 классе на тему: «Теорема синусов»

Цели урока:

а) образовательная

  • познакомить с формулировкой и доказательством теоремы синусов;

  • выработать у учащегося навыки решения задач с использованием тригонометрических функций;

  • развить умение решать треугольники.

б) развивающая:

  • развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности;

  • развитие устной и письменной речи;

  • развитие умений применять полученные знания на практике.

в) воспитательная:

  • воспитание самостоятельности, эстетичности;

  • воспитание интереса к предмету математики.

Метод урока: объяснительно-иллюстративный.

Тип урока: урок изучения и усвоения нового материала.

Структура урока:

Мотивация к учебной деятельности – 1 мин.

  1. Актуализация опорных знаний – 5 мин.

  2. Мотивация практической необходимости рассмотрения теоремы синусов- проблемная ситуация – 7 мин.

  3. Изучение нового материала – 10 мин.

  4. Закрепление изученного материала – 10 мин.

  5. Самостоятельная работа – 10 мин.

  6. Рефлексия – 1 мин.

  7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

1Актуализация опорных 3наний Вопросы после приветствия и орг.момента

– Чем мы занимались на прошлом уроке? (мы доказали теорему о площади треугольника)

– Какие задачи вы учились решать? (задачи на вычисление площади треугольника по двум сторонам и углу между ними)

– Сегодня на уроке мы продолжим работать с треугольником и расширим свои знания о нем.

2-й этап. Мотивация практической необходимости рассмотрения теоремы синусов- проблемная ситуация 1.В треугольнике АВС АС =b,,найдите высоту треугольника hc, если а) -острый, б) -тупой. 2.Дано а b= m n (а ,b,m ,n –числа , отличные от нуля).Составьте из чисел а ,b,m,n пропорцию. Всегда ли задача имеет решение? 3) Доказать теорему о площади треугольника .

(Докажите, что площадь параллелограмма равна произведению двух его смежных сторон на синус угла между ними)

4) Ученики решают задачи по данной теме.1. Как найти длину стороны ВС в треугольнике АВС, если АВ=3см, АС-4см,

В процессе решения данной и последующих задач учитель подчеркивает , что решение данных задач нерациональное , эти задачи можно решить проще, если будет известна теорема , называемая теоремой синусов.

2.Дано: 

Найти: 

Решение:     

Правильность решения задачи проверяется.

Фронтальный опрос: (повторение формул для вычисления площади треугольника).

а) формулы площади треугольника

    

б) формулы приведения

     

в) определение sin, cos, tg острых углов прямоугольного треугольника.

Устные упражнения: 1.Найдите площадь треугольника АВС.

2.Найдите площадь параллелограмма АВСD.

3.Найдите высоту параллелограмма АВСD.

Проблемная ситуация.

1) Предлагается решить устно задачу.

Верно ли для прямоугольного треугольника равенство:?

  c=c=c

После того, как учащийся убедился, что в прямоугольном треугольнике стороны пропорциональны синусам противолежащих углов, ставится вопрос: «Верно ли это утверждение для любого треугольника?».

Найдите отношения сторон ВС, АВ, АС к синусам противоположных углов.

Практическая работа. Учащиеся в группах по 4 человека работают, по окончании работы представители от групп выходят к доске и демонстрируют полученные результаты – отношения равны.

Карточка план – реализации практической работы

  1. Выразите площадь треугольника через синус угла В, затем угла С, затем угла А. Пронумеровать равенства (1), (2), (3).

  2. Приравняйте 1 и 2 равенства, разделите полученное равенство на (½ВС).

  3. Запишите полученное равенство и составьте пропорцию: равенство. отношений сторон треугольника к синусам противолежащих углов.

  4. Аналогично, приравняйте 2 и 3 равенства и проделайте аналогичные шаги.

  5. Сделайте вывод.

Найдите отношения сторон ВС, АВ, АС к синусам противоположных углов и докажите, что они равны.

Чем отличается это задание от предыдущего? (нам нужно доказать, что отношения сторон к синусам противолежащих углов равны)

Что вам придется доказывать? (равенство отношений)

Как называется утверждение, которое требуется доказать? (теорема)

Сформулируйте тему урока. ( Доказать теорему о том, что отношения сторон к синусам противолежащих углов равны)

В геометрии эта теорема называется теоремой синусов. Историческая справка Впервые эту теорему доказал выдающийся азербайджанский учёный Насирэддин Туси(1201-1274гг.)

Согласованная тема записывается на доске и в тетрадях

«Теорема синусов». Попробуйте доказать теорему. На выполнение задания отводится 2 мин.

Давайте обобщим все сказанное и составим план доказательства.

  1. Выразите площадь треугольника через синус угла В, затем угла С, затем угла А. Пронумеровать равенства (1), (2), (3).

  2. Приравняйте 1 и 2 равенства, разделите полученное равенство на (½ВС).

  3. Запишите полученное равенство и составьте пропорцию: равенство отношений сторон треугольника к синусам противолежащих углов.

  4. Аналогично, приравняйте 2 и 3 равенства и проделайте аналогичные шаги.

  5. Сделайте вывод.

4 этап. Объяснение нового материала.

1) Теорема: Стороны треугольника пропорциональны синусам противолежащих углов.

 Дано: Пусть в AB = c, BC = a, AC = b.

Доказать: .

Доказательство.

По теореме о площади треугольника


Из первых двух равенств получаем значит, аналогично, из второго и третьего равенств следует    Итак, . Теорема доказана.

Теорему можно записать и в другом виде: 

А где мы можем проверить правильность нашего решения?

Откроем учебники на стр. 256.

Итак, мы доказали теорему синусов.

1) Запишите теорему синусов для треугольников:

ΔМНР: 
ΔОКТ: 

2) В теореме синусов в том виде, в каком мы ее получили, присутствует недоговоренность: мы узнали, что отношения сторон к синусам противолежащих им углов равны между собой, но чему же именно равны эти отношения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к задаче №1033.

Вывод: если в треугольнике против сторон abc лежат углы α, β, γ соответственно, то .

где R – радиус окружности, описанной около треугольника.

Таким образом, мы получили дополнительное правило отыскания радиуса описанной около треугольника окружности.

5-й этап. Закрепление материала. 

Чем вы сейчас будете заниматься? (будем выполнять задание, где используется теорема синусов)

1) Работа с учебником

1025 а,б.

6-й этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа по вариантам.

На экране эталон решения.

Выяснить у кого какие результаты.

Кто и где допустил ошибку.

1 ВАРИАНТ

Выразите х и у через синусы острых углов.

Решение:

 

Ответ: 

2 ВАРИАНТ

Выразите х и у через синусы острых углов.

Решение:



   

Ответ: ; 

7-й этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Какую цель вы ставили перед собой на уроке? – Вы достигли поставленной цели?

Что помогало выполнять задание? – Проанализируйте свою работу на уроке, заполнив карточку.

Карточка для этапа рефлексии.

Ответьте на вопросы: Данная тема мне понятна. Я хорошо понял теорему синусов.

Я знаю, как пользоваться теоремой синусов.В самостоятельной работе у меня все получилось.

  1. Я понял теорему, но в самостоятельной работе на уроке допустил ошибки при вычислении Я доволен своей работой на уроке ..

8-й этап. Домашнее задание.

§

9-й этап. Подведение итогов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Теорема синусов

Автор: Мазуркевич Евгения Игоревна

Дата: 24.01.2017

Номер свидетельства: 383440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Урок на тему "Теорема синусов" "
    ["seo_title"] => string(31) "urok-na-tiemu-tieoriema-sinusov"
    ["file_id"] => string(6) "243448"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445740936"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Самостоятельная работа по теме "Теорема синусов""
    ["seo_title"] => string(53) "samostoiatiel_naia_rabota_po_tiemie_tieoriema_sinusov"
    ["file_id"] => string(6) "444865"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1513531951"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Урок по геометрии в 9 классе на тему "Теорема синусов при решении задач""
    ["seo_title"] => string(72) "urok_po_geometrii_v_9_klasse_na_temu_teorema_sinusov_pri_reshenii_zadach"
    ["file_id"] => string(6) "608784"
    ["category_seo"] => string(9) "geometria"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654245911"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока математики с презентацией для 9 класса на тему "Теорема синусов" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-matiematiki-s-priezientatsiiei-dlia-9-klassa-na-tiemu-tieoriema-sinusov"
    ["file_id"] => string(6) "244555"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445958407"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок математики в 9 классе по теме "Теорема косинусов" "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-matiematiki-v-9-klassie-po-tiemie-tieoriema-kosinusov"
    ["file_id"] => string(6) "179426"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425011405"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1630 руб.
2500 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1220 руб.
1870 руб.
1360 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства