Учитель: Цогоева Ю.Е. МБОУ Школа № 164 г. о. Самара
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент) Цель: приветствие детей, создание психологической атмосферы урока. | Приветствие учащихся. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока Улыбнитесь пожалуйста друг другу. Садитесь. -Проверим готовность к уроку Учитель предлагает отправится в путешествие по городу, знакомит с достопримечательностями и гидом. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей. Учащиеся по фотографиям достопримечательностей называют город, по которому будут путешествовать (Самара) Сообщение о гербе Самары | Фронтальная | Регулятивные: контролируют свои действия Личностные: мотивация к учебной деятельности и личного смысла учения. |
II. Актуализация знаний. Устный счёт Цель: развивать математическое внимание, проверить знания по предыдущей теме. | Предлагает решить устно примеры на умножение. - Прежде чем, начать наше путешествие, козочка просит вас зажечь путеводный цветок-огонёк. А для этого вы должны вспомнить таблицу умножения. Если вы верно будите считать, то каждый лепесток с правильным ответом будет загораться. 6*5, 9*2,8*4,6*6,4*6,5*4,3*5,9*3,5*9 | Называют ответ, показывают на лепесток с правильным ответом. | Работа у доски. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль за своей деятельностью и деятельностью своих партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность своих одноклассников. Предметные: знать таблицу умножения и деления Коммуникативные: учатся слышать собеседника, обосновывают свою точку зрения. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют активность мыслительных операций. |
III. Постановка учебной задачи. Цель: подвести детей к формулировке новой темы и цели урока. | Учитель предлагает учащимся решить примеры в 2 действия, ответы расположить в порядке убывания. Внести в таблицу буквы в соответствии с ответами. - Вспомните пожалуйста, что такое площадь? -Давайте обратимся к толковому словарю и посмотри какое определение, которое дает нам Сергей Иванович Ожегов. - А в нашем городе есть площадь? Учитель подводит к теме урока - Какую фигуру по форме напоминает герб Самарской области? -Как слова площадь и прямоугольник могут быть связаны с нашим уроком? Что мы сегодня будем делать на уроке? - Сформулируйте тему и цели урока. | Учащиеся выполняют задания на карточках Работают с толковым словарем С.И. Ожегова. Называют площади, которые существуют в городе Самара. Определяют тему урока, ставят цели. | Работа в парах, в группах. Слово учителя. | Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока. Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; самостоятельно или под руководством учителя находят необходимую информацию, используя различные источники информации; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. |
IV. Физкультминутка (для глаз) | | Следят за передвижением шарика, выполняют соответствующие движение глазами. | | Личностные: самоопределение |
V. Открытие нового знания Цель: формировать знания по новой теме. | Учитель предлагает задание. Геометрические фигуры нужно разделить на группы по признакам (форма, цвет, размер) Найдите пожалуйста среди геометрических фигур прямоугольники и соберите их в отдельную группу. По каким признакам вы определили, что это прямоугольники? - Ребята, приходилось ли нам до этого урока измерять площадь фигур? - Какие способы измерения вы знаете? Учитель предлагает узнать с помощью, каких мерок раньше на Руси измеряли площадь поверхности. Учитель предлагает задания на карточках. У вас на парте лежат прямоугольники одинаковой площади 1 вариант – найдет площадь прямоугольника путем подсчета квадратных сантиметров (сосчитать кв. см в строке, затем число строк и умножить) 2 вариант – при помощи палетки (сосчитать кв. см в столбце, затем число столбиком и умножить). Всегда ли в жизни удобно сравнивать площади прямоугольников этими способами? Проблемная ситуация -Какая проблема возникла? Учитель предлагает начертить в тетрадях прямоугольник, найти его площадь. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свое мнение о том, по каким признакам можно разделить фигуры на группы. Называют признаки прямоугольника. Называют способы измерения площади фигур Выполняют задания Учащиеся высказывают мнения о том, что нужно найти более легкий способ для нахождения площади прямоугольника. Подсчитывают кв. см, делают вывод: S= a•b | Работа у доски Работа по вариантам | Регулятивные: контролируют себя во время слушания, способны к мобилизации волевых усилий, прогнозируют результаты соей деятельности, оценивают себя и партнеров по диалогу. Познавательные: выделяют и формируют познавательную цель, анализируют с целью выявления и запоминания нового материала. Коммуникативные: умеют слушать и слышать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Развивают внимательность, мыслительные операции, развивают навыки сотрудничества. |
VI. Работа с учебником | Учитель предлагает сравнить вывод с правилом в учебнике. - Определите по оглавлению учебника, на какой странице мы сегодня будем работать, прочитайте правило. - Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как? - Длина прямоугольника – а. Ширина – в. Площадь в математике принято обозначать буквой –S. Как узнать площадь? (S = а*в). Вот вы сами и вывели формулу нахождения прямоугольника, с помощью которой мы будем находить площадь любого прямоугольника. | Сравнивают свой вывод с правилом в учебнике. | Фронтальная. Словесный. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: проявляют внимательность, наблюдательность, умение работать с текстом Личностные: самоопределение. |
VII. Физминутка. | Учитель предлагает выполнить движения под музыку. | Выполняют движения под руководством учителя. | Коллективная. Практическая. | Регулятивные: контролируют свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; развиваются навыки сотрудничества. |
VIII. Включение новых знаний в систему Цель этапа: самопроверка усвоения учебного материала, индивидуальная рефлексия достижения целей и создание ситуации успеха. | Организует работу в парах - Предлагаю вам побыть в роли строителей. Постройте дом, пользуясь математическими знаниями. (Дети из цветного картона строят у доски дом, работа в парах по карточкам) Кто знает, с чего начинается строительство дома? (Со строительства фундамента – 1 группа) Задача. Длина прямоугольника 9см, а ширина 3см. Чему равна площадь прямоугольника? Следующий этап в строительстве дома. (возведение стен – 2 группа) - Выразить в указанных единицах измерения 4 см = мм 7дм 7см = 7дм = см 8см 4 мм = Следующий этап в строительстве дома. (возведение крыши – 3 группа) - Какой формы крыша? (Треугольной) - Найти периметр треугольника - крыши. В доме должны быть окна. (Окна – 4 группа) - Какую форму имеет окно? - Найдите площадь окна, если сторона квадрата 2 см. - Возведем печь. (печь – 5 группа) - Какую форму имеет печная труба? - Найдите площадь печной трубы, если ширина 3 см, а длина1 см. В каждом доме есть дверь (дверь -6 группа) - Какую форму имеет дверь? - найдите площадь двери, если ширина 3см, а длина 6 см. | Работают в парах. | Фронтальная. Коллективная. Словесный, творческий. Групповая. . | Регулятивные: контролируют и оценивают свою деятельность, вносят нужные корректировки, если это необходимо. Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений. умеют доносить свое мнение до всех участников образовательного процесса Личностные: проявляют внимательность, наблюдательность, умение работать с текстом, навыки сотрудничества. |
IX. Рефлексия. Цель этапа: осознание выполненной работы и самооценка своей деятельности. | Зачитывает притчу Шёл мудрец и встретил 3 работников. « Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого. Первый ответил:- «Я целый день таскал ненавистные камни». Второй ответил:- «Я немного устал, но добросовестно выполнял свою работу». Третий ответил:- «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение». - Ребята, оцените свою деятельность на уроке. Если вы были первым работником, то возьмите красный прямоугольник. Если вторым – жёлтый прямоугольник. Ну, а те ребята, которые отнесли бы себя к третьему работнику возьмите синий. Давайте составим из этих маленьких прямоугольников большой и посмотрим, каких цветов на нём окажется больше. | Слушают учителя. Оценивают свою работу. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Регулятивные: осознают важность проделанной работы, полученных знаний, понимают причины успеха или неудач. Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли. |
X. Подведение итогов урока. Оценка. Цель этапа: создание ситуации успеха | Закончите предложения: * На сегодняшнем уроке я узнал... * Сегодня я сумел ... -Как вы оцениваете свою работу на уроке? Почему? | Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. Отвечают на вопросы. | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Регулятивные: оценивают свою деятельность. Личностные: получают навыки самооценки. |
XI. Домашнее задание. | Творческое задание. Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника для своего друга. | Делают записи в дневнике. | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя. | |
На уроке я узнал...
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На этом уроке я бы похвалил себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...