Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики "Время и его единицы"»
Джусоева Кристина Вячеславовна
Технологическая карта урока
Тема: «Время и его единицы»
Тип урока:урок изучения новых знаний
Цель урока:познакомить учащихся с понятием времени и его единицами
Задачи:
Обучающие:
систематизировать знания учащихся о времени как величине, о единицах времени;
закреплять умения выполнять действия с числовыми значениями времени;
преобразовывать крупные единицы времени в мелкие и наоборот;
Развивающие:
развивать мышление: умение анализировать, сопоставлять, выделять главное и обосновывать свои действия, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес, внимание, математическую речь;
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение ко времени
Используемые современные технологии: фронтальная, индивидуальная парная формы работы; работа с карточками.
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к уроку, рабочие карточки для учащихся, учебник: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва, Математика, 3 класс, 2 часть, М., «Вентана-Граф», 2013 (УМК «Начальная школа 21 века»).
Список литературы: В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва, Математика, 3 класс, 2 часть, М., «Вентана-Граф», 2013.
Планируемые результаты:
Предметные: 1) формируем элементарные представления о времени;
2) формируем понятие единиц измерения времени;
Метапредметные: Познавательные УУД: 1) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
2) формируем умение обобщать;
Коммуникативные УУД: 1)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
2) формируем умение слушать и понимать других;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Регулятивные УУД: 1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
2) учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
3) развивать способность к самооценке.
Структурные и подструктурные компоненты
Ход урока
Примечание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Подготовительный этап
Цель: актуализировать ранее изученный материал
Организационный момент
Здравствуйте, дети! Улыбнитесь друг другу, садитесь, настройтесь на работу.
Здороваются, занимают свои рабочие места.
Год, минута, сутки, секунда, месяц, час, век – карточки на доске.
Изображение на слайде
Изображение цветов на слайде, работа в карточках
Постановка учебной задачи с целью мотивации изучения нового материала
- Отгадайте загадку:
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
- Время
Коллективное решение задач
- Отгадайте загадки про единицы времени.
1) Есть семь братьев:
Годами равные,
Именами разные.
2) Двенадцать братьевразно называются и разными деламизанимаются.
- Расположите данные единицы времени в порядке возрастания (год, минута, сутки, секунда, месяц, час, век).
- А для чего нужны часы?
- В повседневной жизни мы часто слышим «Который час?», «Поторопись, у нас мало времени!», «гости придут через полчаса», «Это было в прошлом году».
- Всё, что происходит в нашей жизни, совершается во времени и в пространстве. Время нельзя увидеть или потрогать. Оно похоже на реку. Так же быстро течёт и не стоит на месте.
- Время нельзя остановить. То, что было раньше, называется прошлым; то, что происходит сейчас – настоящим; то, что произойдёт – будущим.
- В городе Пушкине стоит небольшой столб с надписью «От Санкт – Петербурга 22 версты, а около него лежит плита с римскими цифрами по окружности. Проезжающий мимо такого верстового столба, взглянув на надпись и тень, может легко определить, сколько версты он проехал и за сколько часов.
- Верста— русская единица измерения расстояния, где 1 верста = 1066,8 метрам. А 22 версты – это 23469,6 м = 23,5 км.
- Природа может дать ответы на многие вопросы тем, кто её любит, самым внимательным и наблюдательным. Оказывается, в природе есть удивительные цветочные часы.
Устный счёт.
- У вас есть карточки с цветами. Первая цифра в выражении показывает, во сколько раскрываются цветы, а в какое время закрываются, вы узнаете, решив выражение (приложение 1).
- Дни недели
- Месяцы
- Секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век.
- Чтобы значить который час.
- Чтобы никуда не опаздывать
Введение новых знаний
Цель: конкретизация изучаемого материала
- Существует множество единиц измерения времени. Какие вы знаете?
- Кто знает, сколько минут в часе?
- Сколько секунд в минуте?
- Сколько часов в сутках?
- Мы запомнили все за раз: 60 минуток – это … - Я твержу сестре Анюте: 60 секунд в …
- Может ли мне кто-то сказать, чем мы будем заниматься сегодня с вами на уроке?
- А теперь открываем свои рабочие тетради, записываем число, классная работа.
- С красной строки записываем:
1 ч. = 60 мин.;
1 мин. = 60 сек.;
- А кто нам скажет, что такое сутки?
- И сутки равняются 24 часам. Ниже запишем:
1 сутки = 24 часа
- Сейчас вам предлагаю выполнить задание в парах. Необходимо перевести время в нужные единицы измерения (приложение 2).
- Час, сутки, минуты
- 60 минут
- 60 секунд
- 24 часа
- Час
- Одной минуте
- Учиться определять время.
- Сутки – промежуток времени, в течение которого земной шар делает один оборот вокруг оси. За это время происходит смена дня и ночи.
Работа в парах с карточками в тетрадях
Физкультминутка
- Посмотрите на часы справа от вас.
Если сейчас больше 14 часов – встаньте.
Если я буду показывать ровное количество часов, то вы поднимаете руки вверх.
Если я буду называть не ровное количество часов – руки в стороны, а если я использую слова «четверть», «половина» - вы садитесь:
- 12.00
- 13.15
- 16.00
- Четверть одиннадцатого
- 20.35
- Половина третьего,
- 22.00, а чтобы продолжить классную работу попрошу вас сесть ровненько и приготовиться работать дальше.
Поднимают руки вверх, в стороны, садятся, в стороны, занимают рабочие места.
Используется макет часов
Работа в тетрадях
- Вы сейчас получите карточки, где вам необходимо сравнить единицы измерения времени (приложение 3):
- Определи, который час:
- А кто может объяснить, как вы понимаете смысл слов «четверть», «половина»?
- Хорошо! И так, найдём четверть часа. Кто мне подскажет, что для этого нужно сделать?
- Записываем: 60 мин : 4
- И получится?
- Вы абсолютно правы! Равно 15 мин.
- А теперь на модели часов покажите время: 15 час 20 мин, 20 час 15 мин, 23 час 55 мин.
Четверть – четвертая часть часа = 15 мин, а половина – половина часа = 30 мин
- Нужно 60 мин разделить на 4.
- 15 мин
Закрепление
Цель: закрепить сформированные знания и умения
- Следующее задание. Вам нужно заполнить пропуски (приложение 4).
- С новой строки записываем «Задача» и слушаем внимательно (приложение 5).
- А сейчас я вам предлагаю устно отвечать на вопросы (приложение 6).
Домашнее задание
- Откройте дневники и запишите домашнее задание. Работа с карточками (приложение 7). Я раздаю вам карточки, вложите их в тетради и работать вы будете не в карточках, а всё перепишете в рабочие тетради.
- Всем понятно домашнее задание?
- Да!
Рефлексия
- Что вам понравилось или не понравилось на данном уроке?
- Интересно ли вам было на уроке?
- Посмотрите на доску. Вы видите светофор, где написано насколько вы освоили новый материал (приложение 8). Возьмите у себя на столе карточки такого цвета, которые соответствуют вашему уровню запоминания.
- Мы узнали много нового.
- Да!
Поднимают карточки соответствующих цветов.
На слайде светофор.
Приложение 1.
Шиповник (4+36):4*2=20
Осот 5*8+37-65=12
(если не раскроются, то будет дождь)
Цикорий (5+58):7+(9:9)=10
(красивы только в утренние часы0
Лён 6*7-26=16
( в сырую дождливую погоду не раскрываются)
Кисличка 10*6-42=18
(цветёт в мае и 2 раз осенью)
Мак 5*6-3*5=15
(цветёт всего 2 дня, а потом цветы опадают)
Приложение 2.
Перевести в нужные единицы измерения:
180 мин = ____________ ч
360 с = ______________ мин
90 мин = _____ ч______ мин
5 ч 15 мин = _________ мин
8 мин 15 с = __________ с
Приложение 3.
1нед * 8сут 14сут * 2нед
25ч * 1сут 1мес * 35 сут
120 с + 12 мин = 14 мин
6 ч 15 мин – 3 ч 7 мин = 3 ч 8 мин
4 года ∙ 5 = 20 лет
5 ч 22 мин * 302 мин
2 мин 26 с * 147 с
3 мес. … 30 сут.
5 ч 6 мин … 56 мин
Приложение 4.
4в = … лет
2 сут. 6 ч = … ч
2 мин 15 с = … с
3 г 4 мес. = … мес.
1ч – 20 мин = … мин
30 мин 37 с + 10 мин 23с = … мин
Приложение 5.
Задача. Расстояние от Москвы до Хабаровска самолёт пролетает за 9 ч, а поезд преодолевает это расстояние за 9 суток. На сколько часов больше занимает дорога на поезде, чем на самолёте?
Решение:
9 сут. = 24 ∙ 9 = 216 (ч) – на поезде.
216 – 9 = 207 (ч) – больше занимает дорога на поезде, чем на самолёте.
Ответ: на 207 часов.
Приложение 6.
Устный счёт.
- Люба выходит в школу в 8ч15мин. На дорогу уходит 5 минут. В какое время Люба приходит в школу? - 8ч20мин - Начало урока в 8ч30мин. В какое время оканчивается этот урок, если он длится 45 минут? - 9ч15мин - Урок окончился в 9ч15мин, перемена продолжалась 15 мин. Когда окончилась перемена? - 9ч30мин
- На доске записаны 3 слова: вторник, среда и четверг. Иванов, Петров и Сергеев написали в свои тетради по одному слову. Иванов и Петров написали слова, в которых поровну букв. Петров не писал слово вторник. Какое слово написал каждый мальчик? - Иванов вторник. Петров четверг. Сергеев среда